Концепция сратегических групп

Данная концепция исследования конкурентов основывается на использовании модели стратегических групп, предложенной М.Е. Портером. Аналитический инструментарий данной модели полезен во всех случаях, когда исследуемая отрасль состоит из нескольких чет- ких групп конкурентов, имеющих отличную от других позицию на рынке, и имеет свои способы работы с покупателем. Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентных активностей и одинаковыми позициями на рынке. Иногда отрасль может состоять из одной стратегической группы (когда все продавцы выступают с идентичной стратегией) или из нескольких таких кластеров. Эти кластеры удобно представлять в графической интерпретации — на так называемой карте стратегических групп (см. рис. 12, где для примера взята отрасль розничной торговли ювелирными изделиями; По- дробнее читайте: [43], Экономическая стратегия фирмы/ Под ред. А.П. Градова. — СПб.,1999 и последующие издания).

Алгоритм составления карты:

1. Установить весь спектр различающихся характеристик, которыми обладают фирмы данной отрасли.

2. Нанести фирмы на «двухпеременную» карту, используя пары этих различных характеристик.

3. Объединить фирмы, попавшие примерно в одно стратегическое пространство, в одну стратегическую группу.

4. Нарисовать окружности вокруг каждой стратегической группы, которые должны быть по диаметру пропорциональны величине доли этой группы в общей величине продаж отрасли.

Рис. 12. Стратегические группы конкурентов в ювелирном бизнесе (из кн.[43]: Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова/ — СПб.,1999. — С. 78)

Исследование типа конкуренции необходимо для определения модели рынка. Определение модели (типа) рынка- по способу конкуренции — является одним из принципиальных шагов в а л г о р и т м е по определению: а) ценовой политики фирмы; б) уровня продажной цены товара (см. тот же источник, стр.283) — в нашем изложении — это Схема 1. Эта схема полезна нам также с точки зрения уяснения сущности явления п р о г н о з и р о в а н и я и последовательности процесса принятия решения в данном круге задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: