Ответ
Центральным звеном финансовой системы, ее стержнем выступает государственный бюджет. Понятие бюджета многогранно. Бюджет рассматривается как экономическая категория, основной финансовый план государства, централизованный фонд государства, ежегодная смета (роспись) доходов и расходов, инструмент государственного регулирования, закон, обязательный для исполнения всеми участниками бюджетных отношений.
Содержание и структура бюджета зависят от объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют: преобладающую форму собственности; порядок распределения валового продукта; природные, экономические, социальные, национальные особенности страны. Среди с убъективных факторов можно отметить: государственное устройство, политику правительства, внешнюю экономическую ситуацию.
Бюджет выполняет следующие функции:
- распределительную. Через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода;
- контрольную. Движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет ее контролировать;
|
|
-регулирующую. Изменение расходов и доходов государственного бюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.
Структура бюджета характеризуется бюджетной классификацией – научно обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и кодов. Бюджетная классификация доходов и расходов зависит от используемых критериев. Выделяются следующие классификации расходов: ведомственная, в которой расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств, и экономическая, отражающая расходы по их целевому назначению.
Расходы бюджета связаны с функциями государства и показывают направления бюджетных ассигнований. Наиболее крупными расходными статьями бюджета в странах с рыночной экономикой являются:
- поддержание уровня доходов граждан (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, пособия по безработице, помощь живущим ниже черты бедности и т.д.);
- национальная оборона;
- образование и здравоохранение;
- выплата процентов по государственному долгу.
Законодательство Республики Беларусь не использует термин «государственный бюджет», действуют категории «бюджет Республики Беларусь» и «республиканский бюджет». Согласно закону «О бюджетной системе Республики Беларусь» Министерством финансов разрабатываются республиканский бюджет и местные бюджеты. Республиканский бюджет утверждается парламентом и становится законом.
|
|
Структурно бюджет Республики Беларусь состоит из двух частей:
- доходной, формируемой за счет различных видов налогов, сборов, пошлин и неналоговых платежей;
- расходной части, характеризующей направления бюджетных ассигнований.
Особенностью республиканского бюджета является традиционная социальная направленность бюджетных расходов. Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социально – культурную сферу, субсидии жилищно - коммунальному хозяйству, субсидии и субвенции по жилищному строительству, выплаты компенсаций и льгот составляют 67%. Только на выплату заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, денежных компенсаций приходится до 46% расходов консолидированного бюджета. В последние годы государственные расходы на образование составляют в среднем 6% от объема ВВП (для сравнения: в России – 4,4%), а государственные расходы на здравоохранение – 4,7% от ВВП (против 3,8% в России).
Доходная часть бюджета на 92% формируется за счет поступлений от налогов.