Становление и эволюция российской правовой системы происходили по общим закономерностям, присущим развитию любой национальной правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.
В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.
Можно указать на 3 характерные исторические черты русского права. Первая – это неразвитостьюридических традиций у русского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, отрицание самой необходимости и ценности права.
Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобразования христианства и семьдесят лет “марксистско-ленинской идеологии” характеризуют вторую черту русского права, суть которой – идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.
|
|
Географическое положение русского государства,сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права – слияниюв нем европейских и азиатских начал.. Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских юридических обычаев в конце I тысячелетия н.э.
Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляла Русская Правда. Ее источником было обычное право; она включала в себя нормы различных отраслей права, обобщила отдельные законы.
Развитие русского права в XV-XVI вв способствовало появлению уникального законодательного акта – Соборного уложения. Соборное уложение было первым законодательным актом, который был действительно опубликован и разослан в виде книги по всей России. В течение первого полувека этот сборник был переведен на другие языки. В тогдашней Европе ни в одном из государств не было закона, объединявшего в себе все писаное уголовное, процессуальное и светское гражданское право.
Что касается более позднего периода, то историю имперской юстиции можно четко разделить на два этапа:
Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864. Реформы, проведенные на этом этапе, смягличи средневековые черты российского государства. Так, судебные учреждения получили коллегиальное устройство; судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности; был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.
|
|
Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г. На этом этапе суд отделился от административной власти; был введен гласный, состязательный процесс; была установлена презумпция невиновности; судьи стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только при совершении ими серьезных нарушений; учреждение суда присяжных.
Таким образом, развитие российской правовой системы X-XIXвв, восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, северноевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем, однако следует отметить наличие особой евразийской разновидности.
Во-первых, высокая приоритетная защита общих интересов в ущерб личным притязаниям индивида.
Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.
В-третьих, широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и тд
И, наконец, высокая степень “присутствия” государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, подчиненность права государству и отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.
Современное российское право – это преимущественно законодательное право. Оно развивается главным образом законодательным путем и характеризуется бурным обновлением законодательства в связи с принятием конституции РФ в 1993 г и изданием важных нормативных актов текущего законодательства.
Конституция РФ закрепляет следующие фундаментальные принципы системы источников права:
1) признание человека и его прав высшей ценностью; соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанностью государства.
2) признание за Конституцией РФ и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
3) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ перед национальным правомочия
Источниками российского права являются: закон, подзаконный нормативный акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.
Для современной правовой системы России характерным является признание приоритетным источником права закона.
Конституция РФ – важнейший источник российского права. В качестве источников российского права также выступают федеральные конституционные законы, законы РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ.
Новым явлением для российской правовой системы является заключение между органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между этими органами власти.
Общие принципы права также являются источником российского права и используются при наличии пробелов в праве, когда необходимо применение аналогии права; в случае издания таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.
Международные правовые акты признаются важнейшими источниками российского права; являются составной частью правовой системы РФ. Органы гос власти в своей деятельности обызаны не только соблюдать нормы международного права, но и принимать в пределах своей компетенции меры, необходимые для их соблюдения.
Сделует обратить внимание также на право каждого российского гражданина обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека.В основе признания права граждан на обращение в межгосударственные органы лежит: 1) процесс возрастания роли международных организаций в деле защиты прав и свобод человека; 2) признание Россией юрисдикции межгосударственных органов по защите прав и свобод человека
|
|
Таким образом, система источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которойправо не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.