Спрос: сущность понятия, величина спроса, закон

И кривая спроса.

Среди фундаментальных понятий рыночной экономики в микроэкономике в первую очередь выделяют спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение.

В определенной степени эти понятия уже затрагивались в части I "Введение в экономику". Эти понятия в микроэкономике более широко рассматриваются в связи с издержками и доходом фирмы как элементами рыночного механизма.

Спрос - это желание и возможность покупателей приобрести имеющийся на рынке товар. Если желание или возможность отсутствуют, отсутствует и спрос. Спрос еще можно охарактеризовать как платежеспособную потребность. Принято обозначать спрос английской буквой D (англ. demand - спрос).

Спрос характеризуется его величиной (или объемом), означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Величина спроса обозначается Qd.

В рыночных условиях действует закон спроса (англ. law of demand), суть которого следующая: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара;

и, наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить функциональным, графическим и табличным способами.

Функциональная зависимость между объемом спроса Qd и ценой P (англ. price) может быть также представлена в аналитической форме, т.е. в виде формулы

Qd = f (P),

т.е. величина спроса является функцией от цены товара.

Или Qd = a + b ∙P, если зависимость носит линейный характер.

Табличный способ.

Например, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме при различных уровнях цен.

Таблица 4. Условный пример связи размера спроса на колбасу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: