Во второй половине XX вв. высокоразвитых странах начался качественно новый этап в процессе накопления капитала.
Побудительными причинами перемен послужили резкое ускорение научно-технического прогресса и усиление неценовой конкуренции. Последняя диктует свои правила – чтобы «удержаться на плаву», надо все время обеспечивать высший научно-технический уровень продукции. Это определило особенности современного накопления.
1-я особенность: в структуре накопления появился новый элемент – значительные затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В связи с этим важнейшим критерием прогрессивности и конкурентоспособности фирм стал показатель наукоемкости производства. Он свидетельствует о доле затрат на НИОКР в общем объеме производственных расходов. Наиболее наукоемкими стали приборостроение, ракетно-космический комплекс и др.
2-я особенность: бизнесмены регулярно проводят смену обновления продукции. Каждый цикл включает два этапа: а) начальный – исследовательский (в том числе выработка новой идеи, опытно-конструкторские разработки и пробный выход на рынок с улучшенным образцом изделия) и б) жизненный цикл нового продукта (период его реализации на рынке).
|
|
Объем
продаж
Время
продаж
Исследова- Выход Рост Насыщение Спад
тельский на рынок спроса рынка спроса
этап
Рис. 13.1. Процесс проектирования и жизненный цикл новой продукции
Второй этап распадается на отдельные периоды: выход изделия на рынок, рост спроса на него, насыщения потребности рынка, спад спроса (рис.13.1).
Смена циклов товаров ныне зависит от технологического внедрения новинок продукции.
3-я особенность: современное накопление тесно связано с новым видом рынка – рынком научно-технических разработок. Что это за рынок, как он появился?
Во второй половине XX в. наука очень сблизилась с производством, вследствие чего сроки исследований сократились в 10 раз. Сейчас научная работа проходит такие фразы:
а) фундаментальные изыскания. Их результатам становятся открытия новых явлений и законов;
б) прикладные исследования, итогом которых являются изобретения;
в) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Завершаются созданием готового результата (новая конструкция машины, более совершенная технология и т.п.). Этот по существу коммерческий продукт продается вместе с «ноу-хау» (по английский «знаю как»- совокупность знаний, умений и приемов работы, связанных с технологией).
На рынке научных разработок ведущие позиции занимают венчурные (рисковые) фирмы. Это небольшие предприятия, которые доводят научные исследования до готовых коммерческих продуктов. Однако их реализация даже в наукоемких отраслях хозяйства не гарантирована и имеется значительная доля риска. Тем не менее, создатели рисковых фирм подбирают «команду» из числа известных менеджеров, ученых, специалистов-практиков, юристов и выделяют средства, необходимые для работы предприятия в течение 2-3 лет. Сотрудники предприятия получают высокую заработную плату, а после создания новой продукции выходят с ней на рынок. Увеличив капитал, они организуют акционерную компанию, где становятся, как правило, ее совладельцами. Инвесторы приобретают акции предприятия и, с выгодой продав их на рынке ценных бумаг, получают прибыль, на которую рассчитывали.
|
|
О значении деятельности венчурных фирм свидетельствуют данные по США. Здесь такие предприятия создают более 90% новых технологий. На 1 долл. капитальных затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений по сравнению с крупными корпорациями. Поэтому и корпорации, и государство часто делают заказы на разработки рискового бизнеса.
Рынок научных разработок не получил сколько-нибудь серьезного развития в сегодняшней Республики Беларусь. Это в первую очередь обусловлено общим упадком производства и научных исследований, отсутствием венчурного бизнеса.
На предприятиях, где накопление капитала в полной мере отвечает современным требованиям, предприниматели и менеджеры пристально следят за быстрой сменой форм научно-технического прогресса.