Данная концепция исследования конкурентов основывается на использовании модели стратегических групп, предложенной М.Е. Портером. Аналитический инструментарий данной модели полезен во всех случаях, когда исследуемая отрасль состоит из нескольких чет- ких групп конкурентов, имеющих отличную от других позицию на рынке, и имеет свои способы работы с покупателем. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке. Иногда отрасль может состоять из одной стратегической группы (когда все продавцы выступают с идентичной стратегией) или из нескольких таких кластеров. Эти кластеры удобно представлять в графической интерпретации — на так называемой карте стратегических групп (см. рис. 12, где для примера взята отрасль розничной торговли ювелирными изделиями; По- дробнее читайте: [43], Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А.П. Градова. — СПб.,1999 и последующие издания).
Алгоритм составления карты:
1. Установить весь спектр различающихся характеристик, которыми обладают фирмы данной отрасли.
|
|
2. Нанести фирмы на «двухпеременную» карту, используя пары этих различных характеристик.
3. Объединить фирмы, попавшие примерно в одно стратегическое пространство, в одну стратегическую группу.
4. Нарисовать окружности вокруг каждой стратегической группы, которые должны быть по диаметру пропорциональны величине доли этой группы в общей величине продаж отрасли.
Рис. 12. Стратегические группы конкурентов в ювелирном бизнесе (из кн.[43]: Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова/ — СПб.,1999. — С. 78)
Исследование типа конкуренции необходимо для определения модели рынка. Определение модели (типа) рынка- по способу конкуренции — является одним из принципиальных шагов в а л г о р и т м е по определению: а) ценовой политики фирмы; б) уровня продажной цены товара (см. тот же источник, стр.283) — в нашем изложении — это Схема 1. Эта схема полезна нам также с точки зрения уяснения сущности явления п р о г н о з и р о в а н и я и последовательности процесса принятия решения в данном круге задач.