1. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
Гарантированность прав МСУ – важнейшее и необходимое условие полного и эффективного осуществления задач и функций МСУ.
Система гарантий прав МСУ, закрепляемая МуП, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту (включает общие гарантии – экономические, политические, духовные и специальные)собственно юридические) гарантии).
Деятельность органов МСУ, реализация их прав осуществляются в определенных условиях, которые могут оказывать позитивное и негативное влияние на процесс самоуправления.
В качестве общих гарантий прав МСУ можно рассматривать экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
1) служат предпосылками стимулирования развития МСУ;
2) обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов МСУ;
3) создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов МСУ.
|
|
Экономическая гарантия МСУ (экономическая система общества, в основе которой лежат принципы: свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая муниципальную собственность; их равной правовой защиты).
Политические гарантии МСУ (политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы МСУ; самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина).
Духовные гарантии МСУ (система духовных ценностей и ориентаций деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе).
Специальные (юридические) гарантии МСУ (правовые средства обеспечения деятельности МСУ, установленные на уровне РФ и субъектов РФ; органы МСУ принимают собственные НПА, также содержащие правовые средства обеспечения деятельности МСУ).
Целевое назначение гарантий – обеспечить правовыми средствами:
1) организационную и материально-финансовую самостоятельность органов МСУ в решении вопросов местного значения;
2) защиту прав МСУ и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
|
|
Судебная и иные правовые формы защиты МСУ:
1) Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту МСУ, играет конституционное право МСУ на судебную защиту.
Судебная власть в РФ призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является МСУ, признаваемое и гарантируемое государством.
Суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права МСУ (органов государственной власти и государственных должностных лиц; органов и должностных лиц МСУ; предприятий, учреждений и организаций; общественных объединений) (с исками вправе обращаться органы и должностные лица МСУ, граждане, проживающие на территории МО).
Судебная защита прав МО предусмотрена также в случае отказа в государственной регистрации устава МО.
Гарантия судебной защиты прав МСУ – порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц МСУ (предполагает решение суда по этому вопросу) (решение суда может являться также основанием ля рассмотрения органом государственной власти вопроса о прекращении полномочий представительного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ).
Возможна защита прав МСУ в КС РФ (граждане обращаются с жалобами о нарушении их конституционных прав на МСУ, и в случае если их права нарушены законом) (КС РФ признал право органов МСУ на обращение в КС РФ – Постановление КС РФ от 02.04.2002 № 7-П).
2) Гарантия правовой защиты МСУ – обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц МСУ (данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории МО организациями независимо от организационно-правовых форм, а также органами МСУ и гражданами).
3) Важное средство правовой защиты интересов МСУ, его прав – обращения органов и должностных лиц МСУ в органы государственной власти и к государственным должностным лицам (в них органы и должностные лица МСУ поднимают вопросы защиты прав МСУ, необходимости учета интересов МО при решении социально-экономических и иных вопросов; они подлежат обязательному рассмотрению, на них должен быть получен мотивированный ответ).
Представительные органы МСУ наделены правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ (способствует учету интересов МО при законодательном регулировании субъектами РФ вопросов регионального и местного значения).
4) Правовая защита МСУ гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав МСУ, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества (органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов РФ; Минюст РФ проводит юридическую экспертизу НПА, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, в том числе по вопросам МСУ).
В случае несоответствия НПА субъекта РФ КРФ или ФЗ Минюст РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.
5) Правовая защита интересов и прав МСУ обеспечивается федеральными и региональными программами развития МСУ.
Обеспечению правовой защиты МСУ служит право МО объединяться в союзы и ассоциации (цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) – координация деятельности МО, более эффективное осуществление своих прав и интересов).
Для обеспечения их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов МСУ создан Конгресс МО РФ (в каждом субъекте РФ должно действовать региональное объединение МО – совет МО субъекта РФ).
|
|
6) Вступление РФ в 1996 г. в Совет Европы и ратификация в 1998 г. Европейской хартии МСУ – дополнительные гарантии прав МСУ в РФ (российская делегация участвует в работе Конгресса местных и региональных властей Европы, осуществляющего мониторинг реализации положений Европейской хартии МСУ в странах, входящих в Совет Европы).
2. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с законодательством представительный орган местного самоуправления в области использования и охраны земли:
-- определяет в соответствии с земельным законодательством порядок предоставлений и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории муниципального образования;
-- устанавливает границы земель, передаваемых в веяние других муниципальных образований по согласованию с ними,
-- устанавливает зоны санитарной охраны водных объектив в соответствии с требованиями санитарных норм
Местная администрация в области земельных отношений обладает следующими полномочиями:
-- представляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает и собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты муниципального образования, а также из фонда Других земель |в том числе земель Запаса), переданных в ведение муниципального образования;
|
|
-- регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, Договор на земельное пользование земельными участками и договоры их аренды,
-- организует ведение земельного кадастра;
-- планирует использование земель, находящихся в ведении муниципального образования;
-- согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемые органами государственной власти;
--плату на землю;
-- осуществляет государственный контроль да использованием охраной земель;
-- защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
-- разрешает в рамках своей компетенций земельные споры;
-- контролирует на территории муниципального образования выполнение всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, посадке полезащитных лесополос;
-- организует проведение работ по землеустройству.