Средневековый восточный город

Восточный город развивался иначе, чем европейский, западный. Вообще-то восточные цивилизации в Средние века были урбанизированы гораздо более европейских. Городское население в восточных империях к концу XVI столетия достигало 10—20% по сравнению с 5—7% в странах Западной Европы. В Китае были миллионные города, в то время как в Европе численность населения городов не превышала нескольких десятков тысяч (за исключением Милана, население которого уже в XIII в. достигло 200 тыс. жителей). Но это не означает, что качественная сторона городской жизни соответствовала количественной.

В арабском мире расцвет городской жизни приходится на тот период, когда начал распадаться Арабский халифат. Видимо, при ослаблении давления центральной власти активизируются более инициативные и предприимчивые горожане, расцветают наука и культура, сосредоточенные в городах. Но и в X—XIII вв., когда в Европе появляются элементы демократии, на арабском Востоке не было никаких политических свобод или правовых гарантий. Главы многочисленных корпораций подчинялись городской администрации, наместнику-хакиму, градоначальнику-раису, надзирателю-мухтасибу, начальнику стражи и судье-кади.

В XV—XVI вв. в городах Турции и подвластных территорий возникает система цехов, но, в отличие от Европы, мелочная опека со стороны властей и практически полное отсутствие самоуправления не приводили даже к намерениям осуществить нечто подобное коммунальным революциям. К тому же большинство городского населения было иноверцами. Нечто подобное цехам формировалось и в других странах Ближнего Востока {аснафы), в Японии (дза), в Китае (ханы). В Индии городская жизнь организовывалась касто- -выми старостами. Но город в большинстве стран Востока оставался объектом прямого администрирования со стороны центральной власти. Руководители цехов, гильдий и каст назначались либо сверху, либо по согласованию с властями. И если, скажем, в Индии в раннем Средневековье и складывались относительно самостоятельные торговые корпорации, то kXVI столетию эта самостоятельность не только не получила развития, но, напротив, исчезла без следа. Единственный относительно свободный город Японии — Сакаи в XVI в. теряет свою независимость и начинает управляться государственными чиновниками.

Нет ничего удивительного в том, что в таких условиях городская жизнь Востока, за исключением Японии, испытывала застой накануне колониального подчинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: