на 27 августа 2004 г

ВрИО командира 2 УБС

Майор И. Москаленко

«___» августа 2004 г.

П Л А Н - КОНСПЕКТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО

ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ

С личным составом сержантов 5 УРС

на 27 августа 2004 г.

Тема: ”Особенности взаимоотношений в воинском коллективе, психолого-педагогические основы и правовые основы командирской требовательности сержанта”

Занятие 4: «Роль сержантского состава в укреплении войскового товарищества, сплочении воинского коллектива»

Время: 100 минут

Место: комната досуга

№ п/п Учебные вопросы t Действия руководителя
1. 2. 3. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Проверка наличия л/с. Доведение темы и целей занятия. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Российские Вооруженные Силы находятся на этапе реформирова­ния. Важнейшим направлением их преобразования является сущест­венное повышение уровня обучения и воспитания личного состава. В решении этой задачи большое зна­чение принадлежит младшим ко­мандирам. Без современного хоро­шо подготовленного сержанта трудно рассчитывать на создание Вооруженных Сил, отвечающих современным требованиям. В Российских Вооруженных Силах имеется большое количе­ство -воинских подразделений, низовых коллективов. Воинский коллектив - это социальная общ­ность военнослужащих, объеди­ненных общей деятельностью, единством цели, морали и воин­ского долга, а также отношения­ми войскового товарищества. Но само по себе структурное под­разделение еще не создает кол­лектива. Необходима работа ко­мандиров, офицеров воспита­тельных структур, сержантов по созданию и сплочению воинско­го коллектива, чтобы между во­еннослужащими образовались прочные деловые, духовные, личные связи, которые соедини­ли бы всех воинов в единое це­лое. Любой новый коллектив фор­мируется и развивается посте­пенно. В этом процессе можно выделить условно три этапа. Первый этап связан с реорга­низацией и становлением воин­ского коллектива. В это время в силу отсутствия коллективного опыта, взаимодействия между его членами сам коллектив вы­ступает для офицеров, сержантов и старшин только как объект воздействия. В это время они тщательно изучают своих подчи­ненных, их запросы и интересы. В коллективе постепенно начи­нает формироваться внутренняя структура: образуются микро­группы, устанавливаются друже­ские отношения между отдель­ными воинами, назначаются спорторганизаторы, избираются редколлегия стенной газеты и совет комнаты досуга и т.д. Очень важно сержантам и стар­шинам на основе изучения лич­ного состава подобрать в состав актива наиболее дисциплиниро­ванных, способных, развитых во всех отношениях и общительных воинов. На втором этапе развития во­инского коллектива требования командиров поддерживает сло­жившийся актив и наиболее со­знательные воины. В нем начи­нают проявляться все внутри коллективные черты: дружба, сим­патии и антипатии, конфликты и т.п. Сержанты и старшины вся­чески поддерживают актив, его отдельных членов, обращают особое внимание на недисцип­линированных воинов, помогают найти свое место в коллективе стеснительным, безынициатив­ным воинам. Подобная целенаправленная работа постепенно приведет к третьему этапу становления во­инского коллектива, когда тре­бования офицеров, сержантов и старшин поддерживают уже все или подавляющее большинство. В таком случае можно считать, что в подразделении сложился дружный, сплоченный коллек­тив, которому по плечу любые задачи. Конечно, и в нем работа офицеров, сержантов и старшин по его дальнейшему сплочению и развитию не прекращается. Воинские коллективы имеют немало особенностей, сходств и различий, прежде всего по их ка­чественным характеристикам: по уровню морально-психологичес­кой и нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллек­тивного боевого мастерства (сла­женности), по состоянию дис­циплины, достижениям и ре­зультатам деятельности. В сплочении коллективов, в поддержании их качественных характеристик на должном уров­не немалая роль принадлежит сержантам и старшинам. Для бо­лее конкретной и целенаправ­ленной работы в этом направле­нии им важно знать условия, факторы, от которых зависит сплоченность воинских коллек­тивов. Так, важную роль в воинском коллективе играют межличност­ные взаимоотношения. Это раз­личные формы и виды отноше­ний между его членами, которые образуются в процессе повсед­невного общения, выполнения различных задач, в быту и на от­дыхе. Главное, что влияет на них, это те отношения, которые сложились в нашем обществе. Это отношения равноправия, справедливости, гуманизма, вза­имопомощи. На их основе стро­ятся и взаимоотношения в воин­ских коллективах сразу же, как только организовалось подразде­ление. Но к этим социальным отно­шениям постепенно в процессе взаимодействия добавляются субъективные психологические факторы: взгляды и привычки отдельных людей, обусловлен­ные уровнем их культуры, наци­онально-психологические черты, симпатии и антипатии, взаим­ные оценки, мнения, которые существенно влияют на обста­новку и атмосферу в воинском коллективе. Все отношения в коллективе подразделяются на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Первые из них, как правило, служебные. Они строятся на основе требо­ваний воинских уставов. Впол­не понятно, что выполнение ус­тавных требований в процессе взаимоотношений воинов будет эффективнее, если оно сопро­вождается еще и благоприят­ным, положительным психологическим настроем людей. В связи с этой особенностью важ­но, чтобы в своей повседневной деятельности сержанты и стар­шины не только руководствова­лись уставными требованиями, но и учитывали различные пси­хологические аспекты взаимо­отношений подчиненных, а так­же свое психологическое состо­яние. Определенное влияние на об­щую обстановку в воинском кол­лективе оказывают микрогруппы. Складываются они на основе об­щих интересов, взаимной симпа­тии, землячества, по национальному признаку. Важно добивать­ся их положительной направлен­ности. Бывает, что эти микро­группы получают отрицательную направленность, противопостав­ляют себя всему коллективу. Роль сержантов и старшин в ра­боте с ними весьма велика. Многое значит в воинском коллективе общественное мнение как форма выражения общих взглядов на важнейшие вопросы жизни. На формирование этого мнения большое влияние оказы­вают младшие командиры. Давно замечено: если коллектив друж­ный, сплоченный, то обществен­ное мнение выступает строгим судьей во взаимоотношениях между его членами. Сплоченность воинского кол­лектива в немалой степени зави­сит и от коллективных настрое­ний. Они протекают в форме об­щей радости и удовлетвореннос­ти по поводу каких-то событий, веры и оптимизма, а иногда на­оборот, в форме разочарования, упадка, пессимизма, неверия,.а в военное время - паники. Самы­ми желательными настроениями в коллективе являются жизнера­достность и оптимизм. Порой в некоторых воинских коллективах появляются элемен­ты так называемого ложного коллективизма и ложного то­варищества. Психология лож­ного коллективизма - это стремление за внешним благо­получием скрыть ненормаль­ные взаимоотношения и со­здать условия, при которых можно было бы безнаказанно нарушать дисциплину, игно­рировать требования военной службы, нормы воинских уста­вов, добиваться каких-либо облегчений. Длительно существующий коллектив имеет свои тради­ции и обычаи, которые являют­ся, по выражению А. Мака­ренко, "социальным клеем", сплачивающим всех его чле­нов в крепкий монолит. Их немало в каждом подразделе­нии. Они обеспечивают пре­емственность, сохраняют все позитивное, позволяют быст­рее вводить в строй молодое пополнение. Сержантам и старшинам следует хорошо знать традиции своего подраз­деления, части и все делать для их сохранения и приумножения. Работа сержантов, старшин по сплочению коллектива может быть эффективной только в том случае, если они пользуются ав­торитетом у подчиненных, то есть имеют общепризнанное и заслуженное доверие. Он не дается командирам вме­сте с должностью, а приходит к тем, кто неустанно совершенст­вует воинское мастерство, перво­классно освоил технику и ору­жие, поддерживает дисциплину, постоянно овладевает передовы­ми методами обучения и воспи­тания подчиненных. Авторитет командиров, в том числе сержантов и старшин, за­висит от умения построить свои взаимоотношения с подчиненными. Этому во многом способствует хорошее знание людей. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязывает заместителя командира взвода, командира отделения знать каждого подчиненного, его личные качества, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки в боевой учебе. Будучи в курсе настрое­ний, запросов, мыслей солдат и матросов, зная склад их характе­ров, сержанты и старшины смо­гут быстрее установить с ними правильные взаимоотношения. Можно назвать качества сер­жантов и старшин, непосредст­венно влияющие на их автори­тет, на сплочение воинского коллектива. Для авторитета сержанта, стар­шины большое значение имеет тактичность. Тактичный чело­век - это тот, кто умеет управ­лять собой и поступает так, как это целесообразно для воспита­ния подчиненных, создания по­ложительного настроя у людей. Тактичный сержант, старшина умеет, когда нужно, промолчать и на запальчивость ответить сдержанно, но твердо. Иногда командиру требуется сделать вид, что он не замечает возбуж­денного состояния подчиненно­го, а в другом случае попытаться отвлечь внимание воина на дру­гие проблемы, перевести разго­вор на нейтральную тему. Положительное влияние на ав­торитет сержантов и старшин оказывает уравновешенный харак­тер. Страстный, но не умеющий управлять своими эмоциями че­ловек может зажечь подчинен­ных, вдохновить их на ратный подвиг, однако руководить обыч­ной, повседневной работой ему будет трудно. Она ведь требует терпения, ровного и длительного напряжения сил, а это находится в прямой зависимости от уравно­вешенности характера. Особое место в ряду положи­тельных качеств командира за­нимает справедливость. Сержан­ты, старшины, у которых разви­то это качество, объективно оце­нят действия подчиненного, а если они особо значимы, то и поощрят. Они не позволят ввиду приятельских отношений завы­сить оценку достижений подчи­ненного или скрыть его ошибки и упущения по службе. Малей­шая несправедливость быстро за­мечается, обсуждается в коллек­тиве и ведет к потере авторитета командира. В тесной связи со справедли­востью находится и такая черта личности, как чуткость - свой­ство человека быть вниматель­ным и отзывчивым. Чуткий ко­мандир сумеет подбодрить не­уверенного в себе, внушить ему, что он способен делать то, что делают передовые воины. Такого сержанта, старшину очень высо­ко оценивают подчиненные, ува­жают и стремятся не подвести. К нему идут все, для него открыты сердца и души солдат, он имеет большие возможности для воз­действия на каждого воина и на весь коллектив. На формирование авторитета сержанта, старшины активно влияют его общительность, бли­зость к людям. Замкнутый ко­мандир невольно создает атмо­сферу холодности и натянутости. Общительность в сочетании с чуткостью делает его любимцем коллектива. Характерной чертой младших командиров является доступ­ность. Это качество выражается прежде всего в простоте обще­ния, во внимании к подчинен­ным. Внимательный сержант, старшина доброжелательно от­носится к мнению подчиненных, признает их справедливость и стремится реализовать. Все это повышает его авторитет в глазах подчиненных. Однако бывает, что сержант, старшина держится с подчинен­ными высокомерно, с равными по должности лицами - пани­братски, а с начальством - подо­бострастно. И совсем уже недо­пустимо, если сержант, старши­на, стремясь к ложной популяр­ности у подчиненных, пытается подлаживаться к их мнению, да­же заискивать перед ними. Это ложный путь к формированию авторитета. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Подведение итогов беседы. Выделение отличившихся.   Проверяю наличие л/с. Довожу тему и цель занятия. Применяя метод рассказа, довожу до л/с данный материал. Обсуждаю с л/с данную тему. Веду беседу, отве-чаю на возникшие вопросы. Подвожу итоги беседы. Выделяю отличившихся.

Руководитель занятия: ст. лейтенант Д. Сапронов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: