Отделение государственно-правового нормирования собственности

В эпоху исторического перехода от первобытнообщинной собственности к формам собственности, присущим классовому обществу, начинается "расхождение" двух сторон собственности - правовая и хозяйственная, - которое приводит к их четкому оформлению. С одной стороны, формируется государственность и правовое сознание граждан по поводу собственности на имущество и на землю. Отношения собственности регулируются уже на основе государственных правовых актов - например, законы Хаммурапи в Древней Вавилонии. Эти нормы приходят на смену многовековым обычаям по поводу имущества и полностью их вытесняют. Однако в правовых нормах собственности применяется и развивается понятийный (логический) аппарат, генетически связанный с обычаями.

С другой стороны, примерно аналогичным образом развивается специфическая совокупность понятий, которую впервые Ксенофонт назовет экономикой, что в переводе означает домоводство, или домострой. Здесь характерен иной подход к имуществу, принадлежащему кому-нибудь. Методологически он призван систематизировать правила ведения домашнего хозяйства.

Процитируем слова Ксенофонта, использовавшего стиль Сократа, в своем знаменитом "Домострое". Он писал: "Итак, - сказал Сократ, - мы решили, что домоводство есть название какой-то науки, а эта наука, как мы определили, есть такая, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство, согласно нашему определению, есть все без исключения имущество, аимуществом каждого мы назвали то, что полезно ему в жизни, а полезное, как мы нашли, - это все, чем человек имеет пользоваться".I

Заметим, что Ксенофонт не упоминает даже о правовом аспекте собственности, зная о них, но полагая излишним применять его в науке о домоводстве. Напротив, его современник Платон, использовавший также стиль Сократа, в своих работах о государстве проявляет интерес главным образом к правовой стороне собственности.

Правовые аспекты собственности закрепляются функционально за государством. Не случайно В.И. Ленин писал о том, что право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Сила государственного аппарата отождествляется с полицией, судом, армией и т.д. Руководители подразделений этого аппарата получают власть, т.е. способность, возможность применять государственную силу в конкретных ситуациях, оцениваемых с точки зрения определенной политики.

Государство устанавливает определенный порядок в отношениях собственности посредством юридических законов, а затем поддерживает данный порядок с помощью органов исполнительной власти. Следовательно, государство способно изменять установившиеся отношения собственности. Тем самым оно может модифицировать и различные хозяйственные уклады, причем самым радикальным образом. Подобные преобразования имели место, например, в многоукладной экономике СССР в период НЭПа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: