Типы рыночных структур

· Для рынка монополистической конкуренции характерно участие в рыночных отношениях множества продавцов, которые предлагают дифференцированный продукт, поэтому рыночные барьеры невысоки в силу производства небольшого объема продукции и наличия неценовых факторов конкурентной борьбы, обусловленных дифференциацией продукта

· Для рынка совершенной конкуренции характерно участие в рыночных отношениях множества продавцов, которые предлагают однотипный продукт. Поэтому рыночные барьеры отсутствуют в силу наличия невысокого уровня издержек производства и отсутствия неценовых факторов конкурентной борьбы.

· Для олигопольного рынка характерно участие нескольких продавцов, которые предлагают или дифференцированный, или однотипный продукт. Поэтому рыночные барьеры высоки в силу наличия высоких издержек производства и неценовых факторов конкурентной борьбы.

· Рыночная структура совершенной конкуренции характеризуется рядом условий: множественностью как продавцов, так и покупателей; незначительным по сравнению с объемом рынка объемом производства отдельной фирмы; однородностью представленного на рынке товара; хорошей информированностью о ценах на рынке, независимостью продавцов и покупателей в принятии решений по объемам производства (продаж) и покупок соответственно и по поводу цен, возможностью свободного входа и выхода производителей в отрасль и из отрасли. Таким образом, примером совершенной конкуренции является рынок пшеницы.

  • Если расположить основные рыночные структуры в порядке убывания рыночной власти конкретной фирмы, то порядок будет таков: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают незначительной рыночной долей, выпускают неоднородную продукцию и не вступают в сговор.

· На рынке монополистической конкуренции представлено множество фирм, предлагающих близкие заменители. На этом рынке конкретные покупатели и продавцы не влияют на параметры равновесия и поведение остальных участников рыночных отношений, и лишь в краткосрочный период фирмы, выступая в роли относительных монополистов, имеют возможность получения экономической прибыли.

  • Система антимонопольного регулирования включает две группы мер: административно-правовые (законодательные) и экономические. Последние представлены налогообложением продукции и сверхприбылей, установлением предельных норм цен и прибылей. Роспуск существующих предприятий из-за признания их монополистами (принудительное разукрупнение) относится к административно-правовому воздействию.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: