Факторы производства. Ценообразование на рынке факторов производства

Маржиналистская (неоклассическая, западная) теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. Здесь из материального фактора выделяются в особый фонд природные условия. При этом термин "земля" употребляется в широком смысле слова. Он охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи. При этом имеется в виду отдача в количественном выражении или убывающей доходности. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях, непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи.

ТРУД представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. На повышение производительности труда оказывают влияние самые различные факторы.

КАПИТАЛ является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю.

Существует группа ценообразующих факторов – особенности рынков, формирующих цену. Какова будет цена на конкретном рынке при заданных отраслевых функциях спроса и предложения, нельзя определить, если неизвестна структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение. Рыночная цена на факторы производства, как и на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения.

Однако ценообразование на факторы имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса. Если предложение потребительских благ поступает от фирм, а спрос на них предъявляют потребители, то первичные факторы производства (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время, как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков благ.

Установление цены товара является следующим важным решением, принимаемым предприятием, после производства товара. Предприятию следует установить такую цену товара, от продажи которого оно может получить максимально возможную прибыль.

В основе формирования цены товара лежит его себестоимость, то есть издержки, затраченные на производство и реализацию этого товара.

В зависимости от стадии товародвижения, на которой находится товар, выделяют три вида цен:

Отпускные цены предприятия - это та цена, по которой предприятие-изготовитель выпускает товар. Она включает в себя себестоимость и прибыль предприятия.

Оптовая цена торговли это цена, включающая в себя наценку, помимо себестоимости и прибыли предприятия.

Розничная цена, по которой товар предлагается потребителю. Она является завершающей ценой процесса ценообразования. Помимо оптовой цены, розничная цена включает в себя торговую наценку, обеспечивающую прибыль продавца.

Таким образом, цена складывается из себестоимости и прибыли. Процесс ценообразования состоит из нескольких этапов:

Выявление внешних по отношению к предприятию факторов, влияющих на цены.

Постановка целей ценообразования.

Выбор метода ценообразования.

Разработка ценовой стратегии.

Рыночная корректировка цен.

Страхование ценообразования от неблагоприятных внешних воздействий.

Основными факторами, влияющими на цены, являются: потребители, рыночная среда, участники каналов товародвижения (поставщики товаров, энергии и т.п.), государство.

Также цена товара формируется в зависимости от целей, которые стремится достичь предприятие. Целями могут быть: сбыт (подразумевает низкий уровень цен и носит долгосрочный характер), текущая прибыль (уровень цен высокий, характер цели краткосрочный), выживаемость (уровень цен крайне низкий, краткосрочный период), качество (высокий уровень цен, долгосрочный характер цели).

После установления цели, предприятие выбирает метод ценообразования. Выделяют пять методов установления цен:

Затратный. В основе формирования цены лежат издержки производства, к которым прибавляется процент прибыли предприятия.

Агрегатный. Цена по этому методу определяется суммированием цен на отдельные составные части товара. Этот метод применяется для товаров, состоящих из наборов отдельных изделий, например мебельный гарнитур, кофейный сервиз, для товаров, состоящих из отдельных узлов, например, светильники, кухонные комбайны, часы.

Параметрический. В основе этого метода лежит соотношение качественных параметров изделия, на основе чего определяется цена товара.

Метод текущих цен. Используется для товаров массового потребления, пользующихся спросом.

Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод используется предприятием для достижения определенной конкретной величины прибыли. Исходя из этой величины, определяется цена товара.

Под стратегией ценообразования понимают выбор коммерческим предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка наилучшим образом соответствующей целям предприятия в области ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: