Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос - совокупное предложение»

Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок страны. Ранее уже описывались такие макроэкономические агрегаты, как объем валового внутреннего продукта — суммирующий объемы товаров и услуг, или уровень цен — объединяющий цены всей совокупности товаров и услуг.

МОДЕЛЬ AD — AS

Среди аналогичных агрегированных величин — совокупный спрос ( — от англ. aggregate demand) и совокупное предложение ( — от англ. aggregate supply). Взаимодействие между ними определяется с помощью модели , которая является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике.

Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение и показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен (рис. 9.1). Иначе говоря, экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Спрос и предложение на макроэкономическом уровне подвержены колебаниям и могут находиться в равновесном или неравновесном состоянии. Рассмотрим два типа неравновесия – дефицит и перепроизводство. Причем один тип неравновесия – дефицит, т.е. избыточный спрос при недостатке предложения, больше характерен для централизованно управляемой экономики; другой – перепроизводство, избыточное предложение при недостаточном спросе – для рыночной.

Прежде чем мы перейдем к анализу данных проблем, дадим характеристику понятий «совокупный спрос» и «совокупное предложение» с учетом определяющих их факторов.

Совокупный спрос — реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт).

Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовой внутренний продукт при соответствующем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:

, (9.2)

отсюда , (9.3)

или , (9.4)

где - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

- количество денег в экономике;

- скорость обращения денег;

- уровень цен в экономике.

Из приведенных формул следует, что связь между объемом произведенной продукции и уровнем цен в экономике отрицательна при определенном постоянном предложении денег.

Совокупный спрос иллюстрируется графической моделью в виде кривой совокупного спроса . Она показывает количество товаров и услуг, которые готовы приобрести потребители, бизнес и правительство при каждом данном уровне цен. Кривая отражает ту же зависимость, что и приведенная формула, — по мере роста цен уменьшается величина реального объема выпуска, на который предъявляется спрос , т.е. действует закон убывания спроса. Иначе говоря, рост уровня цен приводит к сокращению во всех компонентах, образующих реальный совокупный спрос, — в потреблении, инвестициях, правительственных расходах и чистом экспорте.

Кривая совокупного спроса внешне похожа на кривую рыночного спроса, однако между ними есть немаловажные различия. Так, если рыночную кривую спроса на продукт мы строим исходя из того, что неизменны цены на другие продукты и услуги и неизменен потребительский доход, то кривая совокупного спроса отражает возможные изменения общего уровня цен, которое в свою очередь может вести к изменению реального выпуска .

ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ

При объяснении убывающего характера кривой указывают на три важнейшие причины. Во-первых, действие эффекта процентной ставки (эффект Кейнса). Чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену — процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Повышение уровня цен => увеличивает спрос на деньги => растет процентная ставка => уменьшается совокупный спрос .

Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Данный эффект иногда называют именем Дж. М. Кейнса, поскольку он анализировал последствия изменений процентной ставки.

Вторая причина — эффект богатства (эффект Пигу). Рост цен приводит к уменьшению (обесценению) реальной стоимости финансовых активов. Это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной ценой, например счета в банках или облигации.

Повышение уровня цен => ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов => уменьшению потребления => уменьшению совокупного спроса .

Падение же уровня цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства. Этой закономерности придавал особое значение Артур Пигу (1877—1959), отсюда и название — «эффект Пигу».

Третья причина — эффект импортных закупок, или эффект обменного курса. В результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт (разность между экспортом и импортом), а следовательно, растет совокупный спрос.

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ

Смещение кривой , показанное на рис. 9.2, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая ), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая ).

Среди факторов, влияющих на сдвиг кривой , следует отметить:

· уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи;

· и льготные кредиты, налоги, новые технологии, инновации;

· изменения государственных расходов;

· колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике.

Рисунок 9.2 - Изменение совокупного спроса

Факторы сгруппированы в соответствии с их воздействием на составные части совокупного спроса — потребительские, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт.

Под совокупным предложением понимают все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом данном уровне цен. Графическая модель совокупного предложения — кривая совокупного предложения , которая отражает прямую или положительную зависимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства. Неценовые факторы, влияющие на предложение и вызывающие сдвиг кривой в сторону увеличения или сокращения, могут быть связаны с изменениями технологий, колебаниями цен на ресурсы, изменениями в налоговой политике, в структуре рынка производительности труда, правовых нормах и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: