Экономика потребителя. Семейная экономика

Экономическая культура общества - система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, система экономических норм, регулирующих экономическое поведение человека.

Экономическая культура личности – единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.

Потребитель – тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем может быть индивид, фирма или государство в целом. Цель потребителя — извлечение максимальной по­лезности от потребления товаров и услуг.

Производство и сфера услуг на рынке «запрашивают» потребителя, апеллируют к нему как к «высшей и последней инстанции»: что производить? Отдаст ли потребитель свои деньги за товар и, если отдаст, то сколько он готов отдать? Следовательно, получит ли фирма прибыль и, если получит, то сколько?

Экономисты определяют вышесказанное как суверенитет потребителя – способность воздействовать на производителя, покупая товар или услугу, по цене, которую согласен заплатить. Необходимым условием реализации суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора, то есть право самостоятельно принимать решения «потреблять – не потреблять», «когда покупать», «у кого покупать» и т.д. Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Так что же тогда «лучший» для потребителя набор товаров? Экономисты предполагают, что у каждого потребителя существует своя субъективная шкала предпочтений, то есть, каждый человек знает, чего хочет больше, а чего – меньше. С точки зрения своих предпочтений он стремится выбрать лучший набор товаров и услуг. Это предположение носит название гипотезы о рациональном поведении потребителя. Рациональное поведение потребителя — это про­думанное поведение, предполагающее сопоставление ре­зультатов действий с затратами.

Если удовлетворение, получаемое от потребления выбранного набора назвать «полезностью», то данная гипотеза может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы при ограниченном доходе максимизировать (сделать как можно большей) полезность выбираемого набора товаров и услуг.

Закон убывающей полезности Гиффена: по мере насыщения потребности в каком-либо товаре или услуге, удовлетворение от потребления блага падает (1-й стакан при жажде всегда более значимый, чем 10-й)

Что мешает потребителю приобрести всё, что хочет? Семейный бюджет, цены на товары и услуги, ассортимент предлагаемых товаров и услуг, культура потребления. Рациональное поведение потребителя – продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами. Важно быть грамотным потребителем – внимательно изучать ассортиментный ряд, соотношения цены и качества, получать необходимую информацию о нужном товаре или услуге.

Бюджет семьи – баланс доходов и расходов семьи за определенный период. Составление бюджета помогает людям наилучшим образом использовать сои деньги. При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на це­ли личного потребления. Его источники: зарплата; социальные выплаты государства (пособия, пенсии, стипендии); доход от предпринимательской деятельности; доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, проценты на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам). Реальный доход – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Хорошо, если доход позволяет не только использовать его для покупки товаров и услуг, но и образовывать сбережения.

Уровень жизни – уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промтоварами, продуктами питания, жилищем и т.д.). Качество жизни – шире понятия «уровень жизни» - еще и условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др. Обязательные расходы – минимально необходимые — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п. Произвольные – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обяза­тельные расходы – на покупку книг, картин, машин и др., которые не все могут себе позволить.

Структура и уровень потребления – важный показатель развития страны. К примеру, в бедных, слаборазвитых странах большинство людей тратят основную часть своих доходов на продукты питания, обеспечение более-менее приемлемых условий существования (одежда, жилье). В развитых странах больше тратится на организацию отдыха, приобретение произведений искусства, оздоровление, улучшение качества жизни. Чем выше доход се­мьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удель­ный вес сбережений. По мере роста доходов растут расходы на приобретение этих предметов потребления, причем все больше внимания обращается на их качество. Черта бедности – официально установленный минимальный уровень доходов на семью, необходимый для приобретения продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами, а также удовлетворения минимальных потребностей в одежде, обуви, жилье. Люди, получающие доходы ниже этого уровня, относятся к категории бедных. Рациональному потребителю важно не только грамотно тратить имеющие средства, но и сберечь их, преумножить. Важно знать, как и где сберегать средства, в какие активы вкладывать. Права потребителей во всех странах защищены специальными законами. В РФ закон «О защите прав потребителей» был принят в 1992 г., в 1995 – внесены поправки. В законе содержится три основных группы норм:- права потребителя;- механизм защиты прав потребителя;- ответственность виновных в нарушении этих прав;например, право на необходимую и достоверную информацию о товаре, право потребовать у продавца сертификат соответствия, право обменять купленный товар и др. Таким образом, потребитель, будучи ключевой фигурой рыночной экономики, может выбирать модель своего поведения в зависимости от целого ряда условий (размер и стабильность дохода, состав семьи, структура потребления, различия в уровне образования и культуры и др.).

Приложение: выдержки из закона «О защите прав потребителей».

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- местонахождение (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и местонахождение организации (организаций), уполномоченных изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего закона;

- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) <... >

Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров <...>

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или кассовый чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром <...>

2. В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе по своему выбору расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить потребителю, потребовавшему обмена непродовольственного товара надлежащего качества, о его поступлении в продажу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: