Первый этап – простая репродукция населения

Производительная сила общины на первых этапах её существования прямо пропорциональна количеству взрослых людей с поправкой на преимущества, даваемые простой кооперацией труда. Низкая производительность, зависимость от природы, стихийных бедствий, эпидемий, голода. Большая смертность, особенно среди женщин и детей (4, с. 98). Постоянная опасность вымирания. Сохранение и продолжение рода – исключительно трудная и сложная задача. Жизнеспособность общины – в большей зависимости от рождаемости, здоровья женщины и детей, чем от каких бы то ни было других усилий общины. Способность женщины к детопроизводству ценится выше, чем умение и физическая сила мужчины-охотника. Всё, что увеличивает рождаемость, является правильным, хорошим, моральным, честным; всё, что может её уменьшить, подлежит искоренению. Это заставляет искать и оптимальную для материнства организацию общества. Ею оказался матриархат, создавший для женщины не только равные, но в некоторых случаях и преимущественные условия существования: сделал её интересы и потребности центром интересов общины. Женщины стали главенствующим полом, так как это обеспечивало оптимальные условия для благополучного материнства. Переход к парному браку, по-видимому, в основном связан тоже с тем, что способствует детопроизводству: исключая опасность снижения рождаемости из-за перенапряжённой сексуальной жизни женщин, он способствует детопроизводству. Ю.И. Семёнов придерживается мнения, что у предлюдей количество самцов превышает количеству самок (4). Такое же положение, по-видимому, было и на ранних этапах человечества.

Это было время, когда моменты расширенного воспроизводства материальных благ, как и расширенного воспроизводства населения, были случайностью, терялись в общем море простого воспроизводства или сменялись периодами спада. Большей проблемой было воспроизводство населения, чем материальных благ, обеспечивающих привычный уровень потребления. Общество интересовалось лишь приростом населения, перенаселение не грозило.

То, что первобытное общество на определённых этапах своего существования обеспечивало женщинам лучшие условия существования, чем мужчинам, подтверждают, в частности, недавние исследования Айрис Андрески. В своей книге «Старые женщины рассказывают» она описывает распространенный ещё в первой половине нашего века в Африканском народе ибибио в настоящее время необъяснимый обычай «домов, в которых толстеют». Девочки и девушки отдавались (от одного до трех разов в жизни — в зависимости от состоятельности родителей или жениха) в эти дома для “раскармливания”. Обычай становится понятным лишь при учёте, что живущим впроголодь первобытным общинам созревание женщины для исполнения детородной функции было проблемой. При плохом питании месячные не появляются ни у девушек, ни у взрослых женщин. Вполне возможно, что распространенный в этом же народе совершенно загадочный обычай обрезания девочек тоже связан с желанием искусственными средствами способствовать появлению крови из половых органов. О том, насколько серьёзной была в этих районах проблема обеспечения всех членов семьи в былые времена, говорит цитируемое автором книги каноническое приветствие, которым и теперь обмениваются при встречах знакомые: «Как поживаешь, как твоя семья?». «Спасибо, хорошо. Только голод мучает». «Что поделаешь, лучше голод, чем болезни» (1, с. 26 – 36).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: