Тема 10. Загальна характеристика учбової діяльності.
І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.
ІІ. Факторы успешности учебной деятельности.
ІІІ. Учебная мотивация.
ІV. Усвоение – центральное звено учебной деятельности.
Семінар: Самостійна робота.
1. Поняття засвоєння
2. Компоненти та етапи засоєння
3. Засвоєння навичок
ЛИТЕРАТУРА:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2003
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
3. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений /под ред. Н.В. Клюевой. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
І. Общая характеристика и структура учебной деятельности.
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки преподавателя, переходящих в самоконтроль и самооценку.
|
|
Особенности учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:
1) учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач (т.е. происходит не стихийно);
2) в учебной деятельности осваиваются общие способы умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и научные, а не житейские понятия;
3) общие способы действия предваряют решение задач (прежде чем решить задачу, учащийся должен предварительно научиться анализировать ее условия, обобщать ранее усвоенный материал, т.е. владеть способами умственных действий);
4) учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте учения (обучаясь, человек совершенствует свои мышление, память, воображение, а не механически присваивает определенные ЗУНы);
5) изменение психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов его собственных учебных действий, т.е. является актом саморазвития.
Характеристики учебной деятельности:
Предмет учебной деятельности – (ее содержание, то, на что она направлена), знания, умения, навыки; обобщенные способы умственных действий (мыслительные операции); программы и алгоритмы овладения информацией.
Средства учебной деятельности – то, с помощью чего она осуществляется:
а) материальные (компьютер, приборы, стенды);
б) материализованные (тексты, схемы);
в) идеальные, т.е. нематериальные (язык, система знаков; репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные способы учебной деятельности).
Продукт (результат) учебной деятельности:
|
|
а) структурированное и актуализированное знание, умение решать задания разного вида и применять усвоенный материал в разных областях науки и практики (усвоение ЗУНов);
б) новообразования, изменение психики обучающегося, его личности и поведения (развитие мышления, памяти, воли, мотивации и т.д.).
Структура учебной деятельности:
1. Учебная мотивация – совокупность мотивов учения.
Виды мотивов:
а) познавательные (внешние) – желание овладеть новыми знаниями, интерес к предмету, стремление к самообразованию;
б) социальные (внутренние) – желание получить хорошую оценку, занять определенную позицию в группе, получить красный диплом и т.д.
Обычно мотивация учебной деятельности включает оба вида мотивов, но предпочтительнее, чтобы познавательные мотивы доминировали над социальными.
2. Учебная задача – основная единица учебной деятельности; определенное учебное задание, представляющее собой систему информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой определена лишь часть сведений, а остальная часть должна быть найдена в процессе решения.
Между отдельными понятиями, положениями в задаче имеются противоречия, требующие поиска новых знаний, доказательств, преобразований.
Компоненты учебной задачи:
а) предмет задачи («дано»);
б) требование задачи (формулировка задания, «искомое»);
в) способ решения – система используемых обучающимся операций, которая обеспечивает решение задачи. Может включать в себя определенный алгоритм – модель способа решения задачи, которая предполагает выполнение четкой последовательности учебных действий.
Виды учебных задач:
1) нейтральные (непроблемные) – задачи, для решения которых уже существует четкий алгоритм;
2) проблемные – задачи, которым не отвечает ни один алгоритм (необходимо искать путь решения);
3) познавательные – задачи, обеспечивающие усвоение ЗУНов каждым учащимся по отдельности;
4) коммуникативные – задачи, связанные с передачей знаний от одного учащегося к другому.
3. Учебные действия – структурные компоненты учебной деятельности.
Учебная деятельность состоит из учебных действий, а учебные действия включают в себя отдельные операции.
Операции – конкретные способы, с помощью которых осуществляются действия.
Пример:
– учебная деятельность студента – процесс его учения в целом;
– учебные действия – конспектирование книги;
– учебные операции данного действия – чтение источника, выделение главного, систематизация материала.
Сознательно используемые учебные операции со временем автоматизируются и не требуют постоянного контроля сознанием (мы думаем о том, что мы читаем, а не о том, как).
Виды учебных действий:
1) С позиции субъекта учения:
– целеобразование;
– планирование учения;
– программирование (определение того, что, как и в какой последовательности учить);
– выполнение учебных действий, операций;
– контроль (самоконтроль) результатов учебных действий;
– оценка (самооценка).
2) В соответствии с психологической деятельностью учащихся:
– мыслительные действия – анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование, сравнение (отдельные операции);
– перцептивные действия (обеспечивают восприятие учебной информации) – опознание, идентификация и т.д.;
– мнемические (обеспечивают запоминание) – запечатлевание информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение и т.д. (каждый вид действий раскрывется системой операций).
4, 5. Действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) – осуществляется на основе обратной связи, т.е. постоянного сравнивания получаемых результатов с тем, что было задумано (целью деятельности).
Этапы контроля и оценки:
1) формирование образа желаемого результата;
|
|
2) сличение этого образа и полученного результата;
3) принятие решения о продолжении действия или его коррекции, если есть расхождения желаемого и достигнутого.
В ходе учебной деятельности навыки контроля и оценки со стороны педагога постепенно интериоризируются, т.е. усваиваются обучающимся, преобразуясь в действии самоконтроля и самооценки.