І. Общая характеристика и структура учебной деятельности

Тема 10. Загальна характеристика учбової діяльності.

І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

ІІ. Факторы успешности учебной деятельности.

ІІІ. Учебная мотивация.

ІV. Усвоение – центральное звено учебной деятельности.

Семінар: Самостійна робота.

1. Поняття засвоєння

2. Компоненти та етапи засоєння

3. Засвоєння навичок

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2003

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

3. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений /под ред. Н.В. Клюевой. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003

І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки преподавателя, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Особенности учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1) учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач (т.е. происходит не стихийно);

2) в учебной деятельности осваиваются общие способы умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и научные, а не житейские понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач (прежде чем решить задачу, учащийся должен предварительно научиться анализировать ее условия, обобщать ранее усвоенный материал, т.е. владеть способами умственных действий);

4) учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте учения (обучаясь, человек совершенствует свои мышление, память, воображение, а не механически присваивает определенные ЗУНы);

5) изменение психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов его собственных учебных действий, т.е. является актом саморазвития.

Характеристики учебной деятельности:

Предмет учебной деятельности – (ее содержание, то, на что она направлена), знания, умения, навыки; обобщенные способы умственных действий (мыслительные операции); программы и алгоритмы овладения информацией.

Средства учебной деятельности – то, с помощью чего она осуществляется:

а) материальные (компьютер, приборы, стенды);

б) материализованные (тексты, схемы);

в) идеальные, т.е. нематериальные (язык, система знаков; репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные способы учебной деятельности).

Продукт (результат) учебной деятельности:

а) структурированное и актуализированное знание, умение решать задания разного вида и применять усвоенный материал в разных областях науки и практики (усвоение ЗУНов);

б) новообразования, изменение психики обучающегося, его личности и поведения (развитие мышления, памяти, воли, мотивации и т.д.).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная мотивация – совокупность мотивов учения.

Виды мотивов:

а) познавательные (внешние) – желание овладеть новыми знаниями, интерес к предмету, стремление к самообразованию;

б) социальные (внутренние) – желание получить хорошую оценку, занять определенную позицию в группе, получить красный диплом и т.д.

Обычно мотивация учебной деятельности включает оба вида мотивов, но предпочтительнее, чтобы познавательные мотивы доминировали над социальными.

2. Учебная задача – основная единица учебной деятельности; определенное учебное задание, представляющее собой систему информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой определена лишь часть сведений, а остальная часть должна быть найдена в процессе решения.

Между отдельными понятиями, положениями в задаче имеются противоречия, требующие поиска новых знаний, доказательств, преобразований.

Компоненты учебной задачи:

а) предмет задачи («дано»);

б) требование задачи (формулировка задания, «искомое»);

в) способ решения – система используемых обучающимся операций, которая обеспечивает решение задачи. Может включать в себя определенный алгоритм – модель способа решения задачи, которая предполагает выполнение четкой последовательности учебных действий.

Виды учебных задач:

1) нейтральные (непроблемные) – задачи, для решения которых уже существует четкий алгоритм;

2) проблемные – задачи, которым не отвечает ни один алгоритм (необходимо искать путь решения);

3) познавательные – задачи, обеспечивающие усвоение ЗУНов каждым учащимся по отдельности;

4) коммуникативные – задачи, связанные с передачей знаний от одного учащегося к другому.

3. Учебные действия – структурные компоненты учебной деятельности.

Учебная деятельность состоит из учебных действий, а учебные действия включают в себя отдельные операции.

Операции – конкретные способы, с помощью которых осуществляются действия.

Пример:

– учебная деятельность студента – процесс его учения в целом;

– учебные действия – конспектирование книги;

– учебные операции данного действия – чтение источника, выделение главного, систематизация материала.

Сознательно используемые учебные операции со временем автоматизируются и не требуют постоянного контроля сознанием (мы думаем о том, что мы читаем, а не о том, как).

Виды учебных действий:

1) С позиции субъекта учения:

– целеобразование;

– планирование учения;

– программирование (определение того, что, как и в какой последовательности учить);

– выполнение учебных действий, операций;

– контроль (самоконтроль) результатов учебных действий;

– оценка (самооценка).

2) В соответствии с психологической деятельностью учащихся:

– мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, сравнение (отдельные операции);

– перцептивные действия (обеспечивают восприятие учебной информации) – опознание, идентификация и т.д.;

– мнемические (обеспечивают запоминание) – запечатлевание информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение и т.д. (каждый вид действий раскрывется системой операций).

4, 5. Действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) – осуществляется на основе обратной связи, т.е. постоянного сравнивания получаемых результатов с тем, что было задумано (целью деятельности).

Этапы контроля и оценки:

1) формирование образа желаемого результата;

2) сличение этого образа и полученного результата;

3) принятие решения о продолжении действия или его коррекции, если есть расхождения желаемого и достигнутого.

В ходе учебной деятельности навыки контроля и оценки со стороны педагога постепенно интериоризируются, т.е. усваиваются обучающимся, преобразуясь в действии самоконтроля и самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: