Анализ мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические; прямы и косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
|
|
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
По характеру воздействия на экономику страны методы государственного регулирования делятся на косвенные и прямые.
Косвенные методы одинаково воздействуют на всех хозяйствующих субъектов рыночной экономики, не создавая никому каких-либо преимуществ в конкурентной борьбе. К ним относится регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы (изменения учетной ставки процента, уровней налогообложения, размеров эмиссии, преодоление бюджетного дефицита).
Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформаций реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентоспособности, ослабления балансирующей функции рынка.
|
|
Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Косвенные методы воспринимаются товаропроизводителями как неизбежные; прямые же вызывают определенную настороженность. Методы и инструменты регулирования представлены на рис.
Прямое государственное экономическое регулирование включает три основных элемента:
- государственные субсидии;
- государственное предпринимательство;
- государственное программирование (планирование).
Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно. Такая ситуация возникает вследствие установления государством лимита цен на продукцию данной отрасли из-за ее социальной значимости либо в периоды ухудшения экономической конъюнктуры, когда предприятие может обанкротиться и прекратить поставки важной для государства продукции (оборонной техники, электроэнергии и др.). Государственные субсидии не исключаются (и даже необходимы) в период крупных структурных преобразований в народном хозяйстве. Как правило, на основе субсидий осуществляется поддержка некоторых научных учреждений, учреждений системы образования, подготовки кадров и т.п. Однако этот метод прямого государственного регулирования не свободен от недостатков, основным из которых является сложность эффективного централизованного контроля за использованием выделяемых субсидий.
Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, гак и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.). Государственная собственность на предприятия ряда отраслей определяется тем, что они являются естественными или неустранимыми монополиями водо-, газо-, энергоснабжение, железные дороги, почта, до последнего времени — телефонная связь).
В мировой экономике выделяются две организационно-правовые формы государственных предприятий:
- государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами публичного права;
- государственные предприятия, основанные в соответствии с нормами частного права, капитал которых либо полностью принадлежит государству, либо является смешанным.
Государственные публичные предприятия — это юридически самостоятельные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа. Их капитал не разделен на акции или доли, а целиком принадлежит государству. Государство отвечает по долгам публичных предприятий, а управляющие публичных предприятий не самостоятельны и подчиняются вышестоящим органам государственного управления, ориентируясь не на решение узко-коммерческих задач, а на реализацию общественных целей. Вследствие этого публичные предприятия, как правило, имеют низкую рентабельность или убыточны.
Капитал государственных предприятий частного права делится на части (доли или акции). Предприятия частного права чаще всего представляют собой акционерные общества открытого типа (государственные корпорации). Государству могут принадлежать все акции такой корпорации (в этом случае общество фактически является закрытым) либо контрольный пакет акций. Государство не отвечает по долгам предприятий частного права. В случае ухудшения их финансового положения государство, как правило, не покрывает убытки за счет бюджетных средств, а прибегает, подобно частным инвесторам, к реализации принадлежащих ему акций на фондовом рынке.
|
|
Управление государственными предприятиями имеет свои особенности в различных странах. В большинстве из них государственные предприятия не имеют единого центра управления, а находятся в ведении отраслевых министерств по принадлежности. В ряде южно-американских стран существуют специальные министерства по делам госпредприятий. В ряде случаев госпредприятия подчинены министерству экономики или финансов.
К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе. Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:
- конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;
- структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.
Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государственного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:
- заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;
|
|
- состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;
- объем государственных заказов ограничивается размерами государственного бюджета;
- заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия. Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.
Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования, что обеспечивается в рамках экономической политики.
Экономическая политика — это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей.Экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.
Экономическая политика государства включает в себя структурную, бюджетную и фискальную политику, денежно-кредитную политику, социальную, внешнеэкономическую политику, программирование, прогнозирование и планирование.
Каждая из составляющих экономической политики государства направлена на достижение главной цели своими средствами и методами. Так, структурная политика, разрабатываемая правительством страны, регионов, администрации городов и крупных предприятий, направлена на изменение отраслевой, региональной, производственной структуры страны в целом и ее составляющих. Целью структурной политики является увеличение доходов населения посредством обновления структуры производства, рационального и наиболее эффективного использования природных и трудовых ресурсов, увеличения занятости и т.д.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения; введение налогов.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на открытом рынке.
Социальная политика включает совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение социальных гарантий. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Экономическое прогнозирование — это система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом, а также ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии национального хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния и развития экономики страны в будущем. Экономические прогнозы служат основой для разработки социально-экономических программ, рассчитанных на выполнение в предусмотренный в программе срок. Программа конкретизируется по сферам деятельности государства, задачам, подлежащим выполнению, количественным параметрам в каждой сфере. Кроме того, в программе предусматривается получение ожидаемых результатов от ее выполнения.
Индикативное (от лат indicator — указатель) планирование — один из методов государственного регулирования в рыночной экономике, направленный на согласование экономических интересов государственных и рыночных субъектов хозяйствования посредством одобренного всеми заинтересованными сторонами плана-индикатора социально-экономического развития страны с заложенными в нем приоритетами общенациональных интересов на ближайшую среднесрочную перспективу (3-6 лет).
Основной функцией индикативного планирования является координация, состоящая в разработке мер и механизма их реализации с учетом экономических интересов каждого участника и их взаимосвязи. Главный принцип достижения компромисса в системе интересов — равноправное взаимодействие государственных и рыночных структур, в результате которого государству удается реализовать национальные экономические интересы, а рыночным структурам — получить прибыль, следуя выполнению совместно разработанных экономических показателей индикативного плана.