Понятие метода обучения. Классификация методов обучения

Методы обучения - способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Существуют различные классификации методов обучения в зависимости от критериев, положенных в их основу.

В зависимости от источников передачи учебной информации методы обучения можно разделить на

1. Словесные (источник информации – устное или печатное слово).

2. Наглядные (источник – наглядный образ).

3. Практические (источник – практическая деятельность).

В числе общепризнанных следует отметить классификацию методов обучения предложенную И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, которая исходит из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный метод характеризуется тем, что учащиеся получают знания в готовом виде. Их задачей является восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала.

2. Репродуктивный метод. Он включает применение изученного учебного материала на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения учебного материала. При его реализации педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в процессе обучения (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач. 5. Исследовательский метод является наиболее сложным для учащихся, поскольку предполагает наибольшую степень их самостоятельности на пути к познанию истины и достижению целей обучения..

Вопрос о роли и месте воспитания в системе факторов, определяющих развитие личности, остается спорным в течение многих столетий:

- одни философы и педагоги утверждали, что возможности воспитания беспредельны – «Воспитание может все» Клод Адриан Гельвеций.

- другие настаивали на том, что, во-первых, воспитание подчиняется законам развития, а потому не может изменить его естественный ход, а во-вторых, воспитание – это насилие над личностью, а насилие не может быть созидательным – «От всякого воспитания, дуг мой, спасайся на всех парусах» Франсуа Вольтер.

- третьи рассматривали воспитание как один из важных факторов формирования личности. – «Человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей» Л.Н. Толстой.

Основной вывод, который можно сделать на основе анализа учебной педагогической литературы: большинством авторов роль воспитания определяется если и не как решающая, то как ведущая в системе фактор, которые оказывают влияние на развитие личности.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Главная цель воспитания в современных условиях – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Перечислим и кратко раскроем содержание наиболее значимых принципов воспитания.

1. Воспитание в процессе деятельности. Никакие меры психолого-педагогического воздействия на личность не дадут должного воспитательного эффекта, если они будут осуществляться без активного вовлечения ее в общественно полезную деятельность. Именно в деятельности формируются и закрепляются те положительные свойства личности, которые и планируется сформировать у нее в соответствии с целями субъекта воспитания. Кроме того, в процессе общественно полезной деятельности, как правило, происходит общение с людьми, которые оказывают позитивное воздействие на формирование личности. Эффективность такого воздействия во многом определяется общностью стремлений и интересов в достижении поставленных целей деятельности.

2. Целеустремленность и активность воспитания. Для достижения поставленных целей субъект должен действовать активно, наступательно, проявляя упорство, принципиальность, настойчивость, творчество, гибкость ума, анализируя состояние воспитательной работы, своевременно предотвращая действие тех или иных негативных обстоятельств, а не формально выполнять соответствующие должностные обязанности и предписания нормативных актов.

3. Воспитание в коллективе и через коллектив. Человек как существо социальное не может жить в обществе и быть полностью свободным от его интересов. Он обязательно вынужден считаться с мнениями, отношениями, взглядами, мировоззрением членов того коллектива, в котором он учится, работает, проводит свободное время. От этого во многом зависит удовлетворение его материальных, духовных и психофизиологических потребностей. (Сохранение положительного микроклимата в коллективе влияет на результаты работы). Объект воспринимает определенное воспитательное воздействие не только как следствие личного стремления одного лишь педагога, а как выражение интересов всего коллектива и в гораздо большей степени вынужден считаться с ним.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании. Как бы активно ни использовались возможности коллектива в воспитательной работе, она не будет эффективной, если будет осуществляться без учета индивидуальных особенностей личности. Для успешного достижения поставленных педагогических целей субъект воспитания должен в максимальной степени изучить возрастные, психофизиологические, характерологические особенности личности объекта, условия, в которых он жил, обучался и воспитывался, его интересы, взгляды, отношения, социальные связи (лиц, которые оказывают либо могут оказать на него воспитывающее воздействие) и в соответствии с имеющимися данными определить методы, формы и средства воспитания, тактические приемы их реализации.

5. Сочетание высокой требовательности с уважением к личности. Процесс воспитания на практике, не может всегда протекать абсолютно бесконфликтно. Поэтому педагог, добиваясь от воспитываемого изменения взглядов, отношений, поведения, вынужден время от времени прибегать к требованию, т.е. к выражению в резкой категоричной форме определенной просьбы, распоряжения. Без этого невозможно достичь высоких стандартов воспитания.

Но требования только тогда дадут ожидаемый эффект, когда они будут обоснованными, законными, справедливыми. При этом они должны предъявляться и реализовываться в такой форме, которая ни в коей мере не унижала бы человеческого достоинства воспитываемого. В противном случае объект будет относиться с предубеждением, недоверием к любым, даже самым обоснованным и справедливым по своей сути требованиям и будет противопоставлять им свое поведение.

6. Опора на положительное в личности воспитываемых. Своевременное выявление положительных качеств позволяет педагогу найти опору, базу для дальнейшего формирования личности в нужном направлении. Развивая такие качества, педагог способствует появлению у объекта своего воздействия новых положительных личностных свойств.

7. Единство, согласованность и преемственность в воспитании. Соблюдение требования преемственности выражается в том, что содержание, методы, приемы, средства воспитания, применяемые на каждом новом этапе воспитательного процесса в отношении конкретной личности (либо коллектива) должны определяться с учетом содержания, методов, приемов, средств и результатов предшествующих этапов.

Согласованность в воспитании подразумевает единый, обоснованный, непротиворечивый, взаимосвязанный подход различных субъектов к выбору форм, средств, методов воспитания и тактических приемов их реализации в отношении конкретного объекта.

8. Целостный характер формирования личности воспитываемых. Личность является результатом сложного воздействия на сознание и различные системы организма человека определенных внешних и внутренних (социальных и биологических) факторов. Отдельные качества, свойства личности проявляются не изолированно, а во взаимодействии с другими качествами, свойствами, дополняя либо нейтрализуя их, ослабляя либо усиливая их действие.

9. Единство воспитания и самовоспитания. Достижение высоких результатов в формировании личности невозможно осуществить, если объекту отводится пассивная роль в процессе воспитания. Только в результате настойчивой, целеустремленной, систематической, активной, творческой деятельности личности по самосовершенствованию, развитию у себя необходимых качеств возможна подготовка человека к успешной жизнедеятельности в обществе, к плодотворному выполнению социально полезных функций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: