Взаимоотношения сигнальных систем. Представления о художественном, мыслительном, среднем и гениальном типах

К закономерностям взаимодействия сигнальных систем относится явление элективной (или избирательной) иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием нервных связей, формирующихся в процессе онтогенеза между непосредственными раздражителями и обозначающими их словами. У детей на звонок при пищевом подкреплении вырабатывался двигательный условный рефлекс. Затем условный раздражитель заменяли разными словами. Оказалось, что только при произнесении слов «звонок» или «звонит», а также показа карточки, на которой написано «звонок», возникает условная двигательная реакция. Элективная иррадиация возбуждения была получена и для вегетативной реакции после выработки на звонок условного оборонительного рефлекса. Замена звонка на фразу: «Даю звонок» вызывает такую же сосудистую оборонительную реакцию: сужение сосудов руки и головы, как и сам звонок. Другие слова ту реакцию не вызывают. У взрослых переход возбуждения из первой сигнальной системы во вторую выражен хуже, чем у детей. Она легче обнаруживается по вегетативным показателям, чем по двигательным. Избирательная иррадиация возбуждения происходит и из второй сигнальной системы в первую. Между двумя сигнальными системами существует иррадиация торможения. Выработка дифференцировки на первосигнальные стимулы может быть воспроизведена при их замене соответствующими словами. В большинстве случаев элективная иррадиация между двумя сигнальными системами возникает как кратковременное явление после выработки условных связей. Др.особенностью взаимодействия 2ух СС является их взаимное торможение. Выработка условного рефлекса в пределах первой сигнальной системы (например, мигательного условного рефлекса) задерживается в условиях активации второй сигнальной системы (например, при устном решении арифметической задачи). Наличие индукционных отношений м\у сигнальными системами создает благоприятные условия для отвлечения слова от конкретного явления, которое оно обозначает, что приводит к относительной независимости их воздействия. Автоматизация двигательных навыков также свидетельствует об относительной независимости функционирования каждой из сигнальных систем. Связь двух сигнальных систем, которая обозначается как «словесный раздражитель -- непосредственная реакция», имеет самое широкое распространение. Все случаи управления поведением, движением с помощью слова относятся именно к этому типу связи. При этом речевая регуляция осуществляется не только с помощью внешних речевых сигналов, но и через внутреннюю речь. Другая важнейшая форма взаимоотношений первой и второй сигнальной системы обозначается как «непосредственный раздражитель - словесная реакция» или функция называния. Словесные реакции на непосредственные раздражители в рамках концептуальной рефлекторной дуги могут быть представлены как реакции командных нейронов, имеющих особую структуру связей с детекторами. Командные нейроны, ответственные за речевые реакции, обладают потенциально широкими рецептивными полями. Так как связи этих нейронов с детекторами являются пластичными, то их конкретный вид зависит от формирования речи в онтогенезе. Подключения и отключения детекторов в отношении командных нейронов речевых реакций могут происходить и с помощью речевой инструкции, т. е. через другие словесные сигналы. С этой точки зрения основу функции называния составляет выбор командного нейрона, который управляет программой построения соответствующего слова. Типы нервной системы в зависимости от преобладающей сигнальной системы. Существенные различия в типологии человека (в отличие от высших животных) определяются наличием у него второй сигнальной системы. Исходя из этого факта И. П. Павлов предложил применительно к человеку выделять четыре типа: художественный тип — преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Для лиц с данным типом характерно образное мышление, познавательные процессы и творческая деятельность преимущественно ориентированы на яркие художественные образы; мыслительный тип — доминируют стимулы второй сигнальной системы, а процессы познания, мышление преимущественно оперируют абстрактными понятиями; определяющими в индивидуальном поведении становятся "сигналы сигналов". Это два крайних типа. В реальной жизни чаще приходится иметь дело со средним (промежуточным) типом — типом, при котором в равной степени выражены обе сигнальные системы. Утверждение тоже весьма условное, поскольку полного равенства не бывает и одна из систем все же преобладает. «Гениальный тип"— обе системы развиты в большей степени, чем у средней массы людей, при отсутствии заметного превалирования одной из них. Этот тип отличает лиц, способных одновременно и к художественному, и к научному творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: