Среди оценочных методов широкое применение получил метод экспертных оценок.
Метод экспертных оценок – метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Мнения высказываются частично в количественной форме, а частично в качественной. Основой этого метода является опрос специалистов, который может быть индивидуальным, коллективным, очным, заочным, анонимным и т.п.
Организаторы опроса определяют объект и цели экспертизы, подбирают экспертов, проверяют их компетентность, анализируют и обобщают результаты экспертизы.
Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:
1) Синектический метод
предполагает использование при интегрировании идей аналогий из других областей знаний или фантастических представлений.
2) Метод «дерева целей»
В этом методе использование иерархической структуры решения проблемы путем разделения общей цели на подцели. Входит в систему методов ситуационного анализа и используется в тех случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых нужно либо принимать решения с определенной вероятностью, либо так же с определенной вероятностью наступает некоторое событие.
Именно для формализованного описания таких ситуаций используется метод построения «дерева решений». Вершина дерева целей представляет собой достижение цели, а ветви – это связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели в целом и дать предложения по ее совершенствованию. Результаты анонимного анкетирования обобщаются и доводятся до экспертов, что позволяет им корректировать свои суждения на основе полученной информации.
|
|
3) Метод «паттерна»
Используется в планировании посредством количественной оценки технических данных. Начальная проблема подразделяется на ряд подпроблем, задач и элементов, которые выстраиваются в «дерево решений». Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению, в результате чего извлекается польза от делового общения, хотя при этом не исключаются отрицательные последствия конформизма.
4) Метод Дельфи
Разработан американской компанией РЭНД.
Суть метода состоит в том, чтобы с помощью серии последовательных действий добиться консенсуса при нахождении правильного решения.
Базовым принципом является использование мнений независимых экспертов.
Анализ методом Дельфи проводится в несколько этапов. Результаты обрабатываются статистическими методами.
На первом этапе выявляются преобладающие суждения экспертов и проводится работа по сближению их точек зрения.
На втором этапе всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения резко отличаются из общего русла
На третьем этапе все эксперты могут менять свое мнение после знакомства. Повторяется та же процедура.
|
|
5) Ситуационный метод анализа
анализ многомерных ситуаций и явлений. Например, анализ бухгалтерской финансовой отчетности. К ситуационному анализу примыкает метод анализа посредством построения сценариев.
6) Метод построения сценариев
метод предполагает последовательность действий в условиях определенности, в условиях неопределенности или риска и в условиях конфликта. Проводится с 1м специалистом-аналитиком, либо с привлечением группы специалистов.
Наибольший интерес с позиции прогнозирования представляет алгоритмизация действий в условиях неопределенности. Здесь применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработка определенных сценариев развития событий.
При этом используютс следующие варианты:
1) Известные типовые ситуации – известная вероятность появления событий
2) Предыдущее распределение вероятностей
3) Субъективные оценки, сделанные аналитиками самостоятельно, либо с привлечением группы экспертов
Пример: пусть имеется 2 объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода в млн рублей в каждом случае не определена и распределена
Информационная база
Пользователи информации под деятельностью организации
Обобщенно пользователей результатов экономического анализа можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние.
Внешние пользователи – прямо и косвенно заинтересованные в деятельности организации лица. Используют доступную им информацию для защиты собственных интересов. К внешним пользователям в первую очередь следует отнести бизнес-партнеров субъекта хозяйствования. Их интересует информация о результатах деятельности объекта, о финансовом состоянии, возможностях, о наличии свободных производственных мощностей и их недостаточности на определенных участках производства; о потребности в ресурсах, включая материальные ресурсы и подготовку высококвалифицированных кадров.
К внешним пользователям относятся учреждения финансовой системы, в первую очередь коммерческие банки. Им необходима информация для заключения кредитных договоров, лизинговых соглашений, договоров другого типа. Опираясь на информацию о финансовом состоянии и перспективах развития, полученную от клиента, и проверенную банком, принимается решение о заключении договора, на которых он заключается.
Внешними пользователями информации также являются налоговые органы, органы регионального и местного самоуправления.
Внутренними пользователями информации являются менеджеры субъекта хозяйствования. Кроме того, аналитическая информация вызывает широкий интерес у всех участников бизнес-процесса.
Следующая лекция