Правила определения эластичности

1. использование показателей %-ых изменений;

2. значение коэффициента эластичности спроса берется как абсолютная величина, т.е. отрицательный знак игнорируется.

Выделяют следующие виды эластичности спроса по цене:

· эластичный спрос Еd > 1/ величина спроса изменяется на больший процент чем цена;

· неэластичный спрос Ed < 1/ величина спроса изменяется на меньший процент чем цена;

· спрос с единичной эластичностью Ed = 1/ если цена снижена на 5%, то это придет к увеличению спроса на 5%;

· совершенно неэластичный спрос Ed = 0/ величина спроса всегда постоянна, не зависимо от изменения цены на товар;

· совершенно эластичный спрос Ed = / в этом случае, условно говоря, при увеличении цены продукции более чем на 5%, ни одна единица товара не будет реализована, а при росте цен на 5% и ниже может быть реализовано бесконечное количество товаров.

Формула дуговой эластичности =

Факторы ценовой эластичности спроса:

1) заменяемость (чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее спрос на него);

2) удельный вес в доходе потребителя (чем больше места продукт занимает в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него);

3) предмет роскоши и предметы необходимости (спрос на предметы необходимости обычно неэластичен, спрос на предметы роскоши - эластичен);

4) фактор времени (спрос на продукт тем эластичнее, чем больше времени у потребителя для принятия решения).

29. Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

положительная;

отрицательная;

нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерять насколько чувствителен потребительский спрос на 1 продукт Х к изменению цены какого-то другого продукта У.

Е =

Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то продукты Х и У являются взаимозаменяемыми товарами.

Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет отрицательное значение, то продукты Х и У идут в комплексе (являются взаимозаменяемыми товарами).

30. Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E<1). Скорее всего данный товар низкокачественный.

Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>1).

Если 0<E<1, то спрос на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар растет быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

Эластичность спроса по доходу (income) позволяет измерять процентное изменение величины спроса, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя.

Е = (% изменение величины спроса)/(% изменение дохода)

Если коэффициент по доходу положителен, то эти товары называются нормальными товарами или товарами высшей категории.

Если коэффициент по доходу отрицателен, то речь идет о товарах низшей категории.

31. Е = (% изменение величины предложения)/(% изменение цены)

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения - количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на имеющие цены продукта.

Чем продолжительнее время, которым располагают производители для того, чтобы приспособиться к изменению цены, тем эластичнее будут предложение.

32. Закон убывающей предельной полезности

ПОТРЕБЛЕНИЕ представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

В рыночной экономике потребности людей определяют спрос на товары и услуги. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покуп-ку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления.

Экономисты в конце XIX века в качестве такой основы приняли полезность, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя.

Термин "полезность" был введен в экономическую науку английским философом И.Бентамом (1748-1832 гг.). Согласно Бентаму, максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Потребитель при этом руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями.

Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовольствие от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Экономическая наука выделяет два подхода к оценке полезности благ:

кардиналистский (количественный),

ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности - ютилах (от англ. utility -полезность). В этой теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора и определить его общую полезность. Это можно записать в виде функции общей полезности:

TU= F(Qa, Qв, Qx),

где TV - общая полезность данного набора товаров,

Qa, Qe, Qx — объемы потребления товаров А, В, X в единицу времени.

Следует иметь в виду, что когда речь идет о полезности, то подразумевают ее не вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Это значит, что определенная потребность человека удовлетворяется сле-дующими друг за другом единицами товара. При этом замечено, что последовательно потребляемые единицы какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые этот принцип убывающей полезности был обоснован немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 году. На основе его положений был сформулирован первый закон Госсена, который гласит: при после-довательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Впоследствии этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. На основе его сформулировано правило максимизации полезности: потребитель должен так распреде-лить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы равную предельную полезность1. В такой ситуации потребитель не будет стремиться изменять струк-туру расходов и структуру потребления, ибо такое изменение лишь ухудшит его благосостояние.

Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные то-варные наборы по их "предпочтительности".

Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах:

1. полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости).

Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что:

ми(предельная полезность)- это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу

а) А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В;

б) В > А, т.е. товар В предпочтительнее товара А;

в) А ~ В, т.е. товары А и В равноценны;

аксиоме транзитивности (от лат. "переход ") предпочтений. Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар В > товара С, то товар А > товара С;

аксиоме ненасыщения. Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше, чем набор В, то А > В, т.е. предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя;

аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворе-ние потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.

33. Основными экономическими субъектами современной рыночной экономики являются: домохозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Домохозяйство — это экономическая единица, состоящая из одного человека или семьи. Основные черты домашних хозяйств:

являются собственниками факторов производства,

экономические решения принимают самостоятельно,

— стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие (фирма) — это экономическая единица, реализующая основную функцию общественного производства — удовлетворение потребностей людей. Предприятие (фирма):

самостоятельно принимает основные экономические решения,

владеет факторами производства и использует их для производства продукции и ее реализации,

— стремится к получению максимальной прибыли. Государство - это правительственные учреждения,

имеющие и использующие юридическую и политическую власть для регулирования экономической деятельности участников рыночных отношений в целях достижения об-щественных целей.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА - крупнейший сектор на-циональной экономики. Их роль в рыночной экономике двойная. С одной стороны, они формируют спрос на потребительские товары и услуги, являясь их покупателями. С другой стороны, домашние хозяйства владеют факторами производства, главным из которых является рабочая сила. Продавая их, они формируют рыночное предложение, получают доходы, которые используют для покупки товаров и услуг.

Таким образом, домохозяйства, с одной стороны, выступают на рынке как покупатели товаров и услуг, а с другой стороны — продавцами на рынке экономических ресурсов. В результате в рамках национальной экономики образуется совокупный поток доходов и расходов с участием домашних хозяйств.

Источниками формирования доходов домохозяйств Являются: заработная плата, доход от предпринимательской и индивидуальной деятельности, доход от личного подсобного хозяйства, дивиденды, доход от сдачи в наем не-движимости, проценты, пенсии, стипендии, пособия по безработице, помощь родственников, алименты, поступления от продажи личного имущества, поступления от продажи недвижимости, прочие доходы и поступления.

Получение доходов, как бы велики они не были, не самоцель домохозяйств. Это лишь средство удовлетворения потребностей их членов. С ростом доходов не только более полно удовлетворяются потребности индивида и семьи, но и меняется структура их предпочтений, которые дают производителю информацию о том, что производить и в каких объемах.

Что касается расходов домохозяйств, то при их анализе следует уяснить понятия "расходы домохозяйств" и "потребительские расходы домохозяйств". Потребительские расходы домохозяйств включают в себя расходы на покупку продовольственных и непродовольственных товаров и оплату услуг. Потребительские расходы - это лишь часть расходов домохозяйств. Последние включают в себя также затраты денежных средств на производственную деятельность и накопления.

Накопление домашних хозяйств представляет собой отложенное потребление в текущем периоде с целью увеличения потребления в будущем (например, покупка мебели, автомобиля и др.).

34. ПРЕДПРИЯТИЕ — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги и занимающийся различными видами экономической деятельности.

Место предприятия в системе экономических отношений характеризуется следующими основными функциями, которые оно выполняет:

1. на предприятиях изготавливаются основные виды продукции, составляющие материальную основу жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом;

предприятие — это форма организации жизнедеятельности людей. Значительная часть их активной жизни проходит на предприятии;

предприятие участвует в общественном разделении труда и кооперации;

предприятие — это место, где переплетаются интересы общества, коллектива, индивида;

предприятие формирует экономическую базу государства, необходимую ему для выполнения своих функций. Наличие доходов у предприятий позволяет им полно и своевременно вносить в бюджет налоги и другие обязательные платежи;

предприятие, осуществляя производственную деятельность, оказывает значительное воздействие на окружающую среду как среду обитания человека.

В экономической системе, где общественное производство носит товарный характер, предприятия выступают в роли "товаропроизводителей". Это значит, что все компоненты предприятия, включая и результаты его деятельности, принимают денежную форму. Типичными признаками предприятия как "товаропроизводителя" являются его хозяйствен-ная самостоятельность и экономическая обособленность.

Организационно-правовые формы предприятий:

Товарищества:

полные товарищества;

товарищества с ограниченной ответственностью;

смешанные (коммандитные) товарищества. Общества:

общества с ограниченной ответственностью;

общества с дополнительной ответственностью. Акционерные общества:

открытые акционерные общества;

закрытые акционерные общества. Унитарные предприятия:

' унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

• унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления;

дочерние унитарные предприятия. Прочие:

производственные кооперативы;

крестьянские (фермерские) хозяйства.

В экономической науке предприятия классифицируют по следующим основным признакам:

по размерам: крупные, средние, малые;

по формам организации: государственные, акционерные, кооперативные, арендные и др.;

по формам собственности: частные, коллективные, государственные, смешанные;

пo сферам деятельности: сельскохозяйственные, транс-порта, связи, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания, посреднические и др.;

по количеству видов производимой продукции: специализированные (выпускающие узкий круг товаров и услуг), многопрофильные (производящие разнообразные товары и услуги);

по уровню специализации: с предметной специализацией (производящие уже готовый к употреблению продукт), с подетальной специализацией (производящие детали продукта), с технологической специализацией (сосредоточенные на выполнении определенной технологической операции).

35. Стратегия развит ия предпр иятия - это документ, в котором сформулирована оптимальная модель предпри­ятия, его главные цели и способы достижениями имею­щихся ресурсах на заданную перспективу. Различают пер­спективу: краткосрочную и долгосрочную.

Краткосрочный период - это период, в пределах кото­рого производственные мощности остаются неизменны­ми, но объем производства может быть изменен путем при­менения большего или меньшего количества переменных издержек производства: рабочей силы, сырья и др.

В краткосрочном периоде пропорции постоянного и переменного факторов производства меняются по мере изменения объема выпуска продукции.

Влияние изменения пропорций на рост объема произ­водства исследуется с помощью таких понятий, как:

совокупный продукт!(TP— total product),

средний продукт (AP—average product),

предельный продукт (МP)— marginal product).

Общее количес тво продукта, произвед енное при опре­ деленном количест ве переменного фактора и неизменно­сти других факторов, составляет совокупный продукт этого переменного фактора (TP).

Отношение совокупного продукта переменного факто­ра производ ства к ис пользованному количеству этого фак­тора есть сред ний продукт этого фактора (АР). Он опреде­ляется как отношение: TP/L, TP/K

где L — фактор «труд», К — фактор «капитал».

Если же прирост совокупного продукта достигнут за счет приращения этого фактора производства на одну до­полнительную единицу, то такой продукт называется дельным продуктом переменного фактора производства (MP). Он рассчитывается как отношение: дэльтаTP/дэльтаL, дэльтаTP/дэльтаK

Увеличивая объем производства в краткосрочном пе­риоде за счет дополнительного вовлечения переменных факторов производства, предприятие неизбежно наталки­вается на вопрос: "Каким образом будет изменяться объем производства при все большем и большем потреблении переменных ресурсов?" Ответ на этот вопрос дает ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (ОТДАЧИ), согласно которому, начиная с определенного момента, по­следовательное присоединение единиц переменного ресурса к неизменному фиксированному ресурсу дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума объема производства при имею­щихся ресурсах. Производителя, обеспечивающего такое равновесие, принято называть рациональным производителем.

Долгосрочный период — это период времени достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех заня­тых в производстве ресурсов, включая и производствен­ные мощности. Следовательно, в долгосрочном периоде не существует пределов для наращивания объемов производства. Однако на практике и здесь есть ограничения. Они обусловлены масштабами производства.

Различают три типа эффекта масштаба: положительный, неизменный, отрицательный.

Положительный эффект масштаба проявляется в сни­жении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Он имеет место тогда, когда увеличе­ние количества применяемых ресурсов в /Ураз приводит к увеличению выпуска продукции более чем в N раз.

При неизменном эффекте масштаба увеличение коли­чества применяемых ресурсов в N раз приводит к увеличе­нию выпуска продукции тоже в /Ураз.

Отрицательный эффект масштаба имеет место тогда, когда увеличение количества применяемых ресурсов в /Ураз приводит к увеличению производства продукции менее чем в/Ураз.

Экономико-математическая зависимость в форме свя­зи между количеством производимой продукции и приме­няемыми факторами производства названа производствен­ной функцией и выражается формулой:

Q = f(x1x2,..., хп),

где Q — количество произведенной продукции,

х1 х2, хn„ - используемые факторы производства. Производственная функция показывает максимально возможный объем продукции, который может произвести предприятие при каждом конкретном сочетании факто­ров производства, и строится для конкретной технологии.

36. Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную производительность данного фактора производства.

“Средний продукт (АР) любого вида затрат – это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат”9. Средний продукт труда часто называют производительностью труда.

Кривая совокупного продукта (рис.3,a) показывает зависимость между затратами переменного фактора и общим объемом произведенной продукции. Кривая среднего продукта показывает производительность переменного фактора производства при использовании его в различных объемах. Средний и предельный продукт переменного фактора можно определить через кривую ТР. Средний продукт равен тангенсу угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через точку на кривой ТР. Средний продукт достигает максимума в точке касания этого луча с кривой ТР. Предельный продукт переменного фактора производства равен тангенсу угла наклона касательной кривой ТР. Кривая предельного продукта показывает изменение совокупного продукта при изменении количества переменного фактора на бесконечно малую величину. Средний продукт переменного фактора равен предельному в точке своего максимума.

На первой стадии производства увеличение затрат труда способствует более полному использованию капитала: предельный и средний продукт растут. После точки, в которой предельный продукт достигает своего максимума, начинается вторая стадия производства величина предельного продукта уменьшается и становится равной среднему продукту. Если на первой стадии производства совокупный продукт возрастает медленнее, чем использованное количество переменного фактора, то на второй стадии совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора. Границами первой и второй стадий производства являются точки максимума соответственно предельного и среднего продуктов. На третьей стадии производства МРАР, в результате чего совокупный продукт растет медленнее затрат переменного фактора и достигает своего максимума. И, наконец, наступает четвертая стадия, когда МР0. На четвертой стадии прирост переменного фактора ведет к уменьшению выпуска совокупной продукции.

Первые две стадии производства, когда МРАР, характеризуются экстенсивным использованием постоянного ресурса. На третьей стадии, когда МРАР и МР0, начинается интенсивное использование постоянного ресурса. Средний и предельный продукт в расчете на единицу переменного фактора иногда называют соответственно производительностью и предельной производительностью переменного фактора.

37. Изокванта (линия равного выпуска) - кривая, показывающая все сочетания ресурсов, которые могут быть применены для производства данного количества продукции (рис. 2.1).

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет.Наклон изоквант характеризует предельную норму технического замещения.Предельная норма технического замещения одного ресурса другим (например, капитала трудом). MRTSLK - количество капитала, которое может быть замещено дополнительной единицей труда так, чтобы объем производства не изменился (Q -const):

Карта изоквант Параметры α и β характеризуют влияние количества ресурсов на объем производства.

Карта изоквант - семейство упорядоченных изоквант, которое графически представляет увеличение объема выпуска за данный период времени при движении от начала координат в направлении увеличения количеств двух факторов производства.

Возможности изменить используемые в производстве объемы труда и капитала неодинаковы. Если спрос на продукцию фирмы возрастает, то на первых порах увеличение производства достигается за счет дополнительного привлечения труда на те же производственные мощности, поскольку для расширения последних, как правило, требуется больше времени. В связи с этим вводятся понятия: мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный период - период производства, в течение которого все факторы производства постоянны. Короткий период - период производства, в течение которого некоторые производственные ресурсы фиксированы, а другие могут быть изменены.

Длительный период - период производства, в течение которого все факторы производства являются переменными. На практике понятия короткого и длительного периодов могут весьма значительно варьироваться от одной отрасли к другой. Основными характеристиками производства, которые могут быть получены на основе анализа производственной функции, являются: предельная производительность ресурсов, предельная норма технического замещения ресурсов и ее эластичность, интенсивность использования ресурсов, отдача от масштаба. Предположим, что X1 - переменный ресурс, а остальные n-1 ресурсов постоянны. Общий продукт (ТР) - это количество блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного ресурса

TP=Q.

Средний продукт (АР):

Предельная норма технического замещения капитала трудом представляет собой величину, на которую может быть сокращен капитал за счет использования одной дополнительной единицы труда при фиксированном объеме выпуска продукции (Q = const).

38. Затраты материальных ресурсов и денежных средств, которые несет производитель на производство продукции, называются ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА.

Следует различать издержки производства: прямые и косвенные, внешние и внутренние, постоянные и пере­менные, краткосрочные и долгосрочные.

К прямым издержкам производства относятся те затра­ты по производству продукции, которые несет непосред­ственно производитель. В экономической теории они по­лучили название себестоимости.

Косвенные расходы по производству продукции несет государство, олицетворяющее общество в целом. Это рас­ходы на образование, медицину, спорт (финансируемые за счет государства), содержание армии и органов право­порядка, управление и др.

Внешние, или явные, издержки — это денежные расхо­ды, которые несет фирма по закупке рабочей силы, сы­рья, топлива, энергии и др. Поскольку эти затраты в де­нежной форме отражаются в бухгалтерской отчетности, их еще называют бухгалтерскими.

Издержки на собственный и самостоятельно исполь­зуемый ресурс представляют собой неоплаченные, или внутренние, издержки (их еще называют неявными, скры­тыми).

Современная экономическая наука относит к внутрен­ним издержкам и нормальную прибыль, которая представ­ляет собой минимальную плату, необходимую для удер­жания предпринимательского таланта (например, Петро­ва) в рамках данного предприятия.

Совокупность альтернативных внешних (явных) и внут­ренних (неявных) издержек в экономической теории име­нуют экономическими издержками.

Постоянные издержки — это затраты, не зависящие от объема выпускаемой продукции.

Переменные издержки непосредственно зависят от ко­личества производимой продукции.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки.

Краткосрочные издержки — это текущие затраты по производству продукции, которые объективно обусловле­ны самим процессом производства.

Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы в долгосрочном периоде.

Поскольку издержки производства являются одним из факторов, определяющих величину прибыли, то сокраще­ние их является важнейшей задачей любого производителя.

39. Прибыль – разность между общими доходами и затратами (издержками). Следует различать бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль – разность между общими доходами и бухгалтерскими (явными) издержками производства. Экономическая прибыль – разность между общими доходами и суммой бухгалтерских (явных) и экономических (неявных) издержек. Экономическая прибыль является критерием определения положения дел фирмы, её успеха. Если предприятие имеет не только бухгалтерскую, но и экономическую прибыль, то оно развивается динамично и рационально увеличивать инвестиции. НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ — 1) прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена, если бы капитал был использован простейшим, обычным способом, то есть предоставлен в виде ссуды, аренды; 2) издержки предпринимателя, не включенные в затраты, не отраженные в предпринимательских издержках согласно бухгалтерской документации, условно включенные в бухгалтерскую прибыль.

40. Издержки производства в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки (TFC) – это денежные затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции (затраты на эксплуатацию оборудования, зданий, сооружений, процент по кредиту, рентные платежи, страховые взносы, заработная плата управленцам, охрана и т.д.)

Постоянные издержки являются обязательными и сохраняются даже если фирма ничего не производит, поэтому на графике постоянные издержки выражаются прямой, параллельной оси абсцисс.

Переменные издержки (TVC) – это денежные затраты, изменяющиеся вместе с объемом выпуска продукта. Это расходы на сырье, вспомогательные материалы, труд и т.д. Переменные издержки изменяются пропорционально выпуску продукции, поэтому на графике кривая переменных издержек – восходящая линия.

Общие издержки (T С) – это совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции:

TC = TFC + TVC

Производителя часто интересует величина средних издержек, то есть издержек, пересчитанных на единицу продукции.Средние переменные издержки – это отношение переменных издержек к объему выпуска продукции:

AVC = TVC / Q

График средних переменных издержек имеет U -образную форму в соответствии с законом убывающей отдачи. Когда отдача от данного переменного фактора производства в стадии возрастания, всё меньше количества дополнительных переменных ресурсов требуется для производства дополнительных единиц продукции. Следовательно, в расчете на эту единицу сокращаются переменные издержки. Этим объясняется отрицательная ветвь. На стадии убывающей отдачи картина противоположная – средние переменные издержки возрастают.

Средние общие издержки можно вычислять по формулам:

ATC = TC / Q, ATC = AFC + AVC

Кривая средних общих издержек является суммой кривых средних постоянных и средних переменных издержек и имеет U -образную форму.

Дополнительные издержки, связанные с увеличением производства продукции на единицу, называются предельными издержками:

MC = ΔTC / ΔQ = (ΔTVC / ΔQ) + (ΔTFC / ΔQ)

Поскольку TFC = const, то взаимосвязи между постоянными и предельными издержками нет. Поэтому предельные издержки можно выразить формулой:

MC = ΔTVC / ΔQ

График предельных издержек пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках минимума последних. Если предельные издержки больше средних издержек, то производство дополнительной единицы продукции вызовет увеличение средних издержек. И наоборот: если MC < AC, то при увеличении объемов производства средние издержки уменьшаются.

Всё это справедливо и для соотношения AVC и MC.

Пока MC < ATC и MC < AVC, последние убывают. Если MC > ATC и MC > AVC, последние возрастают. Если MC = AC, то переменные издержки достигают минимума.

41. Долгосрочный период – период изменяющихся мощностей. Это период времени достаточно продолжительный чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производственные мощности. В долгоср. Периоде мы опираемся на понятие АТС(средние общие издержки), т.к. все ресурсы и все издержки явл.переменными в долгоср.периоде.


Чтобы посчитать предельные издержки МС необходимо посмотреть во что нам обошлась каждая дополнительная еденица продукции. Дугообразность кривой долгоср. Издержек обьесняется положительным и отрицательным эфектами маштабов. Полож. Эффект маштаба: 1). Специализация труда 2). Специализация управленческого персонала 3). Эфективное использование копитала 4). Производство побочных продуктов.

Отриц. Эффект маштаба: Осн. Причина возникновения связана с определёнными управленческими трудностями, возникающими при попытке эфективно контролировать деятельностью фирмы, превратившейся в крупномаштабного производителя.

42. Под ДОХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ понимают его денежные поступления от производственной и иных видов деятельности. Различают:

- валовой доход предприятия, представляющий разность между выручкой от реализации продукции и материальными затратами;

— чистый доход, который определяется как разность между валовым доходом предприятия и его обязательными платежами (налоги, проценты за банковский кредит и т.п.).

Доходы предприятия по сферам образования подразделяются на: операционные (основные) и внереализационные.

Операционные доходы формируются в основном за счет поступлений от продажи товаров, выполненных работ и оказанных услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Кроме этого, операционные доходы включают также поступления от продажи основных средств и другого имущества.

К внереализационным доходам относят: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий на территории страны и за ее пределами; дивиденды по акциям; доходы по облигациям и др. ценным бумагам; доходы от сдачи имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки, присужденные или признанные должником, другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг); возвращенные "безнадежные" долги и др.

При анализе деятельности предприятия используют понятия общего, среднего и предельного дохода.

Общий доход (TR) - это суммарный доход, который получает предприятие (фирма) от продажи всей продукции по рыночным ценам. Определяется как произведение рыночной цены продукции и количества реализованной продукции:

TR = Р * Q.

Средний доход (AR) - это доход, полученный от продажи единицы продукции. Рассчитывается как отношение общего дохода (TR) к количеству реализованной продукции (Q):

AR=TR/Q

Предельный доход (MR) — это прирост дохода от продажи дополнительной единицы продукции. Определяется как отношение прироста общего дохода (TR) к приросту количества продаваемой продукции:

MR=∆TR/∆Q

Правило максимизации прибыли:

а) при совершенной конкуренции: предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам: Р (цена) = МС;

б) при несовершенной конкуренции: максимальную прибыль предприятие будет получать тогда, когда предельный

доход будет равен предельным издержкам (MR = МС).

Различаю два подхода к определению прибыли:

а) марксистская трактовка прибыли: прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как

порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного);

б) современная экономическая наука о сущности прибыли:

прибыль есть доход от использования факторов производства.

В современной экономической теории выделяют прибыль: бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между общей выручкой (совокупным доходом) фирмы и ее внешними издержками.

Экономическая прибыль представляет собой совокупный (валовой) доход фирмы за минусом совокупных (внешних и внутренних) издержек, включая и нормальную прибыль. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину внутренних издержек.

43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.

Под государством как экономическим субъектом понимают совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью.

Как экономический субъект государство характеризуется следующими основными признаками:

а) Является крупным хозяйствующим субъектом.

Объектами государственной собственности являются:

— предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для всего народного хозяйства (связь, энергетика и т.п.);

предприятия, непривлекательные для частного бизнеса в силу их малодоходное™ или убыточности (научно-исследовательские и др.);

предприятия, обеспечивающие предоставление на-селению общественных товаров (оборона, содержание дорог и др.).

К предпринимательской деятельности государства относят также договора о сдаче в аренду на определенный срок принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

б) Является "регулирующим " субъектом, то есть обеспечивает:

правовое регулирование всех звеньев рыночного механизма на основе разработки соответствующих законов;

финансовое регулирование (через налоги, кредиты, инвестиции, дотации и др.);

социальное регулирование (гарантирует минимальную заработную плату, проводит соответствующую политику занятости и др.).

Основными инструментами микроэкономического регулирования выступают законы, директивы, цены, налоги, субсидии, дотации, процентные ставки, валютные режимы.

в) Является субъектом международных экономических

отношений.

На международной арене главными экономическими целями государства являются:

обеспечение приоритета национальных экономических интересов в процессе участия страны в международном разделении труда;

создание благоприятных условий хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности;

содействие хозяйствующим субъектам реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями;

сокращение поставок на внешний рынок природных ископаемых и необработанного сырья и стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции;

защита отечественных экспортеров за рубежом, оказание им информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении внешнеэкономических операций.

К мерам нетарифного регулирования относятся: квотирование, сертифицирование экспорта и импорта, проверку безопасности ввозимых товаров, пошлины и сборы, систему контроля…

Тарифное регулирование: упрощение порядка взимания пошлин и сборов при импорте, постепенное сближение уровня цен внутреннего и мирового рынков, субсидирование и дотирование жизненно важного для страны импорта, валютное регулирование и др.

44. Под НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все сложившиеся формы общественного труда. Структура национальной экономики представляет собой ее внутреннее строение, т.е. количественное соотношение между ее различными составными частями. Выделяют два типа структур, подвергаемых экономическому анализу:

1. экономические структуры в их прямом смысле, которые характеризуют деятельность простых и комплексных единиц национальной экономики;2,структуры, образующие "окружающую среду" экономической деятельности — инфраструктуру.

В рамках первого типа изучаются следующие структуры национальной экономики:

а) воспроизводственная, характеризующая деление национальной экономики на основные виды экономических субъектов:домашние хозяйства, предприятия (предпринимательство), государство.

б) социальная, в основу которой положены отношения

собственности. Здесь выделяют два крупных сектора национальной экономики — государственный и частный, в рамках которых функционируют свои секторы: муниципальный, коллективный, смешанный, индивидуальный и др.;

в) отраслевая, складывающаяся из двух больших групп: отраслей сферы материального производства и отраслей нематериальной (социальной) сферы;

г) территориальная, или региональная, предусматривающая деление национальной экономики на части по территориальному принципу….В рамках второго типа структур, образующих инфраструктуру национальной экономики, анализируются институты, обеспечивающие условия функционирования производственной сферы: банки, страховые компании, газо- и водоснабжение и др.

Для определения состояния экономики государства, используются "суммированные" показатели деятельности отдельных субъектов хозяйствования. Такие показатели называются макроэкономическими, а раздел науки о хозяйстве как целом называется макроэкономикой.К макроэкономическим показателям относят: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный доход (ВИД); валовой располагаемый доход (ВРД); чистый национальный доход (ЧНД); располагаемый национальный доход (РИД).

Их совокупность принято называть системой национальных счетов (СНС).

45. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ - это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов.

При составлении национальных счетов используется принцип двойной записи, применяемый в бухгалтерском учете: в одной части показываются ресурсы, в другой — использование ресурсов. В национальных счетах обобщена информация об экономических операциях хозяйственных единиц по следующим секторам: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства, "остальной мир".

Валовый внутренний продукт представляет собой совокупную стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике страны за год. Под конечным продуктом следует понимать товар, который покупается для конечного использования.

По натурально-вещественной форме ВВП состоит из предметов потребления и средств производства.

Для измерения стоимости ВВП в мировой практике используется три основных метода: производственный, распределительный и конечного использования.

ПРИ расчете ВВП производственным методам за ОСНОВУ берут стоимость товаров и услуг, произведенных ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ субъектами страны за определенный период времени (валовой ВЫПУСК). В целях избежание двойного счета из нее вычитается стоимость промежуточного потребления, т.е. стоимость тех товаров которые, покупаются для дальнейшей переработки. Исключить двойной счет позволяет показатель ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ, представляющий разницу между рыночной ценой продукции фирмы и стоимостью потребленных сырья, материалов. топлива, энергии и ДРУГИХ ресурсов, купленных у поставщиков.

При расчете ВВП по распределенному методу (по доходам) стоимость ВВП определяется путем суммирования всех доходов, которые получили производители товаров и услуг в данном году.

Расчет ВВП методом конечного использования (по расходам) предполагает необходимость суммировать все расходы на приобретение конечного продукта.

В стоимость ВВП входят: потребительские расходы населения (C), валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig), государственные закупки товаров и услуг (G) и чистый ЭКСПОРТ (Xn), представляющий разность между экспортом и импортом данной страны:

ВВП = С + Ig + О + Хп.

Чтобы получить реальную картину динамики производства, в экономической теории и практике рассчитывают "номинальный" и "реальный" ВВП.

Номинальный ВВП - это ВВП, рассчитанный в ценах, сложившихся на момент его расчета. Реальный ВВП — это ВВП, рассчитанный в неизменных пенях, т.е.. скорректированный на уровень инфляции.

Отношение номинального ВВП к реальному ВВП показывает увеличение ВВП за счет роста цен и называется ВВП-ДЕФЛЯТОРОМ.

Для анализа деятельности субъектов хозяйствования на уровне макроэкономики кроме ВВП используются и другие показатели СНС: валовой национальный доход (ВНД), валовой располагаемый доход (ВРД), чистый национальный доход (ЧНД), располагаемый национальный доход (РИД).

Валовой национальный доход представляет собой сумму первичных доходов, получаемых владельцами факторов производства внутри страны (резидентами) плюс сальдо Факторных доходов из-за границы.

Часть ВНД. которая остается после вычета стоимости возмещенных основных средств производства, составляет чистый национальный доход:

ЧНД = ВНД — амортизация.

Валовый располагаемый доход- это доход, которым располагает общество для конечного потребления и сбереже7 ни, я. Он равен ВВП в рыночных ценах плюс (минус) сальдо по налогам на производство и импорт, доходам от собственности и предпринимательскому доходу, оплате труда, операциям страхования, субсидиям и другим трансфертам.

Располагаемый национальный доход — это чистый национальный доход плюс (минус) сальдо текущих трансфертов между данной страной и другими странами за определенный период.

46. Совокупный спрос (AD) – это реальный объем национального пр-ва, который планирует приобрести макроэкономические субъекты при каждом из возможных уровней цен.

Существует обратная зависимость между уровнем цен (Р) и реальным объемом национального пр-ва (Q).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется действием ценовых факторов.

1. эффект процентной ставки (при росте уровня цен происходит повышение процентной ставки, т.к. увеличивается спрос на кредитные ресурсы, что в свою очередь сокращает потребительские расходы и инвестиции);

2. эффект реального богатства (рост цен приводит к уменьшению реальной стоимости финансовых активов и покупательской

3. способности доходов населения, что сокращает расходы домашних хозяйств);

4. эффект импортных закупок (рост цен на отечественные товары сократит их экспорт и увеличит спрос на более дешевые импортные товары).

Неценовые факторы совокупного спроса, изменения которого приводят к сдвигу кривой AD.

1. денежные доходы (рост совокупных денежных доходов увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо, уменьшение - влево);

2. налоги (увеличение налогов уменьшает потребительский и инвестиционный спрос и сдвигает кривую AD влево, уменьшение - вправо);

3. процентные ставки (рост процентных ставок, вызванный любым фактором кроме изменения уровня цены, сократит инвестиционные и потребительские расходы и сдвинет кривую AD влево, а их уменьшение - вправо);

4. ожидание (инфляционные ожидания увеличивают текущий потребительский спрос и сдвигают кривую AD вправо, а ожидание снижения цен – влево; ожидание улучшения экономической конъюнктуры и роста прибыли увеличивает инвестиционный спрос и сдвигает кривую AD вправо, а ожидание ухудшения экономической ситуации - влево);

5. государственные расходы (рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо, а их сокращение - влево);

6. национальный доход других стран (возрастание национального дохода иностранных государств увеличивающих спрос на отечественные товары и сдвигает кривую AD вправо, уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположенный результат);7.курс национальной валюты (его рост увеличивает импорт и сокращает экспорт, что сдвигает кривую AD влево, а снижение курса национальной валюты - вправо).


47. Под СОВОКУПНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ следует понимать общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено покупателям при разных уровнях цен.

На совокупное предложение, как и на совокупный спрос, оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Более высокие уровни цен СТИМУЛИРУЮТ производство дополнительного количества товаров и их предложения на рынке. Более низкие уровни цен вызывают сокращение производства товаров. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом валового внутреннего продукта, который предлагается к продаже, является прямой, или положительной. Кривая совокупного предложения будет иметь вид, представленный_ на рис.

Рассматривая зависимость между уровнем цен и совокупным предложением, следует заметить, что эта зависимость может быть различной при различных состояниях экономики. Так, если экономика находится в состоянии глубокого спада (депрессии), если имеется значительное количество неиспользуемых ресурсов, то привести последние в движение и увеличить объем ВВП можно, не оказав давления на уровень цен. На рис. 9.2 кривая совокупного предложения будет выглядеть в виде горизонтального (кейнсианского) отрезка.

Если же в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены и ощущается их ограниченность, если при увеличении объема производства приходится использовать менее эффективное оборудование и принимать на работу менее квалифицированных работников, то возрастают издержки производства и для их компенсации необходимо более высокие цены.

На рис. 9.2 кривая совокупного предложения имеет вид восходящей линии (промежуточный отрезок).

И, наконец, если экономика находится в такой точке своего развития когда полностью загружены производственные мощности, достигнута полная занятость, дальней шее наращивание производства и предложения в краткосрочном периоде невозможно. В такой ситуации любое изменение уровня цен не приведет к наращиванию объема производства и предложения национального продукта.

Если же какая-либо фирма попытается расширить производство, предложив более ВЫСОКУЮ цену за ресурсы, чем другие фирмы, то в условиях отсутствия свободных ресурсов, приобретения для одних окажутся потерями для других. Объем производства останется прежним, а более высокие цены на ресурсы приведут к росту цен на товары. Кривая совокупного предложения на РИС. 9.2 примет вид вертикальной прямой (классический отрезок)

К неценовым факторам, влияющим на совокупное предложение, относятся:

1. изменения цен на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, господство (монопольное положение) на рынке;

2.изменения в производительности;

3.изменения правовых норм: налоги с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.

Цикличность — это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах, как минимум, национальной экономики к другому.В рыночном хозяйстве цикличность проявляется, прежде всего, в форме экономических кризисов перепроизводства.В разное время разные экономисты предлагали различные теории, объясняющие циклические колебания в экономике: политическими и случайными событиями, монетарными факторами и др. Несмотря на такую множественность точек зрения, большинство современных экономистов считают, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов.Следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет называют ЭКОНОМИЧЕСКИМ ЦИКЛОМ. Схематично он представлен на рис. 10.1, где прямая Ь показывает тенденцию роста производства, точка А означает пик деловой активности, точка В — нижняя точка спада деловой активности.Различают циклы: короткие, средние, длинные.Характеристику коротких циклов дал Карл Маркс. Он показал, что экономический цикл состоит из четырех фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Кризис характеризуется, прежде всего, перепроизводством товаров, не находящих сбыта, резким падением цен в силу превышения предложения над спросом, острой нехваткой денег, необходимых для платежей, ростом безработицы и снижением доходов населения, многочисленными банкротствами предприятий и т.д.

Депрессия — состояние экономики, для которой характерны вялость производства и торговли, низкий уровень цен, невысокие доходы и т.д.

Фаза депрессии, которая продолжается значительное время, создает условия для перехода к следующим фазам — оживлению и подъему. Стремление получить возможно большую прибыль и конкурентная борьба толкают производителей к снижению издержек производства, которого можно добиться путем повышения производительности труда на основе внедрения новейших машин и оборудования, более совершенной технологии. Спрос на новейшую технику дает толчок к оживлению предприятий, ее производящих.

Оживление — фаза, в которой производство все более расширяется, растут цены и доходы, снижается безработица, оживляется торговля.

Подъем характеризуется таким развитием производства, когда оно превышает максимальный уровень, достигнутый в предыдущем цикле. В течение этой фазы расширяются действующие предприятия, растет занятость, приближаясь к абсолютному уровню, деловая активность находится в высшей точке.

Стремительный рост производства вновь обгоняет платежеспособный спрос населения, и экономика впадает в полосу нового экономического кризиса. Экономический (промышленный) цикл повторяется.

Современные экономисты короткие циклы и их продолжительность (3—4 года) увязывают с другими причинами, в частности с колебаниями мировых запасов золота и закономерностями денежного обращения (Д. Китчин).

Современная экономическая наука расширила марксовское понятие цикличности, показав, что кроме коротких циклов существуют средние и длинные.

Экономические циклы средней продолжительности (10—12 лет) связаны с именем французского экономиста К. Жугляра, который показал, что основными причинами их существования являются кредитная сфера и периодическое обновление основных производственных фондов и жилья.

Основоположником теории длинных циклов является выпускник юридического факультета Петербургского университета Н. Д. Кондратьев. Исследования Кондратьева, охватившие развитие стран Европы за 100—150 лет, показали, что длинные циклы есть такая же закономерность в развитии производства, как и короткие циклы. Длинные отклонения от равновесия имеют место на рынках промышленных зданий, сооружений инфраструктуры, рабочей силы и т.д. Когда это равновесие нарушается, возникает необходимость в создании нового запаса капитальных благ и их обновления. Длительность такого процесса составляет 48—55 лет.

50. ИНФЛЯЦИЯ представляет собой процесс обесценения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.Давая определение инфляции, следует уяснить два мо­мента:

а) обесценению подвергаются только бумажные день-
ги, ибо в условиях золотомонетного обращения количест-
во денег всегда соответствовало потребности в них;

б) проявляется инфляция только в общем повышении
цен, так как частные колебания их — это явление в эконо-
мике обыденное и регулируется законом стоимости.

Измеряется инфляция с помощью индексов цен, кото­рые выражаются обычно в процентах и представляют со­бой относительные показатели, характеризующие соотно­шение цен во времени. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора — "рыночной корзины" — для дан­ного периода и "рыночной корзиной" идентичной груп­пы товаров и услуг в базисном периоде.

Цена "рыночной корзины" в данном периоде

Индекс цен в данном периоде = — — 7- ■ 100%.

Цена аналогичной рыночной

корзины" в базисном периоде

Чтобы определить темпы роста цен, или темпы инфля­ции, используют следующую формулу:

Индекс цен _ Индекс цен отчетного периода базисного периода

Темп инфляции — ------------------ • 100%.

Индекс цен базисного периода

Для определения приблизительного количества лет, в течение которого происходит удвоение инфляции, в эко­номической науке используется "правило величины 70", в соответствии с которым для определения искомой вели­чины число 70 делят на темп ежегодного увеличения уров­ня цен (инфляции).

Количество лет, в течение___ : _.

■ которого инфляция удваивается _

Ежегодный темп инфляции

Для измерения общего уровня цен на практике используют индекс цен валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП). По сравнению с индексом цен потребительских товаров ин­декс ВВП шире и представительнее, поскольку он включает также цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.

Различают инфляцию:

а) по причинам возникновения: инфляцию спроса и ин-
фляцию издержек.

Инфляция спроса имеет место в том случае, когда де­нежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг, в результате чего нарушается равновесие между совокупным спросом и со­вокупным предложением со стороны спроса.

Инфляция издержек означает рост цен вследствие рос­та издержек производства (роста цен на сырье, увеличе­ние зарплаты и др.);

б) по способам воздействия на цены: открытую и скры-
тую, или подавленную.

При открытой инфляции цены регулируются спросом и предложением и их рост очевиден для покупателя.

Скрытая^ или подавленная, инфляция не видна не­вооруженным глазом, ибо жесткий контроль над ценами со стороны государства не позволяет ей открыто проявиться в единственно доступной ей форме - росте цен;

в) по темпам роста цен: умеренную (ползучую), гало-
пирующую и гиперинфляцию.

Умеренная (ползучая) инфляция — это инфляция, при которой среднегодовые темпы роста цен составляют не более-10 %.

Галопирующая инфляция отражает нестабильность эко­номической обстановки и выражается в скачкообразных темпах роста цен (от 10 до 200 % в год).

Гиперинфляция характеризуется астрономическим рос­том количества денег в обращении и соответственно то­варных цен (тысячи процентов в год);

Пояснение: В современных учебниках по экономической теории рамки роста цен при галопирующей инфляции определяют по-разному: от 10 до 50%, от 10 до 100%, от 20 до 100%, от 10 до 200% в год.

Однако строго обозначенных параметров галопирующей инфляции, вызывающей ажиотажный спрос, нет, ибо инфляционные процессы в разных странах проявляют себя по-разному в силу их экономического развития, типов эко­номических систем и др.

Авторы считают, что целесообразней для галопирую­щей инфляции коридор колебаний цен устанавливать от 10 до 200% в год.

г) по соотносительности роста цен по различным группам
товаров и услуг,
сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных това­ров относительно друг друга остаются неизменными.

При несбалансированной — цены различных товаров по­стоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях;

д) по ожидаемости и предсказуемости: ожидаемую и неожидаемую.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, ко­торая предсказывается и прогнозируется заранее. Неожидаемая — наоборот.

51. ИНФЛЯЦИЯ представляет собой процесс обесценения бумажных денег, проявляющийся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги.Давая определение инфляции, следует уяснить два момента: а)обесценению подвергаются только бумажные деньги, ибо в условиях золотомонетного обращения количество денег всегда соответствовало потребности в них;

б) проявляется инфляция только в общем повышении

цен, так как частные колебания их — это явление в экономике обыденное и регулируется законом стоимости.

Измеряется инфляция с помощью индексов цен, которые выражаются обычно в процентах и представляют собой относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора — "рыночной корзины" — для данного периода и "рыночной корзиной" идентичной группы товаров и услуг в базисном периоде.

Чтобы определить темпы роста цен, или темпы инфляции, используют следующую формулу:

Для определения приблизительного количества лет, в течение которого происходит удвоение инфляции, в экономической науке используется "правило величины 70", в соответствии с которым для определения искомой вели-чи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: