Метод бухгалтерского учета- это совокупность приемов и способов, с помощью которых хозяйственная деятельность предприятий отражается в учете.
|
На практике применение этих элементов осуществляется в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, в частности стандартами бухгалтерского учета.
Документация – это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета с целью осуществления сполошного и непрерывного наблюдения за ними.
Инвентаризация - способ проверки фактического состояния хозяйственных средств, затрат, расчетов и пр., путем пересчета. взвешивания, измерения с последующим сопоставлением полученных данных о количестве хозяйственных средств (состоянии активов(имеется ввиду оценка), расчетов на определенную дату) с данными бухгалтерского учета. При наличии расхождений (излишков или недостач) устанавливают их причины, а также виновных лиц с отражением в учете полученных результатов в том месяце, в котором проводилась инвентаризация.
|
|
Документация и инвентаризация – это способы первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета, контроля за сохранением собственности, за правильным сохранением материальных ценностей, за законностью операций, которые совершаются.
Т.к. хозяйственные операции и средства разнообразны, необходима их оценка в едином измерителе. Таким универсальным измерителем является денежный измеритель.
Денежная оценка - это способ стоимостного измерения объектов БУ.В бухучете отражаются только те хозяйственные средства и те хозяйственные процессы, по которым можно определить стоимость.
Для обоснованного управления хозяйственными процессами необходим их тщательный и точный учет всех затрат, который касается конкретного объекта учета, т.е. определения себестоимости этих объектов.
Определение себестоимости продукции (работ, услуг) называется калькуляцией.
Оценка и калькуляция необходимы для стоимостного определения объектов бухгалтерского учета.
Изменения в составе и функциях объектов БУ вызывают необходимость их группирования. Наблюдение за этими изменениями ведут по отдельным группам, а в группах – по отдельным видам, далее по номенклатуре или по другим признакам.
Например, группа «Запасы», а в ней – виды запасов:
- «производственные запасы»
- «малоценные и быстроизнашивающиеся объекты»
- «полуфабрикаты» и др.
А в «производственных запасах»: «сырье и материалы», «топливо» и пр.
Аналогично группируются все средства, их источники, хозяйственные процессы.
|
|
Для группирования объектов бухгалтерского учета, для обобщения данных, которые содержаться в первичных документах, используют систему бухгалтерских счетов.
Бухгалтерский счет - это способ группировки, отражения состояния и изменения однородных по своему экономическому содержанию хозяйственных операций в целях обеспечения систематического наблюдения и контроля за наличием и изменениями средств и их источников в процессе хозяйственной деятельности. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции отражаются в системе счетов бухгалтерского учета способом двойной записи.
Двойная запись представляет собой способ отражения хозяйственных операций по корреспондирующим счетам бухгалтерского учета, при котором соблюдается равенство записей по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Например: Операция «Приобретение материалов» отображается как два взаимосвязанных факта:
a. поступление материалов
b. возникновение задолженности перед поставщиком за поставленные материалы.
Таким образом, бухгалтерские счета и двойная запись предназначены для текущего группирования и отображения информации об объектах бухгалтерского учета, с целью накопления и систематизации данных, необходимых для определения показателей и завершения всего учетного цикла.
В процессе хозяйственной деятельности возникает необходимость в систематическом обзоре средств предприятия и источников их образования за определенный период. Такой обзор достигается применением способа балансового обобщения.
Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной форме хозяйственных средств и источников их формирования на определенную дату.
В процессе хозяйственной деятельности возникает также необходимость периодического обзора результатов финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Государством установлен перечень отчетных форм, в которых обобщены эти показатели.
Отчетность - это обобщенная информация, которая посредством системы взаимосвязанных показателей отражает за соответствующий период нарастающим итогом результаты, а также иные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Другими словами бухгалтерия начинается с документа и заканчивается отчетностью.