Теории полезности:
· Кардиналистская (количественная)
· Ординалистская (порядковая)
Поведение потребителей в рыночной экономике:
· Люди покупают товары и услуги потому, что они получают удовлетворение от их потребления
· В экономике его называют «полезность»
Кардинализм:
· Количественный подход к анализу полезности и спроса
· Основан на возможности измерения полезности блага в гипотетических единицах – «ютилях»
· Основан на исключительно индивидуальной субъективной оценке
Функция общей полезности набора благ:
TU = f (Qa, Qb, …, Qz)
Общая полезность (TU) – совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (MU) – полезность последней единицы потребляемого блага
· это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага:[D9]
Принцип убывающей предельной полезности:
· с ростом потребления какого-либо блага функция общей полезности достигает максимума, а затем становится убывающей.
Второй закон Госсена:
MUa / Pa = MUb / Pb = MUc / Pc … = λ
|
|
· В оптимуме потребителя полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.
· Из этого же равенства выводится обратная зависимость между ценой и объемом спроса
Если потребителя ничего не побуждает к изменению структуры, то потребитель находится в равновесии.
Порядковый подход к анализу полезности:
основан на определенных аксиомах
· Совершенной упорядоченности
· Транзитивности (логичности)
· Не насыщения
· Независимости потребителя
Цель потребителя – выбрать наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных. Обычно набор из двух благ X и Y.
Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой набор двух товаров, что потребителю безразлично, чем больше выбор – тем лучше.
Кривые и карта безразличности[D10]:
Свойства кривых безразличия:
· Кривая безразличия, лежащая выше и правее – является более предпочтительной для потребителя
· К.Б. имеют отрицательный наклон
· К.Б. никогда не пересекутся
· К.Б. может быть проведена через любую точку пространства товаров
· К.Б. выпуклы к началу координат.
Предельная норма замещения благом X блага Y – это количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение блага X на единицу, с тем, что бы уровень удовлетворения остался неизменным.
Бюджетная линия – это множество доступных потребителю товарных наборов, исходя из его дохода I (бюджета) = бюджетное ограничение.[D11]
Изменение дохода от I, до II:[D12]
Снижение цены блага Y при неизменном доходе и неизмененной цене[D13]:
|
|
Потребитель выбирает товарный набор, который принадлежит наиболее удаленной кривой безразличия[D14].
Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов:
· Линия «Цена – потребление»
· Линия «Доход – потребления»
Линии роста потребления вследствие снижения цен на одежду[D15]:
Эффект замены:
· Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным.
Эффект дохода:
· Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности (реального дохода).