Этап овладения умением соотносить отдельные звуки речи (фонемы) с буквами в составе слоговых моделей

На этом этапе используются приемы моделирования изменений в звуковом (фонематическом) составе слогов и однослоговых слов в зависимости от замены отдельных букв в графической модели. При этом происходит временный отход от семантической (лексической) стороны слов. Изменяя звуки в двух, трех и четырехбуквенных слоговых моделях, дети получают звуковые сочетания, которые далеко не всегда имеют лексическое значение: «кит»-«кот»-«кут»-«кет»-«кат», и т.д. Тем самым фиксируется особый способ действий только со звуковыми (фонематическими) характеристиками слогов. Формируются умения оперировать со звуками (фонемами), как особыми дискретными единицами-знаками, комбинировать и сочетать их в составе различных слоговых моделей.

При этом дети знакомятся с тем, что каждая буква в составе разных слов может обозначать определенные звуки (фонемы) – обобщенные сочетания артикуляций, которые в речи представлены целостными звуковыми характеристиками – вариантами фонемы. Вместе с тем, каждая буква имеет свое собственное название. При этом названия букв часто дезориентируют учащихся в процессах звуко-буквенного анализа. Поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить четкое и осознаваемое понимание дошкольниками того, что:

· Звук (фонема) это то, что мы слышим и произносим.

· Буква – это то, что мы пишем и видим, то, что на письме обозначает звук.

Если у детей до знакомства с буквами уже имеются умения и навыки слого-звукового анализа речи, то им оказывается легче овладеть верным произнесением звуков по буквенным моделям, так и обозначением звуков с помощью букв. В связи с этим при начальном обучении чтению полезно формировать у ребенка знания и умения обеспечивающие:

Þ Ориентировку в звуковом – фонематическом – составе речи (см. предыдущий этап).

Þ Ориентировку в графическом обозначении известных фонем (звуков) с помощью букв.

Þ Ориентировку в названиях букв алфавита при четком различении обозначаемого буквой звука (фонемы) и названии (словесном обозначении) данной буквы. Это умение не является необходимым в процессе первоначального овладения техникой чтения и даже может вносить дополнительные трудности. Поэтому на первых этапах обучения чтению можно не знакомить детей с названиями букв и алфавитом.

На этом этапе большую трудность для многих детей представляет умение соотносить буквы с вариантами фонем (звуков). Часто можно наблюдать, что в процессе начального овладения чтением определенные буквы дошкольник начинает связывать с какой-либо одной фонемой или вариантом ее произнесения. Это, как правило, обусловливается тем, что в совместных с взрослыми действиях воспроизведение соответствующей фонемы по графическим буквенным обозначениям исходно формируется и отрабатывается только по отношению к одному варианту воспроизведения. И отработка только такого произнесения изолированных звуков (фонем) будет вести к ошибкам в чтении тех слов, где необходимо произнесение других фонем или вариантов их звучания.

Например, при чтении отдельных букв изолированные согласные звуки произносятся только как твердые. Тогда ребенок сначала будет предпочитать произносить твердую фонему, соответствующую определенной букве, и только вслед за этим исправляться на произнесение соответствующей мягкой фонемы. Это ведет в последующем к устойчивым ошибкам в процессе чтения вслух. Такие особенности ошибочного произношения фонем при чтении могут сохраняться достаточно длительное время даже после того, как ребенок начинает читать вслух целыми словами и даже предложениями.

В связи с этой проблемой, существует два основных теоретически обозначенных подхода к проблеме овладения дошкольником чтением по буквам и слогам. Первый подход предполагает обучение детей четкому выделению отдельных звуков (фонем) с последующим соотнесением их с отдельными буквами, а затем обучение складыванию слогов из букв и звуков. При таком подходе дети часто начинают испытывать затруднения в слитном произношении слогов и слов по читаемым буквам. Педагогам и родителям некоторое время приходится добиваться того, чтобы ребенок овладел навыками «пропевания» слогов – научился произносить отдельные звуки слитно, не разделяя их паузами.

Второй подход заключается в обучении детей сразу читать слоги, а не отдельные буквы. В этом случае ребенок знакомится с определенными буквами в составе разных слогов. И звуки (фонемы), обозначаемые одной и той же буквой начинают произноситься сначала в сочетании с различными гласными, а позднее и согласными звуками. Такой подход к обучению чтению обеспечивает решение сразу двух задач: а) позволяет ребенку ориентироваться в диапазоне звуков (фонем), которые обозначаются определенной буквой, б) позволяет «сходу» овладеть правильным произнесением слогов по буквам.

И первый и второй подходы следует рассматривать как взаимно дополнительные. Дошкольника полезно научить: а) выделять и произносить обозначенные буквами отдельные фонемы, что будет способствовать в последующем более легкому и эффективному овладению письмом; б) слитно произносить фонемы входящие в состав определенных слогов по буквенным обозначениям. И для того, чтобы избежать многих ошибок, которые может ребенок «научиться» допускать в процессе чтения, оба указанных умения следует формировать одновременно. В связи с этим:

Þ Не следует чрезмерно много внимания уделять отработке воспроизведения ребенком одного и того же изолированного звука (фонемы) по указанной букве.

Þ При отработке воспроизведения звуков (фонем) по указанной изолированной букве полезно учить ребенка сразу воспроизводить разные фонемы, которые могут обозначаться данной буквой, а также возможные варианты произнесения фонем в составе различных слогов и слов.

Вторая трудность, которую требуется преодолевать ребенку на данном этапе овладения чтением – выработать умение опережающей ориентировки на последующие буквы, без чего оказывается невозможным верное произнесение конкретного варианта фонемы, обозначаемой отдельной буквой. Для верного произношения по буквам сочетания фонем необходимо зрительно ориентироваться одновременно на структуру из 2-4 букв. Особенно явно затруднение в правильном выборе произношения звука по читаемой букве проявляется у тех детей, которые обучались читать «по буквам» при ориентировке «одна буква – один «эталонный» звук».

Другими словами, верное и слитное произнесение ребенком большей части звуков в составе слога или слова становится возможным, если ребенок согласует каждый произносимый звук с последующими звуками. А это, в свою очередь, обеспечивается опережающей ориентировкой в последующих буквах, которые обозначают те звуки (фонемы и варианты их звучания), которые ему еще только предстоит произнести.

Если такие ошибки становятся систематическими при чтении ребенком вслух, то следует:

Þ Не спешить с переходом к самостоятельному чтению ребенком целых слов и предложений.

Þ Вернуться к уяснению ребенком отношений между фонемами и буквами, а также отношений между произносимыми сочетаниями фонем (звуков) и их обозначениями с помощью букв в составе разных слогов.

Þ Особое внимание уделять умению ребенка слитно читать изолированные слоги – сначала по образцу задаваемому взрослым, а затем самостоятельно. При этом поводить звуковой анализ слога полезно вслед за слитным и правильным произнесением соответствующего сочетания фонем (звуков).

Первоначальное знакомство с буквами полезно осуществлять путем постепенного заполнения графических моделей слов уже не условными знаками (см. предыдущий этап), а конкретными буквами. При этом из таких моделей, по мере знакомства с новыми буквами, постепенно вытесняются условные знаки. В результате, к окончанию этого этапа, ребенок начинает верно читать любой слог уже по буквенным моделям.

Среди специалистов не существует единства в отношении того, в каком порядке следует знакомить детей с буквами. Чаще всего сначала предлагается знакомить детей с гласными буквами и с сонорными согласными (л, м, н, р). Но это не является правилом. При этом гласные полезно вводить парами: а–я, у–ю, э–е, о-ё, ы-и – указывая, что в составе слогов они обозначают: а) один и тот же гласный звук и б) обозначают твердость или мягкость предшествующего согласного.

При знакомстве детей с каждой новой буквой полезно с самого начала ориентировать детей на анализ того, что обозначает каждая из букв:

· Гласные буквы а, о, у, ы, э – всегда обозначают определенный звук (фонему) и твердость предшествующих согласных звуков (фонем).

· Гласные я, ё, ю, и, е – обозначают определенный звук (фонему) и мягкость предшествующих согласных звуков (фонем), а также могут обозначать два звука (фонемы), когда стоят после гласной буквы или в начале слова.

· Согласные буквы л, м, н, р – обозначают: а) непарные звонкие согласные звуки (фонемы) – это сонорные, самые звонкие из согласных; б) при этом каждой из букв может обозначаться мягкая или твердая фонема.

· Буквами б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш – обозначаются: а) парные по глухости-звонкости согласные звуки; б) при этом каждой из букв (кроме ж-ш) может обозначаться мягкая или твердая фонема.

· Буквами х, ц, ч, щ – обозначаются непарные глухие согласные фонемы.

При формировании у ребенка умений читать фонемы, слоги и однослоговые слова по буквам полезно:

Þ Сначала знакомить ребенка с гласными буквами в составе разных слогов с двумя-тремя согласными буквами.

Þ При знакомстве ребенка с очередной буквой добиваться того, чтобы ребенок знакомился сразу со всем разнообразием фонем (звуков), которые могут обозначаться данной буквой.

Þ Познакомить ребенка с тем, как обозначаемые данной буквой фонемы звучат в окружении различных фонем. При этом важно, чтобы ребенок активно воспроизводил соответствующие сочетания звуков в составе различных слогов и односложных слов.

Þ При этом важно обращать внимание на то: а) чтобы ребенок с самого начала правильно произносил сочетание звуков по буквенному обозначению слогов, и у него не закреплялись систематические ошибки неправильного чтения, б) вслед за этим умел по отдельности выделить звуки и соотнести их с буквенными обозначениями.

Таким образом, на этом этапе формируется общая схема «буквенно-звукового анализа» слогов, которая обеспечивает: установление количества букв, звуков и слогов в слове, а также верное соотнесение с соответствующими буквами согласных и гласных звуков (фонем). Формируются и отрабатываются навыки верного слитного прочтения отдельных слогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: