Госбюджет и проблемы государственного долга

Государственный бюджет – это финансовое звено финансовой системы.

Государственный бюджет – это финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Госбюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

Помимо государственного бюджета существуют внебюджетные фонды социальной сферы.

В Республике Беларусь существует внебюджетный фонд социальной защиты населения (на 1 июля 1993 г.). Объединены (как Пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования).

Отраслевые фонды – инвестиционные фонды. При президенте: фонд поддержки талантливой молодежи.

Через госбюджет перераспределяется значительная часть (от 35 до 55%) национального дохода.

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом.

Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами называется бюджетным профицитом или излишком.

Различают:

- первичный;

- фактический;

- структурный;

- циклический дефициты госбюджета.

1. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

По аналогии определяет и первичный профицит.

2. Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительств.

3. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами госбюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости.

4. Цикличный дефицит – это разность между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета.

Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической эффективности в ходе делового цикла.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного профицита (излишек) дано на рисунке

G,Т

T

 
 


E 40 Профицит

200 -80 G

дефицит

 
 


600 1000 1200 Y

В т. левее Е: Y=60 млрд. руб.

Т=600х2=120 млн.

G=200 млн.

(20% или 0,2 – это ставка подоходного налога)

Фактический бюджетный дефицит = Т-6=120-200 = -80 (млрд. руб.)

Бюджетный профицит: Т-G

Т=1200х0,2=240 млрд. руб.

G=200; Т-G=240-200=40 (млрд.руб.)

Циклический дефицит эо разница между фактическим и структурным дефицитом:

-80 - 40 = -120

Если в экономике есть дефицит бюджета, то S¹J. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования бюджета.

Раньше мы рассматривали равенство

S (утечки) = J (инъекции).

Подход «утечки – инъекции» мы можем применить и здесь, т.к. государство осуществляет государственные расходы и собирает мелочи.

«Утечки» это 1) сбережения (S)

2) чистые налоги (T)

«Инъекции» это 1) инвестиции (J)

2) государственные расходы (G)

Следовательно:

S+T = J+G;

отсюда S-J = G-T.

Положительная разница между S и J = дефициту госбюджета.

Если представить это уравнение на S=(G-T), то видим, что увеличение дефицита (G-T) при неизмененном объеме сбережений ведет к снижению инвестиций.

Если в экономике есть дефицит, то S¹J.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита.

1. Выпуск новых денег, т.е. эмиссионный способ финансирования.

2. Займы (внутренние или внешние). Это называют неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

В основном бюджетный дефицит покрывается за счет займов. «Нажимать на печатный станок» для правительств многих стран оказывается невозможным. Например, США вообще запрещено финансировать дефицит госбюджета за счет печатания денег, так как возникает гиперинфляция.

Поэтому увеличение денежной массы происходит иным путем.

Первый Минфин берет в долг определенную сумму в ЦБ, продавая государственные ценные бумаги. Взамен Нацбанк увеличивает сумму средств на текущем счете Минфина. Минфин тратит эти деньги, они поступают на счета коммерческих банков. А эти последние выдают ссуды. Денежная масса растет, чековое обращение расширяется.

Налицо эффект монетизации государственной задолженности.

В условиях полной занятости это ведет к инфляционному росту цен.

Второй неинфляционный способ финансирования дефицита – заем средств не у ЦБ, а у коммерческих банков населения.

Государство продает им облигации. Денежная масса уменьшается, процентные ставки возрастут, частные инвестиции уменьшаются. Сократятся и те потребительские расходы, которые связаны с покупкой товаров длительного пользования. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государств вырастут, но сократятся частные инвестиции. В этом состоит эффект вытеснения (при налогово-бюджетной экспансии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: