На рынке взаимодействуют не только спрос и предложение. но и конкуренция, являющаяся мощным рычагом экономического прогресса. Цены устанавливаются в соответствии с данным методом, не всегда взаимосвязаны с издержками, фирмы объемом спроса и предложения, их эластичностью.
Наиболее распространенными методами установления цен с ориентацией на уровень конкуренции являются:
— метод текущей цены;
— метод «запечатанного конверта».
Первый метод, метода текущей цены, используется как инструмент политики цен на тех рынках, где продаются однородные товары. Фирма, в силу высокой степени конкуренции при этом имеют ограниченные возможности влияния на цены. Такая модель в экономической литературе называется «конкурентным рынком в чистом виде». Другими словами, стратегия ценообразования в данном случае строится в зависимости от учета состояния рыночной конкуренции.
Вторым методом формирования цен в условиях конкуренции является метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования. Тендер подставляет собой цену, предложенную фирмой. Ее величина зависит не от уровня собственных издержек, а от возможных цен конкурентов.
Позитивные характеристики данного метода представляют собой необходимость ориентации цен на потребителя, на свободу его выбора. Что же касается негативных черт, то они, в основном, коренятся в несовершенстве методики изучения конкуренции, зависят от информационной базы, которая в своем большинстве относятся к коммерческой тайне.