Знак – материальный объект, используемый для передачи информации. Т.о. любой знак всегда обозначает нечто, отличающееся от него самого, т.е. предмет, свойства или состояния которое он обозначает. Сущность знаков репрезентации состоит в замещении и обобщении вещей.
Сущность знака может быть выражена формулой: Х понимает и использует Y в кач представителя Z. При этом X – пользователь знака, Y и Z - что угодно, но Y должен быть материальным.
Свойства знака:
1. Материальность – знак воздействует на органы чувств (запах кофе);
2. Информативность – знак передавает информацию (рядом кафе);
3. Коммуникативность – знак влияет на процесс коммуникации (Не хочешь зайти выпить кофе?);
4. Социальность – знак формируется в социуме, его значение обусловлено особенностями социума (чашка риса в китайской/европейской культурах);
5. Ситуативность – значение знака модифи-цируется ситуацией (мигание света в окне);
6. Системность – значение знака обусловлено другими знаками данной системы (красный сигнал светофора);
7. Обобщенность – знак замещает класс объектов (Олень на дорожном знаке – любое животное);
8. Воспроизводимость – созданные ранее знаки используются в новых ситуациях (старый дорожный знак перед новой школой).
9. Двусторонность – материальная сторона, воспринимаемая органами чувств, (форма) и идеальная сторона, т.е. значение (содержание). План выражения и план содержания.