Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения

Главное отличие юридической ответственности от других видов социальной ответственности заключается в том, что юридическая ответственность выступает в виде государственного принуждения к выполнению требований правовых норм. Другими словами, те юридические последствия, которые с государственным принуждением не связаны, юридической ответственностью не являются. Человек может нарушить установившиеся социальные нормы поведения, но в силу того, что эти нормы не закреплены в нормах права он не будет нести юридическую ответственность, а будет осужден обществом в виде порицания, неодобрения и т. п. В других видах социальной ответственности зачастую отсутствует необходимые признаки правонарушения. Так например если человек за едой будет держать вилку в правой руке, а нож в левой, то это может привести только к неодобрению или порицанию, но не к юридической ответственности, так как его поведение не будет общественно вредным и противоправным. К видам социальной ответственности отличным от юридической можно отнести правила поведения и исторически сложившиеся обычаи не закрепленные в нормах права.Юридическая ответственность лишь разновидность государственно-правового принуждения. Существуют иные меры принуждения со стороны государства.
Прежде всего, это меры защиты нарушенного субъективного права, например принудительное взыскание долга, изъятие вещи из чужого незаконного владения. В настоящее время судом и другими правоприменительными органами активно применяются меры принудительного характера (задержание; досмотр; освидетельствование; наложение ареста на денежные средства или иное имущество; карантин и т.д.).
Государство располагает и иным арсеналом принудительно-профилактических мер, например ограничение свободы передвижения в случае пожаров в лесном массиве, схода лавин в горах и др.
Принудительные меры могут применяться к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости. В этом случае они помещаются в психиатрическую больницу.
Реквизиция - также одно из средств для создания стабильности в случаях чрезвычайных ситуаций, например изъятие плавательных средств в период наводнения. Гражданское законодательство России гарантирует компенсационные выплаты в этих случаях.

51.Форма правления, форма государственного и политического режима Российской Федерации. Форма правления Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации. Политический режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Все изменения происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Виды: 1. демократический режим: - наличие оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений; - критическое отношение к существующим структурам и формирование альтернативных политических институтов; - осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, призванного обеспечить свободу и безопасность граждан от произвола тех, в чьих руках находится власть; - требования полного освобождения экономической деятельности от надзора государства, свободы рыночных отношений, частной собственности, личной предпринимательской инициативы;- развитие гражданских прав и свобод, гласности, значительное увеличение независимых источников информации и др. 2. либеральный (полудемократический) режим: - в основном демократические методы формирования гос. органов; - исполнительные, а не законодательные органы, выходят на передний план; - нарушена система сдержек и противовесов; - плохая защита прав и свобод человека; - политическая оппозиция не одобряется; - низкая политическая активность граждан; - плохая связь общества с государством. 3. Авторитарный режим: - небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа); - неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; - игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; - монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелостигражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения). 4. Тоталитарный режим: - идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же определяется);- единовластие одной партии (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы);- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс);- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие); - централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики); - милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»). Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. Основные виды правления:

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: