О демографической саморегуляции общества

© А.Аугустинавичюте (Аугуста) – Рукопись, Вильнюс, 1980

Помня о том, что А.Аугуста – основатель соционики, мы как-то забываем, что она была одним из первых социологов в Советском Союзе. Иные уже и забыли, что социология до поры до времени считалась буржуазной лженаукой, что социологические исследования когда-то приходилось выполнять экономистам (социология – значит статистика), однако социологические факультеты почему-то отпочковались от философских – таким вот странным, извилистым путем приходилось идти науке под гнётом марксистской идеологии.

Предложенная статья пока что нигде не публиковалась. Она рассматривает причины изменения ролей мужчины и женщины в разных экономических условиях. Разумеется, не стоит забывать, в какие времена статья писалась.

«Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счёте, производство и воспроизводство непосредственной жизни (...) с одной стороны — производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой — производство самого человека, продолжение рода» (3, с. 25-26). Каждый человек – член семьи, класса, общества и, как живое существо, частица природы. Для того, чтобы жить, он производит, т.е. вступает в определённые отношения с другими людьми и природой. Для биологической и социально-психологической репродукции рода, и репродукции основных своих сущностных сил обзаводится семьей.

Рождение ребёнка — составной момент репродукции общества. Это не только физиологический акт, но и экономическая функция, исходный момент репродукции рабочей силы, без которого все другие её моменты теряют смысл. Ю.И. Семёнов этот момент воспроизводства называет детопроизводством (4, с. 155).

В процессе общественного воспроизводства первичным, определяющим, является производство материальных благ. Воспроизводство физических и духовных сил человека, в том числе детопроизводство — вторичное, приспосабливающееся к производству.

Для успешного роста производительных сил и народного благосостояния необходимы определённые пропорции между воспроизводством материальных благ и воспроизводством населения. Каждое из этих звеньев имеет свои закономерности развития, свои проблемы и трудности, каждое развивается в одно и то же время закономерно и стихийно, а необходимые пропорции устанавливаются не без противоречий. В зависимости от способа производства и уровня его развития общество больше волнуют то классовые, то семейные противоречия, то производственные, то демографические проблемы. А то из звеньев, которое тормозит дальнейшее развитие производительных сил, то есть — не удовлетворяет общество, становится центром усиленного внимания.

Цель данной статьи – попытаться доказать, что в обществе действует не только механизм самосохранения вида, но и механизм демографической саморегуляции общества, то есть: что взаимоотношения между материальным производством и детопроизводством регулируются пониманием их большей или меньшей, иногда — особой значимости для общества. А основное средство, с помощью которого изменяются репродуктивные установки населения, есть повышение или понижение социального статуса определённого пола.

Разница между полами, с точки зрения общественного процесса воспроизводства – в том, что женщина имеет возможность исполнять две роли (рождение детей и участие в производстве), мужчина — одну (участие в производстве). Из-за этого репродуктивное поведение женщины становится балансирующим, приспосабливающимся. Когда общество чувствует потребность увеличения рождаемости, оно склоняет её к материнству, и статус женщины-матери исключительно высок – иногда выше мужского. Можно смело утверждать, что место мужчины и женщины как в обществе, так и в семье, их социальный статус в конечном итоге являются результатом того, как общество на данном конкретном этапе своего развития оценивает исполняемые ими в процессе общественного воспроизводства роли. Производство ставит определённые требования и к взаимоотношениям полов, и к личности человека. Поощряется только то, что соответствует потребностям роста производительных сил. Люди хотят делать нужное и значимое. Потребность признания – одна из основных потребностей. Когда её не хватает, начинается поиск новых путей повышения статуса. Так, например, в своё время появилась проблема женской эмансипации.

Человек как личность имеет свободную волю. Свободная воля его как члена общества и представителя вида в довольно значительной мере обусловлена и подчинена закономерностям и воле общества и природы. Большая часть того, что происходит между людьми в семье, подвластна действующим объективным законам. Процесс саморегуляции общества усложняется тем, что все поступки человека окрашиваются субъективной мотивацией, которую, однако, в значительной мере обуславливают обществом (но не отдельными людьми) осознанные объективные потребности вида, сообщаемые индивиду через отношение к его поступкам.

Начальным звеном воспроизводства человека как вида есть рождаемость, в большой мере контролируемая обществом с помощью установленных стереотипов брака, семьи и норм половой жизни. С изменением потребностей производства эти стереотипы меняются, но это происходит не раньше, чем изменяется общественное сознание, т.е. осознается, что указанные стереотипы не соответствуют новым потребностям. (А вместе с тем — из-за своей непоощряемости перестают удовлетворять и потребности отдельных индивидов). Каждое коренное изменение семейных отношений есть результат осознанной обществом необходимости изменить репродуктивное поведение семей. Равно как история общества — это история классовых отношений, так с ней связана история изменения взаимоотношений между полами, которые, согласно потребностям роста производительных сил, способствуют то повышению, то понижению рождаемости.

Одна или другая рождаемость — результат осознанных обществом и превращённых в жизненную норму потребностей. Детей столько, сколько нужно обществу плюс коэффициент инертности. Поэтому между объективной и осознанной потребностями, а тем более – между потребностью и фактическим приростом, неизбежны более или менее долговременные противоречия. Новые традиции, обычаи и нормы жизни очень часто приживались в обществе в зависимости от того, способствовали ли они уменьшению или увеличению прироста населения. Допустим, двойная мораль и особая строгость к сексуальной сдержанности женщин говорят о стараниях обществ ставить преграды её детопроизводственным способностям. Показателем, на который ориентируются при изменении стереотипов поведения средней семьи, есть фактический прирост населения. Обществу нужна не опредёленная рождаемость, а опредёленный прирост, который при разных условиях даёт разная рождаемость.

При медленном росте производительных сил такие программы – долговременные, хорошо известные всему обществу как то, что является хорошим, разумным, приличным благородным, и т.п. Создаётся долговременная система традиций, обычаев и моральных норм.

На протяжении истории человечества довольно чётко вырисовывается пять этапов, которые существенно отличаются друг от друга демографическими установками общества. Их и попробуем рассмотреть в данной статье. При этом нас интересуют только самые общие тенденции развития общества. Т.е. лишь основные тенденции развития семей тех слоёв населения, которые никогда не отрывались ни от непосредственного воспроизводства материальных благ, ни от воспроизводства населения — будущей рабочей силы, то есть — матриархальная и патриархальная семья первобытной общины, традиционная семья мелкого производителя, семья наёмного рабочего при капитализме и семья в планируемом социалистическом обществе. При этом мы не берёмся рассчитывать и доказывать, какой прирост населения на каком этапе жизни общества является объективно необходимым, нас интересует лишь то, как общество осознает эту потребность и как ценит энергию, затраченную на детопроизводство по сравнению с энергией, затраченной на материальное производство и тем самим — куда оно клонит женщину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: