Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью демократического государства с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется путем нормативного регулирования, а не путем использования власти.
Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
§ любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);
§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:
1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
|
|
2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
Ценность права вторична, потому как обеспечивает получение таких первичных ценностей, как жизнь, здоровье, свобода человека и т.п. Право используется в качестве средства для достижения социальных целей. Иерархия ценностей, закрепленных в праве, позволяет определить тактику и стратегию общественного развития.
Общесоциальная ценность права отражает его состояние как определенного достижения современной цивилизации, проявления культуры и прогресса человеческой мысли.
Право служит фактором обновления и стабилизации общественной жизни, средством, закрепляющим и гарантирующим свободу личности, а также стимулирующим ее социальную активность, поведение, нацеленное на достижение общественно полезных результатов, критерием, отграничивающим правомерное поведение от вредоносных проявлений своеволия и произвола.
Итак, с позиций ценностного (аксиологического) подхода право удовлетворяет различные потребности общества. С позиций содержания – это система нормативных предписаний. С телеологических позиций – это инструмент достижения определенных целей, устанавливающий меру социальной свободы. С политических – это средство разграничения и защиты интересов и т.д.