Формальные институты — это институты, в которых объём функций, средства и методы функционирования регулируются предписаниями законов или иных нормативных правовых актов, формально утвержденных распоряжений, установлений, правил, уставов и т. д. К формальным социальным институтам относится государство, суд, армия, семья, школа и т. п.
Неформальные институты — это институты, в которых функции, средства и методы деятельности не установлены формальными правилами (то есть четко не определены и не закреплены в специальных законодательных и других нормативных актах). Несмотря на это, неформальные институты так же, как и формальные, выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном спектре, так как являются результатом коллективного творчества, самодеятельности и волеизъявления граждан (объединения по интересам, различные досуговые и др.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется на основе неформальных санкций, То есть с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях. Подобные санкции (общественное мнение, обычаи, традиции) часто бывают более эффективным средством контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции.
|
|
К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право.
К неосновным относят те, которые включены в основные: Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства и др. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.
Каждый социальный институт включает:
· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
· идеологические обоснования деятельности социального института;
· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
|
|
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция.
(Например) Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п.
Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:
1) сеть образовательных учреждений;
2) социальные общности (педагоги и учащиеся);
3) учебный процесс.
Признаки семьи как социального института;
1. Установки и образцы поведения – привязанность, уважение, ответственность.
2. Культурные символы – брачный ритуал, обручальные кольца.
3. Утилитарные культурные черты – дом, квартира (комната), мебель.
4. Устные и письменные кодексы поведения – Конституция РФ, Семейный кодекс РФ.
5. Идеология – любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности брачных отношений, желание создать, укрепить и сохранить семью.
семья — это основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Под браком понимается союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, к своим родителям и к своим детям.
Моногамия — исторически последняя и наиболее распространенная в настоящее время форма брака, суть которого заключается в устойчивом брачном союзе одного мужчины и одной женщины.
Полига́мия — форма брака, при котором супруг одного пола имеет более одного супруга противоположного пола. Имеет две формы — многожёнство и многомужество.
Полиа́ндрия — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Противопоставляется термину моноандрия.
полигини́я — одна из исторических форм полигамного брака, при которой мужчина состоит в брачном союзе одновременно с несколькими жёнами.
Семья как социальный институт призвана выполнять следующие функции.