Основные термины и понятия

Монополистическая конкуренция; дифференциация продукта; несовершенные заменители

5. Модель поведения фирмы в условиях олигополии

Основные черты олигополии 1• господство нескольких крупных фирм (2─ 20). Классическую (жёсткую) олигополию образуют 3-4 фирмы с объёмом продаж свыше 50% отраслевого выпуска. "Широкую олигополию" составляют 6-8 фирм. •производится стандартизированная продукция (рынки товаров промышленного спроса) и дифференцированная (рынки потребительских товаров); • высокие барьеры для вступления в отрасль; • типична неценовая конкуренция; • тенденция к устойчивой фиксации цен, значительные, но нечастые их изменения (на рынке совершенной конкуренции – частые, но незначительные изменения цен); • осознанное взаимодействие – необходимость учитывать при принятии решений возможную реакцию соперников.
Рынок олигополии ограничен, с одной стороны, чистой монополией, а с другой, − монополистической конкуренцией.
  Допущения о возможной реакции соперников на действия друг друга могут существенно отличаться. Поэтому не существует единой теории олигополии, как это имеет место в случае совершенной конкуренции и чистой монополии. Вместо этого известно несколько моделей олигополии применительно к конкретным ситуациям.
Критерии классификации моделей олигополии • наличие или отсутствие сговора (модели некооперированной или кооперированной олигополии), • вид стратегической переменной (количественная и ценовая олигополия), • модели со сговором (картель и лидерство в ценах) • отсутствие или наличие повторяемости взаимодействия, • отсутствие или наличие дифференциации продукта, • теоретико-игровой подход (ломаная кривая спроса)
Выбор стратегии на рынке действуют две фирмы (дуополия), производящие однородный продукт.
• одновременная игра (симметричная олигополия) фирмы действуют одновременно и независимо друг от друга, что связано с однократностью их взаимодействия: − одновременное установление объемов выпуска как стратегической переменной (модель Курно), − одновременное установление цены как стратегической переменной (модель Бертрана)
• последовательная игра (асимметричная олигополия) одна фирма принимает решение об объеме выпуска или цене, когда ей уже известен выбор другой фирмы. В этом случае возможны два типа поведения: а) стремиться быть лидером б) оставаться последователем (ведомым). В этих моделях однократного взаимодействия на роль лидера может в равной степени претендовать любой из дуополистов: − лидерство по объему выпуска (модель Штакельберга), − лидерство в ценообразовании
• кооперативная игра (сговор) соглашение двух фирм об установлении цены и объемов выпуска для максимизации общей прибыли: − лидерство в ценообразовании * ценовое лидерство доминирующего предприятия, * ценовой лидерство фирмы-барометра; − картельные соглашения * цель – максимизация общей прибыли * цель – распределение и фиксация рыночных долей (квот)
Модель А. Курно (1838 г.) Допущения: • на рынке действуют две фирмы; • каждая фирма предполагает объём выпуска своего конкурента постоянным; фирмы действуют с "завязанными" глазами; • фирмы принимают решения одновременно и независимо друг от друга; • фирмы производят однородный товар; им известна кривая рыночного спроса
Нескоординированная олигополия (модель ломаной кривой спроса) фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.
  Основная предпосылка каждая фирма исходит из того, что конкуренты будут поддерживать любое понижение цен и игнорировать их повышение.
Данная модель объясняет жесткость цен ─ отказ от частого их изменения ─ на олигопольных рынках: единственно надежной тактикой становится принцип "Не делай резких движений". Все изменения лучше осуществлять мелкими шагами, с постоянной оглядкой на реакцию конкурентов.
     
  D1 D1– конкуренты следуют D2D2 – конкуренты игнорируют Pк Qк – первоначальные значения цены и объема выпуска 1) ломаная кривая спроса D2 высокоэластична выше уровня цены PK и малоэластична ниже нее; 2) ломаной кривой спроса соответствует ломаная кривая MR (ALMN) − участок линии MR2 выше точки L и участок линии MR1 ниже точки М; 3) через разрыв в кривой MR (отрезок LM) проходит кривая MC. На участке разрыва будет соблюдаться условие максимизации прибыли MR = MC. Оптимум достигается при цене PK и объеме выпуска QK.
Модели со сговором Стратегия олигополистов при всем своем многообразии имеет 2е формы: соперничество и сговор. Если олигополисты вступают в сговор, то они могут договориться и действовать как единая монополия, совместно максимизируя прибыль отрасли. С другой стороны, они могут соперничать друг с другом за долю на отраслевом рынке.
Причины сговора • угроза “ценовой войны”; • стремление получить более высокую прибыль, чем та, которую можно иметь при проведении независимой стратегии.
Формы сговора • картельные соглашения: − максимизация отраслевой прибыли, − раздел рынков (по географическим и иным критериям) • лидерство в ценах: − ценовое лидерство доминирующей фирмы, − ценовое лидерство фирмы-барометра, − ценовое лидерство фирмы с самыми низкими затратами
Факторы, способствующие сговору • фирмы хорошо знают и доверяют друг другу, • фирмы не скрывают друг от друга параметры издержек и используемые технологии, • фирмы производят похожую продукцию, • в отрасли есть доминирующая фирма, • рынок стабилен и значительные барьеры на входе, • государство не проводит активной политики против сговора
Картель открытое соглашение фирм по установлению единых цен и объемов выпуска, разделу рынков сбыта в соответствии с квотой каждого участника в общем объеме производства. С конца 30-х гг. XX в. в большинстве стран картели запрещены законом, т. к. ведут к образованию чистой монополии. В настоящее время легальные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще это тайный сговор, предусматривающий различные способы ограничения конкуренции для максимизации прибыли.
причины неустойчивости картеля • значительные различия в спросе и издержках договаривающихся сторон; • возможность мошенничества (искушение нарушить установленные квоты выпуска и продаж или продавать продукцию "налево" по более низкой цене. Если такое оппортунистическое поведение станет всеобщим, картель распадется); • вход в отрасль (но не в картель) новых фирм. Установив более низкую по сравнению с картелем цену, они могут захватить определенную часть рынка. Для сохранения своих позиций картель должен либо снизить свою цену, либо начать "ценовую войну" с непредсказуемым исходом.
     
"Игра по правилам " фирмы сознательно делают своё поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, облегчая достижение равновесия в отрасли
Ценовое лидерство Ценовое лидерство является глубоко скрытой формой сговора из-за законодательного запрета заключения каких-либо открытых соглашений о ценах. Преимущество ценового лидерства как координирующего механизма перед картелем состоит в сохранении полной свободы производственной и коммерческой деятельности предприятий, тогда как в условиях картеля она регулируется квотами и (или) разделением рынка.
Ценовое лидерство доминирующей фирмы одна из фирм получает признанный другими статус ценового лидера, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение (competitive fringe). Конкурентное в том смысле, что каждая фирма ведет себя как "ценополучатель" с той разницей, что принимаемая цена задается не анонимным рынком, а вполне определенным ценовым лидером. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, освобождая от этого свое конкурентное окружение. Последователи со своей стороны готовы пойти на компромисс (trade-off) между отказом от риска принятия ценовых решений в условиях высокой неопределенности будущего и возможностью максимизации своей прибыли. Особенность ценового поведения доминирующей фирмы состоит в том, что она не заинтересована посредством снижения цены избавиться от своего конкурентного окружения. С другой стороны, наличие этого окружения и опасность вторжения на рынок новичков заставляет доминирующую фирму поддерживать цены на уровне более низком, чем они были бы в случае монополии. Поэтому фирма-лидер с конкурентным окружением представляет собой промежуточный тип строения рынка между монополией и олигополией, чем олигополию в традиционном ее понимании, для которой характерны крупность и немногочисленность производителей.
Факторы, способствующие выделению доминирующей фирмы • фирма с самым низким уровнем затрат; • дифференциация продукта: доминирование в этом случае может быть достигнуто благодаря репутации фирмы как производителя безупречно качественной продукции в результате хорошо проведенной рекламной кампании; • группа картелированных предприятий может действовать как доминирующая фирма, а не вступившие в картель предприятия оказываются в положении ее конкурентного окружения.
При наличии на рынке доминирующей фирмы рыночная координация осуществляется путем приспособления фирм к цене лидера, которая выступает фактором, задающим условия производства остальным фирмам отрасли.
Ценовое лидерство фирмы-барометра фирма-лидер по общему убеждению лучше других предвидит изменения рыночной конъюнктуры. Одной из форм барометрического ценового лидерства является модель блокирующего ценообразования, ограничивающего проникновение в отрасль новых фирм
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: