Основной закон риторики – речь не должна быть произнесена во зло. Но на практике это не так.
Филиппики – обличительные речи против отца Александра Македонского.
В настоящий момент нельзя говорить, зло или добро принесет речь: кому – зло, кому – добро.
Есть три подхода:
- отношение к другому, как к самому себе (Христос, кант) – но другой человек может хотеть противоположного тому, что хочу я;
- относиться к другому как к святому (Эммануэль Левинас) – как идеал, на практике неприменимо (Он – узник концлагеря);
- относиться к другому как к другому. Надо понимать, что человек обладает своей собственной спецификой, следовательно разговор будет верно выстраиваться и с точки зрения герменевтики. Если признавать другого как другого, другой может быть самим собой. Но в риторике есть элемент коварства – переманивать другого на свою сторону, изменить его мнение. Этот вариант самый реалистичный и востребованный в коммуникативной практике.
Риторический логос.
Риторика изначально руководствовалась отсутствием логики- софистика. Затем Аристотель сделал логику инструментом риторики – золотой период, когда риторика помогала обнаружить истину. В этом качестве риторика растворилась в логике.
|
|
Современная теория аргументации достаточно далека от логики – для результата прибегают к методам, не гарантирующим истинность – может быть апелляция к авторитетам, традициям. Истину не нашли, но убедить смогли. В связи с этим можно сказать, что риторика в кризисе. Это тактический выигрыш, но в стратегическом плане – тупик. Таким образом, современную риторику можно расценивать как манипулятивную практику.