Раздел 1 Введение
Предмет физиологии высшей нервной деятельности. Эволюционный подход к исследованию высшей нервной деятельности: взгляды Ч.Дарвина, И.П.Павлова, Л.А.Орбели. Физиология высшей нервной деятельности как составная часть нейронауки. Методы исследования физиологии высшей нервной деятельности: метод условных рефлексов, полиграфическая регистрация реакций, электроэнцефалография, магнитоэнцефалография, термоэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография, оптическая регистрация активности нейронов, метод моделирования, автоматизация экспериментов с применением компьютера.
Раздел II Аналитико-синтетическая деятельность мозга
Две составные части учения И.П.Павлова о физиологии высшей нервной деятельности: об анализаторах и условных рефлексах. Синтез-анализатор. Единство аналитической и синтетической деятельности головного мозга. Анализ и синтез сложных раздражителей. Условнорефлекторная деятельность и механизм высшего анализа и синтеза.
|
|
Раздел Ш Поведение, научение и память
Тема 3.1 Рефлекторная основа поведения
История развития понятия рефлекс: Р. Декарт, Й. Прохазка, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Классификация врожденных форм поведения: торопизмы, настии, таксисы, безусловные рефлексы, инстинктивные формы поведения. Изменчивость врожденного поведения. Пластичность врожденного поведения.
Тема 3.2 Научение: классический условный рефлекс
Первая сигнальная система. Классический условный рефлекс. Правила образования условных рефлексов. Динамика выработки условных рефлексов. Виды условных рефлексов: пищевые, оборонительные, двигательные, инструментальные. Сложные формы научения: условные рефлексы на комплексные раздражители, на время, подражательные, условные рефлексы второго и высшего порядка. Торможение условных рефлексов. Виды торможения. Механизмы внутреннего торможения
Тема 3.3 Механизмы памяти
Нейронные механизмы замыкания временных связей. Механизмы памяти. Виды памяти. Кора и память. Гиппокамп и память. Молекулярные основы памяти. Кратковременные и долговременные процессы памяти.
Раздел IV Функциональные состояния, мотивации и эмоции