Конкурентоспособность продукции. Показатели и критерии кон-сти продукции

НИОКР— важнейшая для инновационной экономики отрасль деятельности с высокими возможностями воздействия на конкурентоспособность нововведений за счет интеллектуальной составляющей
Основнымя задачами НИОКР являются:
— получение новых знаний в области развития природы и общества, новых областей их применения;
— теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации в сфере производства разработанных на стадии стратегического маркетинга идей и нормативов конкурентоспособности товаров, изделий;
— практическая реализация портфеля новшеств и инноваций.
Главным в управлении НИОКР является то, чтобы реализация новшеств и нововведений (инноваций) обеспечивала высокий уровень полезной новизны, качества, экономической эффективности, а значит, ключевое слово — конкурентоспособность создаваемых объектов.,
Конкурентоспособность — свойство объекта, проявляющееся в степени удовлетворения им (этим объектом) конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Кон-сть формируется под воздействием разных составляющих, но в основе лежат три: новизна, качество и экономическая составляющая.
Новизна — отличие в созданном (предлагаемом) объекте, который формирует такие свойства, каких нет у существующих и известных образцов. Новизна создает преимущества новому объекту, раскрывает его новые возможности в получении того или иного эффекта. Новизна — фактор, который привлекает покупателя, зарождает спрос, являясь неотъемлемым свойством и самостоятельной ценностью, она сильно влияет на престижность приобретения. Новизна, увеличивающая спрос и кон-сть, не обязательно связана с качеством или ценой изделия. Предлагается несколько критериев для оценки степени новизны, например, технических изделий:
- временной — оценка по времени существования данного объекта, те. не было, но появился, существует столько-то лет и т.д.;
— функциональный — по характеру, принципу выполнения основных функций (не отвечающий современному уровню, соответствующий современному уровню, новый; принципиально новый образец);
— критерий масштаба новизны (новый в мировом масштабе, в стране, в отрасли, в фирме);
— маркетинговый критерий;
— юридический критерий (открытия, изобретения, патенты)

Качество — другая сторона конку-сти изделия. Это пригодность изделия к эффекту при потреблении, характеризуемая целой группой таких показателей, как безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность, полезность по сравнению с аналогами и др. Следовательно, качество объекта — совокупность его свойств и характеристик, которые придают ему способность в той или иной степени удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество объектов тоже закладывается в процессе выполнения НИОКР.
Экономическая. Вследствие этого мировой практике для оценки кон-сти- способности применяется специальный интегральный показатель — цена потребления Цпот=Цприоб.+Зср.сл, где Цприоб.— цена приобретения, или продажная цена изделия; Зср.сл— затраты на изделие за срок его службы.
5.3. Сущность и структура экон. проектирования новых изделий.

Проектирование — превращение научных знаний, достижений практики и опыта с помощью расчетов, обоснований, логических построений в конкретные объекты, изделия, системы, отраженные в виде той или иной информации на бумаге, пленках, в виде опытных образцов, моделей, макетов и т.д.
Проектирование — цельный процесс, но его условно можно разделить на составные части. Например, проектирование технических объектов укрупнено включает:
- техническое проектирование (конструирование) — разработку этого изделия (системы) как объекта, способного выполнять определенные полезные функции;
- технологическое проектирование — разработку этого же изделия как объекта, пригодного для эффективного изготовления и производства;
- эстетическое проектирование — необходимость сделать, разработать новое изделие красивым и т.д.

Экономическое проектирование при инновациях — способ сделать нововведение во всех его проявлениях экономически эффективным. Для нужного понимания представим экономическое проектирование состоящим из четырех частей и рассмотрим простую ситуацию.
Итак, принято, например, решение взять для производства на предприятии проект двигателя, представленного на международной выставке. Естественно, что проект двигателя существует со всеми необходимыми расчетами, обоснованиями, оценками, в том числе экономическими. И эти экономические обоснования создаваемого объекта (двигателя) можно принять за основу первой составной части экономического проектирования (I). Шаг (II)— отбор и оценка экономически лучшего варианта (образца) из предлагаемых и доводка («подгонка») его (при необходимости) для наиболее эффективной технологии, организации производства, поставок и использования, эксплуатации в конкретных условиях. Эти расчеты, обоснования, оценки — вторая составная часть экономического проектирования. Кстати, в развитых странах огромную часть расчетно-оценочных работ по эффективности поставок (продаж) и эксплуатации новых изделий этой части экономического проектирования выполняют крупнейшие специальные фирмы.
III — определиться се всеми денежными вложениями на производство и поставку объектов, а также установить эффективность этих вложений. По сути это оценка эффективности осуществления инвестиций, т.е. их формирования и вложения с наибольшей ожидаемой экономической выгодой в новое дело. IV — гарантийно-подтверждающие обоснования по ожидаемой эффективности и экономической безопасности является обязательной для каждой из трех предыдущих составляющих.
Преимущества экономического проектирования как системы видны сразу, но оно еще позволяет разработчикам-проектировщикам:
- расширитьи удлинить цепочку связанных между собой расчетов и обоснований дня получения экономическая лучших конечных результатов;
- увидеть полнее экономическую жизнь создаваемых изделий, вплоть до оценки эффективности инвестиций и динамики всех затрат и доходов;
- вывести гарантийно-подтверждающие расчеты и обоснования экономической безопасности в ранг необходимых, равноправных и обязательных наряду с расчетами эффективности;
- самой методологией данного проектирования получать в проекте экономически конкурентоспособные объекты (изделия);
- все время помнить, что любое изделие, любая машина не просто средство для удовлетворения той или иной конкретной потребности, но и объект, способствующий получению прибыли либо экономящяй денежные средства для всех участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: