Рынок и его сущность

Рыночная экономика - это такая экономическая система, которая развивается на основе рыночного механизма. Его познание включает в себя, прежде всего, выяснение содержания и принципов рынка.

Однозначного понятия рынка нет. Для того, чтобы в этом убедиться обратимся к учебной литературе. Как Роберт Пиндайк и Даниэль Рубинфельд в учебнике «Микроэкономика» пишут: «К понятию рынка относится совокупность покупателей и продавцов, в результате взаимодействия которых возникает возможность сбыта и приобретения товаров и услуг»[16].

Избегая дефиниций, П. Самуэльсон раскрывает рыночный механизм таким образом: «Потребитель является, так сказать повелителем. Или, точнее говоря, каждый человек, будучи повелителем, выступает как участник голосования и использует свои деньги в качестве голосов, призывающих производить те вещи, в которых он нуждается. Его голоса конкурируют с голосами других людей, и тот, кто располагает наибольшим числом голосов, в конечном итоге, оказывает определяющее влияние на то, что производится и куда идет произведенный товар. Наша задача состоит в том, чтобы изучить, как происходит это расходование денежных голосов»[17].

Стало быть, рынок - это такая система отношений между людьми, в которой потребности людей учитываются механизмом спроса и предложения и только потребителю принадлежит функция выбора товара, в соответствии с имеющимися возможностями. Другими словами, рынок это такая сфера обмена, при которой приоритет в отношениях продавца и покупателя принадлежит покупателю, мнение которого является определяющим в производстве товаров и услуг. С позиций маркетинга рынок - это совокупность покупателей, которые имеются в настоящее время и которые выступают в качестве потенциальных покупателей. И здесь объект изучения - покупатель.

Широко распространенным в литературе является представление о рынке как об экономических отношениях по поводу купли-продажи. Такое его понимание поверхностно и не раскрывает места и роли потребителя в рыночной экономике.

В принципе, можно было бы продолжить давать определения рынку, имеющиеся в учебной литературе. Но необходимо помнить: во-первых, ни одно определение полностью содержания явления не раскрывает, а, во-вторых, вряд ли такой путь позволит нам углубить познания рынка с позиций его содержания, в-третьих, познание содержания требует предварительного анализа данного явления. Вот с последнего, т.е. с анализа, и начнем.

Рынок с позиции смыслового содержания данного слова, данного термина выражает тот простой факт, что это процесс обмена, происходящий во времени и в пространстве. Поэтому любые акты купли-продажи осуществляются с учетом временного фактора и с учетом местонахождения товара и услуги, местонахождения потребителя. С другой стороны, взаимоотношение продавца и покупателя начинаются не с купли-продажи, этим актом они как бы по конкретному товару завершаются, а начинаются они с изучения рынка, т. е. с информационной базы рынка и его агентов.

С позиции же экономического содержания рынок представлен двумя агентами: продавцом и покупателем. Причем и тот и другой то ли одновременно, то ли неодновременно, но являются и покупателем и продавцом. В рыночной системе нет «жесткого» закрепления функций продавца и покупателя. Продавец, реализуя свой товар, по отношению к другому товару может быть покупателем и т. д.

Следовательно: рынок есть взаимодействие, определенная взаимосвязь продавца и покупателя, но функции продавца и покупателя присущи любому субъекту рыночных отношений. Выяснив это положение, мы продолжим процесс познания, ответив на вопрос, как же происходит, что на рынке функции продавца и покупателя закрепляются по особому признаку? Известно, что продавцом выступает тот человек, который имеет товар, или способен оказать услугу, удовлетворяющую потребность субъектов рыночных отношений. Другими словами, продавец должен быть собственником товара или услуги, или же получить право от собственника на реализацию данного товара или услуги. Как видим, продавец предстает уже носителем определенных экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности. Значит, на стороне продавца всегда представлен товар или услуга. Не было бы их у продавца, стало быть, не было бы и продавца. Это позволяет сделать вывод, что рынок это взаимодействие продавцов и покупателей по поводу товаров и услуг, обладающих полезностью и поступающих в потребление путем купли-продажи, по поводу собственности на них.

Анализ содержания рынка мы продолжим, если обратимся ко второму субъекту рыночных отношений - покупателю. Итак, кто на рынке выступает в качестве покупателя? В таком качестве представлен владелец денег. Разница между покупателем и продавцом заключается в том, что потребность в каком-то товаре и услуге такова, что потребитель принимает меры к ее удовлетворению и становится в таком случае покупателем. Но для того чтобы купить на рынке товар или услуги необходимо иметь специфический товар - деньги. Стало быть, на рынке представлены продавцы, имеющие товар или услугу и покупатели - имеющие деньги. Резюмируя этот уровень анализа содержания рынка, мы приходим к выводу, что, оказывается, на рынке в экономических связях находятся не покупатель и продавец, а товары (услуги) и деньги. Но они собственность конкретных лиц, и товар, и деньги как бы персонифицируются в лице продавца и покупателя. Реально в процессе обмена участвуют товар, услуга и деньги. Дальше анализ данного вопроса конкретизируется посредством выяснения содержания товара, услуги, денег. Познав их содержание, мы сможем тогда выяснить механизм их рыночного взаимодействия, взаимосвязи. Отметим, кстати, что в учебной литературе, которая используется в так называемых странах с развитой рыночной системой, эти вопросы не являются объектом анализа, т. е. что такое товар, что такое деньги, как они возникли и т. д., специальному анализу не подвергаются. Авторы учебников по экономической теории от этих категорий абстрагируются, что процесс познания рынка не упрощает. Следуя логике познания содержания рынка, мы вначале должны определить экономическое содержание товара и денег, а затем выяснить механизм их взаимодействия. Переходим к анализу товара и услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: