ВрИО командира 2 УБС
Майор И. Москаленко
«___» августа 2004 г.
П Л А Н - КОНСПЕКТ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
С личным составом сержантов 5 УРС
на 27 августа 2004 г.
Тема: ”Особенности взаимоотношений в воинском коллективе, психолого-педагогические основы и правовые основы командирской требовательности сержанта”
Занятие 4: «Роль сержантского состава в укреплении войскового товарищества, сплочении воинского коллектива»
Время: 100 минут
Место: комната досуга
№ п/п | Учебные вопросы | t | Действия руководителя |
1. 2. 3. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Проверка наличия л/с. Доведение темы и целей занятия. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Российские Вооруженные Силы находятся на этапе реформирования. Важнейшим направлением их преобразования является существенное повышение уровня обучения и воспитания личного состава. В решении этой задачи большое значение принадлежит младшим командирам. Без современного хорошо подготовленного сержанта трудно рассчитывать на создание Вооруженных Сил, отвечающих современным требованиям. В Российских Вооруженных Силах имеется большое количество -воинских подразделений, низовых коллективов. Воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством цели, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Но само по себе структурное подразделение еще не создает коллектива. Необходима работа командиров, офицеров воспитательных структур, сержантов по созданию и сплочению воинского коллектива, чтобы между военнослужащими образовались прочные деловые, духовные, личные связи, которые соединили бы всех воинов в единое целое. Любой новый коллектив формируется и развивается постепенно. В этом процессе можно выделить условно три этапа. Первый этап связан с реорганизацией и становлением воинского коллектива. В это время в силу отсутствия коллективного опыта, взаимодействия между его членами сам коллектив выступает для офицеров, сержантов и старшин только как объект воздействия. В это время они тщательно изучают своих подчиненных, их запросы и интересы. В коллективе постепенно начинает формироваться внутренняя структура: образуются микрогруппы, устанавливаются дружеские отношения между отдельными воинами, назначаются спорторганизаторы, избираются редколлегия стенной газеты и совет комнаты досуга и т.д. Очень важно сержантам и старшинам на основе изучения личного состава подобрать в состав актива наиболее дисциплинированных, способных, развитых во всех отношениях и общительных воинов. На втором этапе развития воинского коллектива требования командиров поддерживает сложившийся актив и наиболее сознательные воины. В нем начинают проявляться все внутри коллективные черты: дружба, симпатии и антипатии, конфликты и т.п. Сержанты и старшины всячески поддерживают актив, его отдельных членов, обращают особое внимание на недисциплинированных воинов, помогают найти свое место в коллективе стеснительным, безынициативным воинам. Подобная целенаправленная работа постепенно приведет к третьему этапу становления воинского коллектива, когда требования офицеров, сержантов и старшин поддерживают уже все или подавляющее большинство. В таком случае можно считать, что в подразделении сложился дружный, сплоченный коллектив, которому по плечу любые задачи. Конечно, и в нем работа офицеров, сержантов и старшин по его дальнейшему сплочению и развитию не прекращается. Воинские коллективы имеют немало особенностей, сходств и различий, прежде всего по их качественным характеристикам: по уровню морально-психологической и нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного боевого мастерства (слаженности), по состоянию дисциплины, достижениям и результатам деятельности. В сплочении коллективов, в поддержании их качественных характеристик на должном уровне немалая роль принадлежит сержантам и старшинам. Для более конкретной и целенаправленной работы в этом направлении им важно знать условия, факторы, от которых зависит сплоченность воинских коллективов. Так, важную роль в воинском коллективе играют межличностные взаимоотношения. Это различные формы и виды отношений между его членами, которые образуются в процессе повседневного общения, выполнения различных задач, в быту и на отдыхе. Главное, что влияет на них, это те отношения, которые сложились в нашем обществе. Это отношения равноправия, справедливости, гуманизма, взаимопомощи. На их основе строятся и взаимоотношения в воинских коллективах сразу же, как только организовалось подразделение. Но к этим социальным отношениям постепенно в процессе взаимодействия добавляются субъективные психологические факторы: взгляды и привычки отдельных людей, обусловленные уровнем их культуры, национально-психологические черты, симпатии и антипатии, взаимные оценки, мнения, которые существенно влияют на обстановку и атмосферу в воинском коллективе. Все отношения в коллективе подразделяются на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Первые из них, как правило, служебные. Они строятся на основе требований воинских уставов. Вполне понятно, что выполнение уставных требований в процессе взаимоотношений воинов будет эффективнее, если оно сопровождается еще и благоприятным, положительным психологическим настроем людей. В связи с этой особенностью важно, чтобы в своей повседневной деятельности сержанты и старшины не только руководствовались уставными требованиями, но и учитывали различные психологические аспекты взаимоотношений подчиненных, а также свое психологическое состояние. Определенное влияние на общую обстановку в воинском коллективе оказывают микрогруппы. Складываются они на основе общих интересов, взаимной симпатии, землячества, по национальному признаку. Важно добиваться их положительной направленности. Бывает, что эти микрогруппы получают отрицательную направленность, противопоставляют себя всему коллективу. Роль сержантов и старшин в работе с ними весьма велика. Многое значит в воинском коллективе общественное мнение как форма выражения общих взглядов на важнейшие вопросы жизни. На формирование этого мнения большое влияние оказывают младшие командиры. Давно замечено: если коллектив дружный, сплоченный, то общественное мнение выступает строгим судьей во взаимоотношениях между его членами. Сплоченность воинского коллектива в немалой степени зависит и от коллективных настроений. Они протекают в форме общей радости и удовлетворенности по поводу каких-то событий, веры и оптимизма, а иногда наоборот, в форме разочарования, упадка, пессимизма, неверия,.а в военное время - паники. Самыми желательными настроениями в коллективе являются жизнерадостность и оптимизм. Порой в некоторых воинских коллективах появляются элементы так называемого ложного коллективизма и ложного товарищества. Психология ложного коллективизма - это стремление за внешним благополучием скрыть ненормальные взаимоотношения и создать условия, при которых можно было бы безнаказанно нарушать дисциплину, игнорировать требования военной службы, нормы воинских уставов, добиваться каких-либо облегчений. Длительно существующий коллектив имеет свои традиции и обычаи, которые являются, по выражению А. Макаренко, "социальным клеем", сплачивающим всех его членов в крепкий монолит. Их немало в каждом подразделении. Они обеспечивают преемственность, сохраняют все позитивное, позволяют быстрее вводить в строй молодое пополнение. Сержантам и старшинам следует хорошо знать традиции своего подразделения, части и все делать для их сохранения и приумножения. Работа сержантов, старшин по сплочению коллектива может быть эффективной только в том случае, если они пользуются авторитетом у подчиненных, то есть имеют общепризнанное и заслуженное доверие. Он не дается командирам вместе с должностью, а приходит к тем, кто неустанно совершенствует воинское мастерство, первоклассно освоил технику и оружие, поддерживает дисциплину, постоянно овладевает передовыми методами обучения и воспитания подчиненных. Авторитет командиров, в том числе сержантов и старшин, зависит от умения построить свои взаимоотношения с подчиненными. Этому во многом способствует хорошее знание людей. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязывает заместителя командира взвода, командира отделения знать каждого подчиненного, его личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой учебе. Будучи в курсе настроений, запросов, мыслей солдат и матросов, зная склад их характеров, сержанты и старшины смогут быстрее установить с ними правильные взаимоотношения. Можно назвать качества сержантов и старшин, непосредственно влияющие на их авторитет, на сплочение воинского коллектива. Для авторитета сержанта, старшины большое значение имеет тактичность. Тактичный человек - это тот, кто умеет управлять собой и поступает так, как это целесообразно для воспитания подчиненных, создания положительного настроя у людей. Тактичный сержант, старшина умеет, когда нужно, промолчать и на запальчивость ответить сдержанно, но твердо. Иногда командиру требуется сделать вид, что он не замечает возбужденного состояния подчиненного, а в другом случае попытаться отвлечь внимание воина на другие проблемы, перевести разговор на нейтральную тему. Положительное влияние на авторитет сержантов и старшин оказывает уравновешенный характер. Страстный, но не умеющий управлять своими эмоциями человек может зажечь подчиненных, вдохновить их на ратный подвиг, однако руководить обычной, повседневной работой ему будет трудно. Она ведь требует терпения, ровного и длительного напряжения сил, а это находится в прямой зависимости от уравновешенности характера. Особое место в ряду положительных качеств командира занимает справедливость. Сержанты, старшины, у которых развито это качество, объективно оценят действия подчиненного, а если они особо значимы, то и поощрят. Они не позволят ввиду приятельских отношений завысить оценку достижений подчиненного или скрыть его ошибки и упущения по службе. Малейшая несправедливость быстро замечается, обсуждается в коллективе и ведет к потере авторитета командира. В тесной связи со справедливостью находится и такая черта личности, как чуткость - свойство человека быть внимательным и отзывчивым. Чуткий командир сумеет подбодрить неуверенного в себе, внушить ему, что он способен делать то, что делают передовые воины. Такого сержанта, старшину очень высоко оценивают подчиненные, уважают и стремятся не подвести. К нему идут все, для него открыты сердца и души солдат, он имеет большие возможности для воздействия на каждого воина и на весь коллектив. На формирование авторитета сержанта, старшины активно влияют его общительность, близость к людям. Замкнутый командир невольно создает атмосферу холодности и натянутости. Общительность в сочетании с чуткостью делает его любимцем коллектива. Характерной чертой младших командиров является доступность. Это качество выражается прежде всего в простоте общения, во внимании к подчиненным. Внимательный сержант, старшина доброжелательно относится к мнению подчиненных, признает их справедливость и стремится реализовать. Все это повышает его авторитет в глазах подчиненных. Однако бывает, что сержант, старшина держится с подчиненными высокомерно, с равными по должности лицами - панибратски, а с начальством - подобострастно. И совсем уже недопустимо, если сержант, старшина, стремясь к ложной популярности у подчиненных, пытается подлаживаться к их мнению, даже заискивать перед ними. Это ложный путь к формированию авторитета. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Подведение итогов беседы. Выделение отличившихся. | Проверяю наличие л/с. Довожу тему и цель занятия. Применяя метод рассказа, довожу до л/с данный материал. Обсуждаю с л/с данную тему. Веду беседу, отве-чаю на возникшие вопросы. Подвожу итоги беседы. Выделяю отличившихся. |
Руководитель занятия: ст. лейтенант Д. Сапронов