Поведение потребителей

Теории полезности:

· Кардиналистская (количественная)

· Ординалистская (порядковая)

Поведение потребителей в рыночной экономике:

· Люди покупают товары и услуги потому, что они получают удовлетворение от их потребления

· В экономике его называют «полезность»

Кардинализм:

· Количественный подход к анализу полезности и спроса

· Основан на возможности измерения полезности блага в гипотетических единицах – «ютилях»

· Основан на исключительно индивидуальной субъективной оценке

Функция общей полезности набора благ:

TU = f (Qa, Qb, …, Qz)

Общая полезность (TU) – совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (MU) – полезность последней единицы потребляемого блага

· это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага:[D9]

Принцип убывающей предельной полезности:

· с ростом потребления какого-либо блага функция общей полезности достигает максимума, а затем становится убывающей.

Второй закон Госсена:

MUa / Pa = MUb / Pb = MUc / Pc … = λ

· В оптимуме потребителя полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

· Из этого же равенства выводится обратная зависимость между ценой и объемом спроса

Если потребителя ничего не побуждает к изменению структуры, то потребитель находится в равновесии.

Порядковый подход к анализу полезности:
основан на определенных аксиомах

· Совершенной упорядоченности

· Транзитивности (логичности)

· Не насыщения

· Независимости потребителя

Цель потребителя – выбрать наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных. Обычно набор из двух благ X и Y.

Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых представляет собой набор двух товаров, что потребителю безразлично, чем больше выбор – тем лучше.

Кривые и карта безразличности[D10]:

Свойства кривых безразличия:

· Кривая безразличия, лежащая выше и правее – является более предпочтительной для потребителя

· К.Б. имеют отрицательный наклон

· К.Б. никогда не пересекутся

· К.Б. может быть проведена через любую точку пространства товаров

· К.Б. выпуклы к началу координат.

Предельная норма замещения благом X блага Y – это количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение блага X на единицу, с тем, что бы уровень удовлетворения остался неизменным.

Бюджетная линия – это множество доступных потребителю товарных наборов, исходя из его дохода I (бюджета) = бюджетное ограничение.[D11]

Изменение дохода от I, до II:[D12]

Снижение цены блага Y при неизменном доходе и неизмененной цене[D13]:

Потребитель выбирает товарный набор, который принадлежит наиболее удаленной кривой безразличия[D14].

Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов:

· Линия «Цена – потребление»

· Линия «Доход – потребления»

Линии роста потребления вследствие снижения цен на одежду[D15]:

Эффект замены:

· Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным.

Эффект дохода:

· Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности (реального дохода).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: