Оценочные

Среди оценочных методов широкое применение получил метод экспертных оценок.
Метод экспертных оценок – метод организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Мнения высказываются частично в количественной форме, а частично в качественной. Основой этого метода является опрос специалистов, который может быть индивидуальным, коллективным, очным, заочным, анонимным и т.п.
Организаторы опроса определяют объект и цели экспертизы, подбирают экспертов, проверяют их компетентность, анализируют и обобщают результаты экспертизы.

Основными разновидностями метода экспертных оценок являются:

1) Синектический метод
предполагает использование при интегрировании идей аналогий из других областей знаний или фантастических представлений.

2) Метод «дерева целей»
В этом методе использование иерархической структуры решения проблемы путем разделения общей цели на подцели. Входит в систему методов ситуационного анализа и используется в тех случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых нужно либо принимать решения с определенной вероятностью, либо так же с определенной вероятностью наступает некоторое событие.
Именно для формализованного описания таких ситуаций используется метод построения «дерева решений». Вершина дерева целей представляет собой достижение цели, а ветви – это связи между ними. Экспертам предлагается оценить структуру модели в целом и дать предложения по ее совершенствованию. Результаты анонимного анкетирования обобщаются и доводятся до экспертов, что позволяет им корректировать свои суждения на основе полученной информации.

3) Метод «паттерна»
Используется в планировании посредством количественной оценки технических данных. Начальная проблема подразделяется на ряд подпроблем, задач и элементов, которые выстраиваются в «дерево решений». Оценки отдельных экспертов подвергаются открытому обсуждению, в результате чего извлекается польза от делового общения, хотя при этом не исключаются отрицательные последствия конформизма.

4) Метод Дельфи
Разработан американской компанией РЭНД.
Суть метода состоит в том, чтобы с помощью серии последовательных действий добиться консенсуса при нахождении правильного решения.
Базовым принципом является использование мнений независимых экспертов.
Анализ методом Дельфи проводится в несколько этапов. Результаты обрабатываются статистическими методами.
На первом этапе выявляются преобладающие суждения экспертов и проводится работа по сближению их точек зрения.
На втором этапе всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения резко отличаются из общего русла
На третьем этапе все эксперты могут менять свое мнение после знакомства. Повторяется та же процедура.

5) Ситуационный метод анализа
анализ многомерных ситуаций и явлений. Например, анализ бухгалтерской финансовой отчетности. К ситуационному анализу примыкает метод анализа посредством построения сценариев.

6) Метод построения сценариев
метод предполагает последовательность действий в условиях определенности, в условиях неопределенности или риска и в условиях конфликта. Проводится с 1м специалистом-аналитиком, либо с привлечением группы специалистов.
Наибольший интерес с позиции прогнозирования представляет алгоритмизация действий в условиях неопределенности. Здесь применяется вероятностный подход, предполагающий прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей, т.е. разработка определенных сценариев развития событий.

При этом используютс следующие варианты:

1) Известные типовые ситуации – известная вероятность появления событий

2) Предыдущее распределение вероятностей

3) Субъективные оценки, сделанные аналитиками самостоятельно, либо с привлечением группы экспертов

Пример: пусть имеется 2 объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода в млн рублей в каждом случае не определена и распределена

Информационная база

Пользователи информации под деятельностью организации

Обобщенно пользователей результатов экономического анализа можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние.

Внешние пользователи – прямо и косвенно заинтересованные в деятельности организации лица. Используют доступную им информацию для защиты собственных интересов. К внешним пользователям в первую очередь следует отнести бизнес-партнеров субъекта хозяйствования. Их интересует информация о результатах деятельности объекта, о финансовом состоянии, возможностях, о наличии свободных производственных мощностей и их недостаточности на определенных участках производства; о потребности в ресурсах, включая материальные ресурсы и подготовку высококвалифицированных кадров.

К внешним пользователям относятся учреждения финансовой системы, в первую очередь коммерческие банки. Им необходима информация для заключения кредитных договоров, лизинговых соглашений, договоров другого типа. Опираясь на информацию о финансовом состоянии и перспективах развития, полученную от клиента, и проверенную банком, принимается решение о заключении договора, на которых он заключается.

Внешними пользователями информации также являются налоговые органы, органы регионального и местного самоуправления.

Внутренними пользователями информации являются менеджеры субъекта хозяйствования. Кроме того, аналитическая информация вызывает широкий интерес у всех участников бизнес-процесса.

Следующая лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: