Сначала маркетинг охватывал только рекламные услуги и услуги торговых агентов.
Современный маркетинг включает – оптовую закупку товаров торгующими фирмами, погрузку и транспортировку товаров к месту продажи, их хранение и сортировку, разработку стандартов, продажу и доставку товара к покупателю, финансирование и страхование маркетинговых услуг, широкую информацию о качестве, ценах и условиях реализации товаров и услуг.
На практике реализация маркетинга сводится к трем последовательным этапам действий:
- составление ассортиментной программы производства фирменной продукции на основе изучения рынка;
- тщательное выполнение намеченной производственной программы;
- осуществление программы маркетинга – плана захвата рынка сбыта продукции.
Талант предпринимателя состоит в том, чтобы произвести именно то, что нужно покупателю, но о чем он, покупатель, часто и сам не догадывается. Для этого проводятся тщательные социально-психологические исследования, дополняемые прогнозом экономического, социального и культурного развития страны, изменений в половозрастной структуре населения, уровня образования покупателей, удельном весе городских и сельских жителей и т.д. В результате обнаруживается «ниша» на рынке, которую и заполняет фирма своей продукцией.
|
|
Другой маркетинговой проблемой является определение цены предложения: чрезмерная цена может отпугнуть покупателя, а недостаточная – снизить прибыль фирмы; кроме того, следует учитывать цены фирм-конкурентов, цены на взаимозаменяемые товары и изменения в уровне доходов покупателей.
Многое зависит от успешной рекламы – искусства, расцветающего только в развитой рыночной экономике.
Маркетинг означает, что «сердцем» предприятия становится специальное управленческое звено, которое зачастую и называется «отделом маркетинга», объединяя действия в области сбыта, рекламы, цены и качества производимой продукции.
Цель маркетинга как «рыночной» организации работы предприятия заключается в создании системы опережающего оперативного отражения данным производством запросов рынка.
Маркетинг включает следующие направления:
1. Изучение рыночной конъюнктуры и динамики платежеспособного спроса на производимую на данном предприятии продукцию.
2. Прогноз роста потенциальных потребителей и размеров их потребностей в данном товаре.
3. Использование рекламы как главного способа неценовой борьбы с конкурирующими фирмами.
4. Анализ покупательской специфики различных категорий населения и планирование маркетинговой системы данного товара, товарного ассортимента («дифференциация продукта») с учетом социально-психологических установок различных групп потребителей, а также общественного мнения о социальной престижности покупки данного товара, колебаний моды, дизайна и т.д.
|
|
5. Стимулирование сбыта данной продукции привлечением покупателей посредством предоставления льгот, расширения гарантийных прав потребителя, организация лотерей, выставок-продаж, выплата премий при определенных условиях покупки и т.п.
6. Анализ изменения цен на данную продукцию, ее заменители и «пограничные» виды товаров, разработка ценовой политики, соответствующей стадиям жизненного цикла товара.
7. Специальная организация торгового обслуживания потребителей, главным принципом которой является тезис: не покупатель должен идти к товару, а товар должен «настигать» потенциального потребителя.
8. Стратегическая маркетинговая деятельность формирование будущего рынка.
Маркетинг действительно подчинил требованиям рынка деятельность предприятий, заставляя их быть активными не только в сфере предложения, но и в сфере спроса.
В странах развитой рыночной экономики возникло множество исследовательских служб, выполняющих заказы по маркетингу применительно к конкретным группам товаров и способствующих тем самым умножению и укреплению связей между производством, обращением и потреблением.
Прикладная эффективность маркетинга доказана рыночной практикой многих стран. И в этом, прикладном аспекте, маркетинг должен быть по достоинству оценен как незаменимый инструмент передачи «социальных импульсов» (рыночных запросов) экономически обоснованному звену общественного производства. Но таким инструментом он становится лишь в том обществе, в котором признаны социальные ценности рынка, в котором коммерция, торговля, бизнес, маклерство, посредничество занимают почетное место среди самых уважаемых видов профессиональной деятельности.