Тарифы, квота, экспортные субсидии

Во всех странах государство активно регулирует участие своей страны в международной торговле, пытаясь усилить «плюсы» и снизить «минусы» (засилие иностранных фирм, чрезмерный ввоз сырьевых ресурсов и т.п.). Основными инструментами такого регулирования являются – тарифы, квоты и экспортные субсидии.

Тарифы – это налоги на экспортируемые («экспортные таможенные тарифы») и на импортируемые («импортные таможенные тарифы») товары. Изменение тарифов используется для достижения двух целей – фискальной и протекционистской:

а) фискальная политика таможенных тарифов призвана увеличить денежные доходы государства (за счет повышения экспортных и импортных тарифов),

б) протекционистская политика таможенных тарифов применяется для защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов (это достигается повышением импортных таможенных тарифов).

Международная торговля является самой старой и традиционной формой внешнеэкономических отношений. О роли внешней торговли в экономике отдельной страны судят по экспортной и импортной квотам.

Квота – это количество разрешаемых государством к экспорту или импорту товаров; обычно квотирование используется для протекционистской политики.

Экспортная квота – доля экспорта (вывоз товаров из страны) в валовом внутреннем продукте.

Импортная квота – доля импорта (ввоз в страну товаров) в валовом внутреннем продукте.

Экспортные субсидии – это денежная поддержка экспортеров отечественной продукции, благодаря которой экспортерам удается, несмотря на высокие издержки производства, продавать за границей товар по цене, позволяющей конкурировать на рынке другой страны (экспортные субсидии помогают иногда продавать продукцию по крайне низким, «бросовым» ценам, что получило название «демпинг»).

Регулирование участия стран в международной торговле всегда вызывало противоречивые оценки. Одни указывают на необходимость защиты отечественных производителей и новых отраслей, тогда как другие полагают, что отсутствие угрозы внешней конкуренции «расслабляет» отечественных производителей, которые вводят отечественных потребителей в дополнительные расходы, поскольку они вынуждены приобретать менее качественную и более дорогую отечественную продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: