Изучение эмоций может происходить на трех уровнях, в соответствии с одним из основных компонентов эмоционального процесса: нервный, выразительный, переживательный.
Исследования на нейрофизиологическом уровне.
Хирургическое удаление и поражения.
Проводится только на животных. Исследователь делает предположение о роли конкретного мозгового механизма и проверяет свою гипотезу, удаляя эту область мозга или выводя ее из строя, т.е. используя нейрохирургию, либо тщательно дозированный электрический шок, подаваемый через микроэлектроды, имплантированные в избранные ткани мозга. После такой операции или воздействия исследователь наблюдает влияние удаления или повреждения на различные типы поведения.
Проблема: относительная неточность удалений или поражений, поскольку иногда очень небольшая зона мозга обладает различными и сложными функциями. Чем больше неточность, тем труднее сделать вывод о связи отдельных зон мозга со специфическим эмоциональным ответом или же об ее отсутствии.
Вживление микроэлектродов для прямой стимуляции мозга.
Этот прием стал возможным в связи с прогрессом технологии, позволившей экспериментатору вводить крохотные иглы электродов в специфические зоны мозга. Введение электродов причиняет минимальное разрушение, и таким образом этот прием открывает возможность изучения реакций на стимуляцию здорового мозга. В исследовании, основанном на стимуляции мозга, целью является попытка установить последствия стимуляции высокоспецифичных участков мозга.
Так как микроэлектроды могут быть имплантированы со значительной точностью, выводы о роли отдельных зон мозга в двигательных, когнитивных и эмоциональных реакциях могут делаться со значительно большей уверенностью, чем в случае удалений и разрушений.
Проблема: даже минутная стимуляция очень небольшой зоны может вызвать комплексные эффекты.
Пример с шимпанзе Линой в трех группа по 4 особи. 1 группа – 4 место, 2 группа – 3 место, 3 группа – 2 место.