Разновидности порталов органов государственной власти

· Простой муниципальный портал

Как правило, это портал органа местной власти. Часто местные органы не имеют достаточно специалистов и средств, чтобы сразу построить современный полнофункциональный портал.

Простой портал территориального органа управления включает в себя веб-сервер и систему управления базой данных. Это, конечно, не совсем «настоящий» портал, так как на нем трудно публиковать значительный объем информации.

· Портал местного отделения органа управления

Многие ведомства имеют разветвленную сеть территориальных отделений по всей стране. Как правило, на их центральных порталах публикуется значительный объем актуальной информации. Тем не менее, большинство граждан заинтересовано в услугах ближайшего территориального отделения данного ведомства (налогового управления, отделения внутренних дел и т.п.).

Вполне вероятно, что большинство таких ведомств первоначально пойдет по пути создания центрального портала с информацией общефедерального значения и множества веб-узлов местных отделений, размещенных в регионах. На этом пути также нельзя допускать элементов «анархии». Требуется стройная система распределения общей информации, которая в обязательном порядке должна присутствовать на каждом местном веб-узле. Ее можно организовать как традиционными методами — рассылкой компакт-дисков фельдъегерской службой, так и с помощью защищенной электронной почты или централизованной системы управления информации, которая будет публиковать ее на все местные серверы.

Также все порталы местных отделений ведомства должны иметь одинаковую структуру, возможности, оформление и навигацию. Недопустимо, чтобы гражданин, переехав из одного района города в другой, снова был вынужден изучать способы использования порталов необходимых ему служб и ведомств. И, разумеется, они должны быть построены на единой программной платформе, которая рассчитана на максимальную простоту тиражирования и сопровождения. Не должны использоваться «экзотические» или самодельные элементы.

· Портал для осуществления закупок и конкурсного распределения ресурсов

Если учреждение уполномочено вести закупки для государственных нужд либо распределять на конкурсной основе лимитированные ресурсы, ему целесообразно использовать портал уже не на основе веб-сервера (как правило, входящего в состав серверной операционной системы), а на основе специального сервера приложений со встроенными элементами бизнес-логики. Он позволяет планировать и проводить аукционы и тендеры с условиями, понятными участникам и соответствующими законодательству.

Кроме того, как правило, современный портал министерства/ведомства предусматривает развитые средства профилирования пользователей (опросов и сбора статистики об их интересах и предпочтениях) и динамической настройки страниц с учетом имеющихся профилей (например, для сообщения наиболее важной для данной категории читателей информации). Для этого также целесообразно использовать развитый сервер приложений. Он позволяет гибко настраивать работу портала, сделать ее интуитивно понятной и «доброжелательной» по отношению к каждому посетителю, планировать программы по связям с общественностью, обрабатывать статистику, проводить некоторые социологические исследования, обоснованно проектировать развитие портала.

· Портал министерства/ведомства или их отделения, не имеющего территориальных подразделений

К этой категории можно отнести министерства и ведомства Российской Федерации и ее субъектов, не осуществляющие непосредственного взаимодействия с юридическими и физическими лицами, но устанавливающие общие правила и условия деятельности в некоторых областях. Таким учреждениям еще необязательно иметь мощную систему двунаправленного взаимодействия со своей целевой аудиторией, но они, как правило, публикуют такое количество быстро изменяющейся информации, имеющей важное значение, что для управления ею требуется профессиональная система управления содержимым и соответствующий уполномоченный персонал.

Разумеется, даже простой веб-узел/портал должен иметь средства публикации и удаления материалов. Однако настоящая система управления содержимым портала дополнительно обеспечивает:

    • управление полномочиями сотрудников;
    • организацию процесса выдачи поручений, разработки, одобрения и публикации материалов;
    • «виртуализацию» — создание у сотрудников ощущения, что они готовят материалы прямо для портала, хотя в действительности до получения необходимых виз и разрешений они размещают их на некотором собственном «виртуальном портале»;
    • «стейджинг1» — возможность практически мгновенно убрать с портала признанные ошибочными материалы с восстановлением предыдущего логически и визуально корректного состояния. Стадии также могут использоваться для передачи подведомственным или родственным учреждениям как «заготовки» их порталов.

· Портал министерства, ведомства или их территориального отделения, интегрированный с документооборотом

Если размещаемые на портале документы существенно влияют на условия хозяйствования и/или права и обязанности граждан и создаются в достаточно сложных и тщательно регламентированных процессах делопроизводства (как обычно и бывает), то целесообразно готовить их к публикации не в отдельной системе управления содержимым, а в предназначенной специально для этого системе делопроизводства.

Современные внутренние системы документооборота объединяют черты традиционных офисных систем (разработка документов ведется в привычных офисных приложениях) и порталов (настраиваемый пользовательский интерфейс, собираемый из компонентов; поиск по всем типам и местам расположения документов; возможность автоматической рубрикации материалов). Фактически современная система документооборота — это интранет-портал, интегрированный с офисными приложениями. При этом от большинства работников многие мощные средства (в частности, организации маршрутов делопроизводства) могут быть скрыты за простым и очевидным интерфейсом.

В такой конфигурации в систему управления содержимым попадают уже практически готовые документы из интранет-портала документооборота. Остается только определить им место размещения на портале, способ форматирования, снабдить уместными ссылками и, наконец, «дать путевку в жизнь», формально разрешив публикацию.

· Портал крупного министерства/ведомства

К этой категории можно условно отнести государственные органы управления, в центральном аппарате и местных отделениях которых работает достаточно много (несколько тысяч) сотрудников, так или иначе вовлеченных в совместные служебные мероприятия, взаимодействие с гражданами или организациями, а также в публикацию материалов на веб-узле.

В крупном и/или территориально распределенном учреждении единая служба каталогов позволяет упростить организацию делопроизводства и администрирование прав доступа. Почтовая система позволяет обмениваться сообщениями, синхронизировать расписания, назначать встречи. Ее также можно использовать для рассылки важных уведомлений и других типовых операций делопроизводства.

· Портал, ориентированный на обработку сложных запросов

Такой портал обычно создается в министерстве или его территориальном отделении для онлайновой обработки сложных запросов или документарных форм (например, налоговых деклараций), поступающих от граждан или организаций. Его отличительные особенности:

    • необходимость использования дополнительных программных приложений (возможно, специфичных только для данного ведомства, особо сложных или даже устаревших, но слишком дорогостоящих в модернизации);
    • частое изменение процессов делопроизводства в связи с изменениями законодательной базы и подзаконных актов, регулирующих обработку запросов или документарных форм;
    • развитый документооборот;
    • «транзакционность» — необходимость отслеживать исполнение связанных групп операций и в случае возникновения сбоя или ошибки при выполнении одной из операций отменять все предыдущие шаги, связанные в транзакцию. Наиболее типичная область применения транзакций — это финансовые операции;
    • жесткий контроль исполнения.

Чтобы портал оказал серьезную помощь в работе такой организации, он должен:

    • обеспечить прием информации от граждан и предприятий. В некоторых случаях такие обращения могут потребовать электронной цифровой подписи или иных средств идентификации, например смарт-карт. Данные вопросы регулируются российским законодательством;
    • обработку информации в рамках внутренних процессов делопроизводства и документооборота;
    • выдачу гражданам соответствующих результатов обработки, что, как правило, происходит как в электронной, так и в бумажной форме (например, патентное ведомство может принимать заявки на изобретения через портал, вести переговоры с изобретателями и патентными поверенными через портал, уведомлять их о решении через портал, но отсылать патент заказным почтовым отправлением).

Данная категория порталов требует определенных мер обеспечения безопасности информации, для чего рекомендуется использовать современное, профессионально разработанное программное обеспечение с постоянно совершенствуемой и обновляемой защитой для ликвидации проблем уязвимости.

Для учета всех этих особенностей и решения вытекающих задач построения гибкой и надежной архитектуры портала с маршрутизацией и обработкой сложных запросов служит специальный класс серверного программного обеспечения — серверы интеграции (называемые также иногда «шлюзами»). До их появления задача интеграции множества разнородных приложений в крупном учреждении могла затянуться на несколько лет. Сейчас она решается за несколько месяцев.

· Портал правительства

Гражданину не нужно знать, какой конкретный чиновник в каком из многочисленных ведомств уполномочен решить его частную проблему. В идеале ему даже не нужно знать, где расположены ближайшие отделения большинства государственных ведомств. Всё: от подачи налоговых деклараций и регистрации недвижимости до получения компенсаций или оплаты коммунальных услуг, — он должен иметь возможность сделать по интернету. Теоретически на одном веб-узле могли бы быть в удобном виде собраны все федеральные и местные нормативные акты.

Построить такой всеобъемлющий портал непросто. Он, конечно, должен обладать высокой производительностью и надежностью. Но это при современном уровне развития вычислительной техники вполне достижимо (некоторые крупные предприятия имеют более дорогие и сложные информационные системы, чем самые передовые правительства). Для достижения необходимой производительности и надежности можно использовать наращиваемые кластеры компьютеров, операционная система и другое программное обеспечение которых осуществляют динамическую балансировку их вычислительной нагрузки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: