С. Н. Пахомов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ

Пахомов С.Н., заместитель начальника кафедры криминалистики Военного университета, подполковник юстиции.

Допрос как процессуальное действие является наиболее распространенным действием, осуществляемым следственными органами в ходе раскрытия и расследования преступлений. Несмотря на устойчивую тенденцию в объективизации процесса доказывания (т.е. отыскания вещественных доказательств, производства экспертиз и т.д.), доказательственная база и в настоящее время в основном состоит из доказательств субъективного характера (протоколы допросов, очных ставок, предъявления для опознания и т.д.). Допрос как процессуальное действие является и самым психологизированным. В ходе производства допроса следователю необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности личности допрашиваемого, следить за его поведением и реакциями, отображать собственное поведение и нейтрализовывать свои отрицательные качества, преследовать цель допроса и гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию. Все перечисленное - далеко не полный список узловых моментов этого сложнейшего процессуального действия. Кроме того, все вышеуказанное необходимо осуществлять не последовательно, а одновременно, в динамике развития коммуникации между участниками действия.

Особенность производства допроса свидетеля заключается в том, что, во-первых, свидетелем может быть любое лицо (за исключением тех, которые указаны в ст. 56 УПК РФ), которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для дела; во-вторых, свидетель может дать информацию более объективную, чем заинтересованные стороны в деле, так как он занимает позицию со стороны (это не означает, что показания свидетеля имеют преимущество перед показаниями обвиняемого и потерпевшего).

В настоящее время в современной литературе выделяют следующие этапы производства допроса: подготовка к проведению, проведение и оценка результатов процессуального действия. В этапе проведения допроса выделяют несколько стадий: получения анкетных данных, формирования коммуникативного контакта, свободного рассказа, вопрос-ответную и завершения. Последовательно рассмотрим каждый из этапов.

В процессе подготовки к производству допроса необходимо сформулировать цель и задачи этого процессуального действия. От правильного выдвижения цели зависит и результативность деятельности в целом. Проведение мероприятий без заранее определенных желаемых результатов, как правило, обречено на провал. В деятельности следователя зачастую возникает желание произвести допрос с целью "на всякий случай" или "а вдруг", однако, не формулируя перед собой задачи, невозможно сконцентрироваться на диалоге со свидетелем. Кроме того, так называемые формальные допросы раздражают как самого допрашивающего, так и допрашиваемое лицо, делают их общение тягостным и бесперспективным. Принимая решение о вызове на допрос определенного лица, следователь заранее намечает для себя круг вопросов, которые должны быть выяснены в ходе предстоящего допроса. Без этого допрос может оказаться поверхностным, неполным, что в дальнейшем неизбежно приведет к повторному вызову свидетеля.

Далее в ходе подготовки к производству допроса необходимо получить информацию относительно личности допрашиваемого лица. В зависимости от времени и оперативных возможностей, которыми обладает следователь, объем информации может быть различным. Кроме сведений установочного характера, следователя должны заинтересовать данные об интеллектуальной, эмоционально-волевой, характерологической, мотивационной сфере личности свидетеля. Без указанных характеристик невозможно продумать линию возможного поведения как самого следователя, так и свидетеля.

Способ вызова для производства допроса определен в ст. 188 УПК РФ (повесткой). Однако допускается осуществлять вызов на допрос, используя любые средства связи. Возможны ситуации, когда для надлежащего контакта с допрашиваемым необходимо скрыть от окружающих его людей сам факт вызова для производства допроса.

Немаловажным является вопрос о выборе места производства допроса и его времени. Статья 187 УПК РФ устанавливает, что допрос проводится по месту производства предварительного следствия, а также следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Как правило, непосредственным местом производства допроса является кабинет следователя.

Решая вопрос о времени производства допроса, следователь исходит прежде всего из того, что чем меньше времени пройдет между совершением преступления и допросом, тем более полная и точная информация от свидетелей может быть получена. Рекомендуют производить допрос относительно внешнего вида подозреваемого, транспортного средства, деталей произошедшего не позднее чем через 1 - 2 часа после случившегося. Однако в случае, если в ходе произошедшего преступного деяния свидетель испытал нервно-психическое потрясение, шок от увиденного, то допрос в любом случае необходимо отложить до состояния относительной успокоенности очевидца произошедшего. Кроме того, закон устанавливает, что допрос проводится в дневное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Также необходимо учитывать, что внимательное отношение следователя к рабочему и свободному времени вызываемых им свидетелей является одним из условий формирования доверительных отношений. Исходя из данных о личности вызываемого лица, его занятиях, следователь по возможности должен выбрать такое время, когда вызов на допрос наиболее удобен свидетелю.

В ходе подготовки следователю также необходимо решить вопрос, связанный с участием в ходе производства других лиц. Это может быть член следственно-оперативной группы, начальник следственного отдела. Также УПК РФ содержит перечень лиц, присутствие которых обязательно на допросе (переводчик, педагог, законный представитель, адвокат).

Считается, что присутствие на допросе постороннего лица нарушает обстановку доверия, которая необходима при допросе, мешает допрашиваемому собраться с мыслями, держит его в постоянном напряжении, стесняет его, не позволяет сосредоточиться, изложить свои мысли и т.п.

Необходимо также подготовиться и в плане технического обеспечения допроса, которое включает в себя приготовление средств фиксации показаний - бланка протокола, компьютера или пишущих принадлежностей, средств аудио- или видеозаписи; обеспечение необходимыми транспортными средствами и охраной, если они могут потребоваться для доставки допрашиваемого к месту допроса; подготовку помещения для допроса в кабинете следователя или по месту нахождения допрашиваемого. Помещение для допроса должно быть удобным для проведения этого следственного действия, обеспечивать сохранение следственной тайны, способствовать установлению коммуникативного контакта с допрашиваемым, сосредоточению его внимания на предмете допроса.

В процессе производства самого допроса на стадии получения анкетных данных следователь обязан удостовериться в том, что на допрос прибыло именно то лицо, которое он вызвал. Общий тон диалога должен быть ровным, уважительным, корректным, не допускающим как излишнюю развязность, так и холодность. Не следует с самого начала чрезмерно подробно детально выяснять отдельные обстоятельства биографии, вопросы, относящиеся к личной жизни, акцентировать внимание на данных, характеризующих допрашиваемого с отрицательной стороны. Все это вызывает недоверие к фигуре следователя, способствует формированию конфликтных взаимоотношений.

Разъяснение прав, обязанностей и ответственности свидетеля следователем не должны быть формальными, поверхностными. Форма разъяснения и предупреждения об ответственности должна способствовать развитию чувства гражданского долга, повышать значимость явки на допрос.

Кроме того, собирание анкетных данных является прологом к следующей значимой стадии допроса - стадии формирования коммуникативного контакта.

Собирание биографических сведений, несмотря на формализованность процедуры - это также и оценивание внешнеповеденческих признаков допрашиваемого лица, установление контактов глаз, подстройка к позе, мимическим проявлениям, жестикуляциям собеседника и т.д. В зависимости от планируемой формы диалога следователь должен определить и пространственную организацию общения (друг напротив друга, по диагонали, на одной стороне пространства общения), выбрать дистанцию между общающимися.

На стадии установления коммуникативного контакта следователь должен: определить индивидуально-психологические особенности допрашиваемого; устранить в случае их выявления барьеры общения (боязнь или неприятие следователя); создать благоприятную для процесса общения психологическую обстановку с целью установления истины.

Основой коммуникативного контакта служат как доверительное отношение допрашиваемого к следователю, так и уважительное отношение и тактичное поведение следователя.

Формирование коммуникативного контакта обеспечивается несколькими способами:

- может использоваться нейтральный материал, прямо не относящийся к предмету допроса;

- в обязательном порядке необходимо избегать противоречия и рассогласованности позиций между участниками общения;

- формирование ощущения общности, согласия, чувства "мы" отыскиванием общих, обоюдноинтересных тем для общения;

- демонстрация значимости общения с допрашиваемым;

- преодоление мотивов ухода от коммуникативного контакта (нейтрализация установки собеседника на противодействие, введение в заблуждение и др.).

Установление общности возможно лишь в том случае, если следователь действительно питает интерес к той или иной проблеме, разбирается в ней, знает ту или иную сторону жизни и т.д. Вот для чего необходима хотя бы краткая, но какая-нибудь информация о допрашиваемом перед производством допроса. Если следователь незнаком с областями жизнедеятельности допрашиваемого, то необходимо получить консультацию об этих сферах у лиц, сведущих в этом. В случае невозможности это сделать - проявить интерес к этой области и признаться в отсутствии информации об этом, о своем желании разобраться, приобрести необходимый опыт. Нежелательно использовать такие приемы, как переход в разговоре на "ты", использование вульгарных, жаргонных выражений, предъявление компрометирующих материалов. Все это дискредитирует следователя, снижает уровень доверительного общения.

Коммуникативный контакт будет установлен тогда, когда у партнеров сложится уверенность во взаимопонимании, т.е. в обоюдном участии в общении. После достижения контакта следователь переходит к стадии свободного рассказа.

Неслучайно активная часть допроса начинается со свободного изложения допрашиваемым своего видения произошедшего. В результате проведенных исследований, в ходе которых изучались полнота и точность данных показаний в двух формах допросов - свободного рассказа и посредством ответов на поставленные вопросы, было установлено, что точность значимо выше в показаниях, данных в форме свободного рассказа, чем в вопросно-ответной форме, хотя полнота данных показаний имеет обратную зависимость. Точность показаний (т.е. их соответствие истинному ходу вещей) представляет большую значимость для следствия, чем их полнота. В начале стадии свободного рассказа следователь предлагает сообщить все обстоятельства, которыми располагает допрашиваемое лицо. Возможна постановка открытого вопроса, например: "Что Вы можете сообщить об обстоятельствах произошедшего 15 августа 2007 года?" Во всяком случае, вопрос должен быть как можно более нейтральным по отношению к событию, которое интересует следователя. В ходе свободного рассказа свидетелем следователь должен внимательно, терпеливо и выдержанно выслушать все то, о чем готов сообщить свидетель. Это не означает пассивную позицию следователя, он не может безынициативно наблюдать за тем, что свидетель значимо отдалился от предмета допроса или односложно отвечает и не хочет раскрывать суть увиденного им. Безусловно, в случае ступора или увлеченного рассказа о несущественных моментах произошедшего следователю необходимо вернуть допрашиваемое лицо к предмету допроса. Постараться нейтральными вопросами расшевелить допрашиваемого, убедить его в том, что он является обладателем важной информации и работа следователя эту информацию использовать. На указанной стадии допроса следователь должен демонстрировать такие качества, как чувствительность, чуткость, свежесть восприятия и внимательность к человеку и ко всему, что с ним связано, проникновение к чувствам собеседника. Именно эти свойства следователя помогут допрашиваемому лицу в полном объеме передать все увиденное им.

Категорически не следует допускать следующие ошибки:

- игнорировать мнение свидетеля;

- демонстрировать односторонний интерес к сообщаемой информации;

- поддакивать высказываниям свидетеля (реакция типа "ага", "угу");

- умалять личность собеседника.

Следователь демонстрирует роль активного слушателя. Кроме сообщения о том, что он разделяет чувства допрашиваемого, он должен это продемонстрировать, т.е. быть конгруэнтным по отношению к собеседнику и сообщаемому им материалу. Мало сказать: "Я Вас понимаю", необходимо это выразить, и в том числе невербальными средствами общения. В противном случае допрашиваемый воспринимает следователя как человека неискреннего, который решает свои проблемы за счет его самого.

По окончании свободного рассказа следователь в целях более полного выяснения тех или иных обстоятельств, их уточнения и проверки, а также в целях разоблачения и пресечения лжи переходит к вопросно-ответной стадии допроса и может поставить перед допрашиваемым ряд вопросов, предъявить в той или иной тактической последовательности имеющиеся доказательства.

В ходе производства допроса большое значение имеет формулировка вопроса. Задачи вопросов заключаются в устранении противоречий, неточностей, допущенных свидетелем в ходе свободного рассказа.

Необходимо отметить, что конструирование вопросов должно быть логически обоснованным, понятным для допрашиваемого и содержащим минимальную долю сведений, из которых свидетель мог бы почерпнуть информацию. В рекомендациях по проведению допросов выделяют следующие виды вопросов: дополнительные, уточняющие, напоминающие, контрольные.

Дополнительные вопросы задаются, если в ходе свободного изложения показаний свидетелем упускаются имеющие значение для дела обстоятельства, которые известны или могут быть известны допрашиваемому.

Уточняющие вопросы задаются в случае недостаточной полноты и конкретности ответа. Кроме того, они имеют известное значение для проверки показаний, алиби, изобличения лжесвидетелей.

Напоминающие вопросы целесообразны, если требуется помощь, чтобы вспомнить забытое допрашиваемым обстоятельство, однако следователь должен быть уверен в том, что этот факт известен допрашиваемому, и вопрос при этом должен касаться не сути выясняемого, а обстоятельств, ему сопутствовавших.

Вопросы, целью которых является проверка показаний допрашиваемого в ходе допроса, носят название контрольных и задаются для выяснения источника осведомленности, условий формирования показаний, установления данных, подтверждающих показания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Усманов У.А. Тактика допроса на предварительном следствии: Справочник. М.: Приор, 2001.

Кроме запрета на постановку наводящих вопросов (вопросы, в которых содержится информация, которую хотят получить от допрашиваемого), недопустимо применение и других видов вопросов. Так, недопустимы условные вопросы, когда допрашиваемого спрашивают: "Что бы Вы ответили, если бы Вам стало известно о том, что гражданин N признался в совершении преступления и указал на Вас как на своего соучастника?" Также недопустимы и улавливающие вопросы, на которые требуют однозначного ответа: "Ответьте только, да или нет. Гражданин N давно бросил воровать?" Допрашиваемый может, считая себя обманутым, сразу же отказаться от своих показаний, полученных с помощью этих вопросов, а это неизбежно приведет к потере контакта между ним и следователем.

В ходе производства допроса большое значение имеют ситуативные факторы, обусловливающие линию поведения допрашивающего лица. По отношению к производству допроса обвиняемого выделяют классификацию допросов на проводимые в бесконфликтных и конфликтных ситуациях. До недавнего времени считалось, что в отношении свидетеля возможна только бесконфликтная ситуация, в которой цели допрашиваемого и допрашивающего совпадают (свидетель хочет дать показания, а следователь их получить). Сложность допроса свидетеля в этой ситуации обусловливается особенностью формирования показаний (трудности в припоминании события или воспроизведении ранее увиденного). Однако практика следственных органов показывает, что это далеко не так. И в отношении свидетелей возможны конфликтные ситуации допросов. Конечно, конфликтность в отношении обвиняемого (подозреваемого) и свидетеля, безусловно, далеко не одинаковая. Мотивация поведения этих участников различна. Если обвиняемый (подозреваемый) в основе мотивации противодействия имеет так называемую мотивацию избегания (боязнь привлечения к уголовной ответственности, нежелание огласки перед родственниками, страх перед отбыванием наказания и т.д.), то свидетельское противодействие имеет иную мотивацию. Это и опасение за жизнь и здоровье свое и своих родственников, и нежелание тратить время в длительной процедуре судопроизводства, и боязнь прослыть стукачом и т.д. Поэтому в конфликтной ситуации следователю необходимо избрать надлежащую линию поведения для выявления затруднений в общении, их последующей нейтрализации и дачи достоверных показаний.

Бесконфликтные ситуации, как правило, не представляют затруднений. В случае правильно установленного психологического контакта, профессиональной концентрации в ходе свободного рассказа следователь получает максимум информации, которой обладает свидетель. Однако в ходе допроса даже в этой ситуации возможны затруднения, вызванные прежде всего тем, что возникают трудности в припоминании событий, очевидцем которых был свидетель, и трудности в воспроизведении той информации, которой обладает свидетель. Поэтому в бесконфликтных ситуациях следователь может применить следующие тактические приемы.

Прием смежности. Данный прием применяется в случае невозможности припоминания событий, с помощью сопутствующих обстоятельств. Этот прием очень часто используется при установлении интересующей даты. По отношению к интересующему событию устанавливаются сопутствующие мероприятия. Например, происшествие произошло летом, и следователь выясняет, когда именно. В качестве сопутствующих обстоятельств могут быть праздники, дни рождения значимых людей, дата отпуска и т.д.

Прием сходности. Этот прием действен в случае сложности воспоминания какого-либо объекта или признака объекта. Например, интересует цвет автомобиля, на котором скрылся подозреваемый. Предлагается для ознакомления либо классификатор цветов, либо ищется сходный цвет в окружающей обстановке.

Прием контрастности. Указанный прием применяется для установления признаков объектов посредством установления разницы в сравниваемых объектах. Как правило, свидетели затрудняются в установлении размеров, поэтому размеры устанавливаются с помощью этого приема. В окружающей обстановке подыскивается аналогичный объект и по сравнению с ним устанавливаются размерные характеристики интересующего следователя объекта.

В конфликтных ситуациях необходимо выявить мотивацию запирательства. В случае страха за жизнь и здоровье - использовать имеющиеся средства обеспечения безопасности. Когда гражданин не хочет быть свидетелем, необходимо настаивать на недопустимости такого поведения, менять следователя, производящего допрос и т.д. В ситуации неправильного понимания своей гражданской позиции нужно активно разъяснять всю ошибочность и неправильность этого заблуждения. Поэтому в конфликтных ситуациях следователь может применить следующие тактические приемы.

Использование положительных качеств личности допрашиваемого. Активное использование данного приема направлено на выявление и развертывание положительных качеств допрашиваемого (или его ближайшего окружения) с целью побудить его дать правдивые показания. Умело сопоставляя позитивные личностные качества допрашиваемого, его высокий авторитет, заслуги в настоящем или прошлом с частным, единичным фактом лжесвидетельства, способным перечеркнуть в его судьбе все заслуги и достижения, можно побудить его к отказу от принятой первоначально позиции и даче правдивых показаний.

Создание напряжения происходит путем предъявления множества доказательств. В результате напряжения рассказ свидетеля становится более быстрым, на обдумывание остается меньше времени, в такой обстановке ему труднее вводить следователя в заблуждение. Создавая напряжение, следователь всегда учитывает тот факт, что оно не должно превращаться в недопустимое психическое воздействие (насилие).

Снятие напряжения нужно, когда свидетель на допросе излишне напряжен. Успешное снятие напряжения (например, воздействуя голосом, интонациями, отдельными фразами) нередко влечет за собой откровенное признание, вызывает у допрашиваемого стремление излиться в беседе, поговорить по душам. Иногда целесообразно, объединяя приемы, сперва создать напряжение, а затем снять его.

Пресечение лжи. В ходе производства допроса следователь может столкнуться с ситуацией сообщения ложной информации (лжесвидетельства). В этом случае, реализуя требования закона, следователь обязан зафиксировать данные показания, а затем, установив их ложность, опровергнуть их и рассмотреть вопрос о привлечении к уголовной ответственности. Однако данный путь не является правильным, так как обстоятельства, приведшие к даче ложных показаний, могут быть и относительно оправдывающими допрашиваемого. Задача следователя не пойти по формальному пути, а указать на неправильную позицию, показать истинный выход из создавшейся ситуации. Если следователь имеет доказательства для опровержения ложных утверждений допрашиваемого, то ими надо воспользоваться. Последовательным их предъявлением допрашиваемому (логическое воздействие) можно обесценить в его сознании идею лжесвидетельства и побудить к отказу от нее.

Выжидание. Столкнувшись с ложными показаниями, следователь предъявляет необходимые доказательства, которые противоречат показаниям свидетеля. Следователь, аргументируя свою позицию, доказывает всю ошибочность запирательства, а затем оставляет допрашиваемого на некоторое время наедине с самим собой. Допрашиваемый в ситуации нарушенного психологического равновесия испытывает состояние излишней напряженности в результате борьбы противоположных мотивов. Следователь выжидает, как же поступит допрашиваемый далее. Столкнувшись с ложной версией, следователь должен попытаться убедить допрашиваемого в том, что следствие располагает достаточными возможностями опровергнуть его утверждения <2>.

--------------------------------

<2> См.: Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. СПб.: Питер, 2001.

На пятой, завершающей стадии этапа проведения процессуального действия полученная информация фиксируется в протоколе допроса и представляется в письменном виде допрашиваемому. Последний в подтверждение правильности составленного документа ставит свою подпись.

Несмотря на формальную составляющую этой стадии, в ходе ее осуществления решаются немаловажные задачи. Во-первых, необходимо правильно выйти из установленного контакта с допрашиваемым лицом. Нельзя продемонстрировать человеку, что он уже больше неинтересен, как только он подпишет протокол. Во-вторых, следователь обязан поставить перед допрашиваемым задачу на припоминание обстоятельств, упущенных в данном следственном действии. По миновании определенного времени, снятии нервно-психического напряжения свидетель имеет возможность вспомнить детали случившегося, не воспроизведенные в ходе допроса. В-третьих, необходимо создать почву для новых встреч и контактов. Допрашиваемого необходимо поблагодарить за найденное время и продемонстрированную гражданскую позицию, а также осуществить задел для общения в будущем. Ведь с участием этого человека возможны и повторные допросы, и очные ставки, и допросы в ходе судебного разбирательства, так как с момента возбуждения уголовного дела до вынесения решения по делу проходит значительное время и весь этот период свидетель должен активно способствовать задачам уголовного судопроизводства.

Разрыв же самого контакта требует ряда подготовительных действий, занимающих минуты, секунды. Подготовка к этому идет на двух уровнях одновременно - на словесном (исчерпывание темы разговора) и на невербальном уровне (поворот туловища, фиксирование взгляда на постороннем объекте и т.п.).

На этапе оценки результатов допроса следователь сопоставляет итоги допроса с той целью и теми задачами, которые он формулировал на этапе подготовки к данному процессуальному действию. Принимаются меры к проверке показаний с помощью других следственных действий, соответствия их материалам дела и т.д. При выявлении противоречий следователь обязан принять меры по их устранению, при отсутствии противоречий показания оцениваются по правилам оценки любого доказательства - относимости, допустимости и достоверности (ст. 88 УПК РФ).

Если относимость и допустимость в использовании показаний свидетеля являются прерогативой только судебно-следственных органов, то проверка достоверности возможна с использованием специальных психологических познаний в случае сомнений, возникших у правоприменителя <3>. Следователь имеет возможность использования консультативной помощи психолога в определении достоверности показаний. В случае необходимости может быть назначена судебно-психологическая экспертиза оценки достоверности показаний свидетеля. Однако на данном этапе развития экспертной практики методическое обеспечение данного вида исследования является недостаточным, поэтому оценку достоверности возможно облекать в форму консультативной помощи или заключения специалиста. К настоящему времени достаточно хорошо развита судебно-психологическая экспертиза по установлению возможности правильно воспринимать и давать показания об интересующих обстоятельствах дела.

--------------------------------

<3> См.: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.

Сразу же оговоримся, что заключение эксперта не является доказательством достоверности или недостоверности конкретных показаний свидетеля, данных им в ходе следствия. То есть задача эксперта не в том, чтобы оценить конкретные показания свидетеля на предмет их соответствия действительности. Это является компетенцией следствия и суда. Экспертиза предназначена установить принципиальную возможность или невозможность воспринимать и давать об этом показания. Оценка самих показаний не является объектом исследования эксперта. Оцениваются индивидуально-психологические особенности свидетеля в части формирования показаний и способностей их адекватно излагать. В случае выявления неспособности либо воспринимать, либо давать показания информация, полученная у свидетеля, не может быть использована в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовном делу.

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время практические работники нуждаются в новых методах получения и оценки показаний участников уголовного судопроизводства. Перспективным представляется исследование индивидуально-психологических особенностей (прежде всего характерологических) допрашиваемых для выработки комплексов рекомендаций для каждой из выделенных групп, а также использование сигналов невербальной коммуникации в ходе производства допросов. Не менее интересным является вопрос об использовании специальных психологических знаний в ходе оценки достоверности показаний допрашиваемого лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: