Тема 1. ОБЩЕСТВО
Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Общество»:
Общество как динамичная система. Взаимосвязь природы и общества. Общество и культура. Культура и цивилизация.
Сферы жизни общества. Общественные отношения. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества.
Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество.
Социальные изменения. Деятельность людей — реальная движущая сила общественного развития. Исторический процесс и его участники. Проблемы общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия.
Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.
|
|
Основные понятия: общество, природа, единство мира, экология, экологическая проблема, экономическая сфера, материальное производство, духовная сфера, религиозное сознание, социальная сфера, социальный институт, общество как система, политическая сфера, традиционное общество, прогресс, регресс, эволюция, революция, общественные отношения, общественно-экономическая формация, цивилизация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальные общества, информационное общество, научно-техническая революция, исторический процесс, участники исторического процесса, глобальные проблемы человечества, преодоление отсталости, демографическая проблема, проблемы сырья, природных ресурсов, терроризма.
Задания уровня А
А1. Обществом в широком смысле слова называют
1) объединение людей по интересам
2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2. Примером влияния природных факторов на развитие общества является
1) строительство пирамид в Древнем Египте
2) распад империи Карла Великого
3) возникновение первых очагов цивилизации в долинах рек
4) создание древнейшего памятника письменного права — законов Хаммурапи
А3. К общественным отношениям не относятся
1) отношения в семье
2) отношения между работником и работодателем
3) отношения между природой и обществом
4) связи между социальными группами и внутри них
А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня
|
|
1) экономического развития страны
2) политического развития страны
3) духовности общества
4) развития межнациональных отношений
А5. Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство — вторично».
Б. «Государство порождает общество».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в сфере
1) экономической
2) духовной
3) политической
4) социальной
А7. Характерной чертой индустриального общества является
1) низкая социальная мобильность
2) активное внедрение новых технологий
3) преобладание промышленности
4) преобладание сферы услуг
А8. Термины «совершенствование», «поступательное движение» относятся к представлениям о развитии общества как о
1) регрессе
2) циклическом круговороте
3) не имеющем направления процессе
4) прогрессе
А9. К числу глобальных проблем не относится
1) угроза ядерной войны
2) распространение наркомании
3) дефицит природных ресурсов
4) расширение НАТО
А10. Демографические проблемы порождены
1) неравным допуском к ограниченным природным ресурсам
2) соперничеством СССР и США
3) быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
4) загрязнением окружающей среды
А11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А12. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, — это
1) общественный прогресс
2) социальная стратификация
3) социальная адаптация
4) социальная мобильность
А13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
1) формированием рыночной экономики
2) ограничением социальной мобильности
3) организацией фабричного производства
4) развитием средств массовой коммуникации
А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны?
А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды;
культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А15. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):
А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие — для природы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) суждения верны
4) оба суждения неверны
А16. Вопросы власти, государства решаются в сфере
1) экономической
2) духовной
3) социальной
4) политической
А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий материальный мир
4) взаимодействие людей в социальных группах
А18. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1) отмирания обычая кровной мести
2) изобретения письменности
3) учения о разделении властей
4) успехов в освоении космоса
А19. Природные условия России
1) были благоприятны для занятия земледелием
2) позволяли тщательно обрабатывать землю
3) требовали крайнего напряжения сил
4) слабо влияли на жизнь людей
А20. Верны ли суждения?
Геополитическое положение России было
А. Благоприятным для развития страны.
|
|
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1) производства, распределения, потребления и духовной сферы
2) экономики и политики
3) экономики и социальных отношений
4) экономики и культуры
А22. Признаком традиционного общества является
1) стремление к прогрессу
2) «непрерывность», плавность исторического процесса
3) высокая социальная мобильность
4) стремление максимально использовать природу в своих целях
А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному
1) личность подчинилась обществу
2) возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3) усилилось внеэкономическое принуждение
4) возросла социальная мобильность
А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
А26. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А27. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе сложилось право как регулятор общественных отношений.
|
|
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А28. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения не верны
А29. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
1) экономическую
2) политическую
3) духовную
4) социальную
АЗО. К отрицательным последствиям процесса глобализации можно отнести
1) расширение международного сотрудничества
2) углубление международного разделения труда
3) распространение технических достижений
4) ослабление национальных культур