Руководство исполнительной власть осуществляет руководитель администрации субъекта РФ. Все субъекты получили право самостоятельно формировать структуру управления. Администрация субъекта определяет набор комитетов, управлений и прочих структур, кот. будут обеспечивать устойчивое развитие региона. Гос. управление на этом заканчивается, и начинаются полномочия местных органов самоуправления. В каждом субъекте РФ существует 2 системы управления. Глава администрации управляет хозяйственными вопросами локального характера, а более серьезные проблемы обороны, внеш. и внут. безопасности и решают представители федерального округа.
Сущность прогнозирования. Система государственного прогнозирования Российской Федерации.
Прогнозирования - метод, способный регулировать развитие общества на ближайшие несколько лет или даже десятилетий. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможностях состояния объекта в будущем.
Прогнозы по срокам делятся на:
1)оперативные (сроком до одного месяца),
2)краткосрочные (от одного месяца до одного года),
3)среднесрочные (от года до пяти лет),
4)долгосрочные (от пяти до пятнадцати – двадцати лет)
5)дальнесрочные (свыше двадцати лет).
По способам представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные. В зависимости от масштабов они могут быть народно-хозяйственными, межрегиональными, межотраслевыми. В зависимости от характера объекта прогнозы бывают экономические, научно-технические, социально-демографические, экологические и др.
Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства. При составлении прогнозов должны быть обознаены:1)стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства2)направления и средства реализации указанных целей.. Исходным материалом для составления прогнозов, согласно федеральному закону, является комплексный анализ демографический ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, социальной структуры, внешнеэкономического положения РФ.
Планирование, его основные виды, принципы и методы.
Планирование- процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий научную обоснованность целей, определение средств и путей их достижения.
По форме проявления и содержанию планирование может быть директивным, индикативным, стратегическим.
Директивное (централизованное) планирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспечения их выполнения.(обязательны для всех исполнителей)
Индикативное (рекомендательное) планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики.
Стратегическое планирование состоит в определении основных направлений социально- экономического развития государства с ориентацией на долгосрочную перспективу.
Принципы планирования:
1.Научность
2.Социальная направленность
3.Повышение эффективности производства
4.Согласование кратко-, средне-, и долгосрочных целей.
При планировании финансовых показателей применяются следующие основные методы:
нормативный
расчетно-финансовый
экономико-математическое моделирование
балансовый
метод оптимизации плановых решений.
12. Исторические аспекты развития директивного (централизованного) планирования.
Планирование как один из главных методов государственного регулирования социалистической экономики появилось в Советском Союзе в 1920-е годы. Именно в тот период правительство стало составлять планы экономического развития государства, в которых в виде заданий (директив) были сформированы конкретные показатели в соответствии с основными целями развития или преобразования страны. Директивное планирование должно было обеспечивать развитие государства в соответствии с четкими количественными заданиями, соблюдением заданных пропорций и учетом возможностей хозяйства страны.
Общегосударственное планирование во многом обеспечило и динамичное развитие государства в 40—50-е годы, когда страна имела стабильные показатели роста ВВП, промышленного производства, внедрения достижений научно-технического прогресса.
С середины 50-х годов правительственные органы управления среди приоритетов государства стали называть социальные цели. С каждой пятилеткой правительство шло на отказ от методов прямого распределения государственного заказа и пыталось внедрять товарно-денежные отношения между хозяйствующими субъектами. С учетом требований научно-технического прогресса (НТП) с 70-х годов в стране стали разрабатываться комплексная программа долгосрочного социально-экономического развития и комплексная программа НТП.
С начала 70-х годов в экономике Советского Союза все возрастающую роль стали играть определенные отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) — нефте- и газодобывающая. Благодаря большим валютным ресурсам, которые государство имело вследствие огромной нефте- и газодобычи и поставок их за рубеж, многие вопросы социального характера для всего Советского Союза решались за счет импорта потребительских товаров и продовольствия на доходы от ТЭКа.
С середины 80-х годов ТЭК стал требовать все больше и больше средств на поддержание достигнутых уровней добычи. С 1992 г. с распадом Советского Союза центральные органы управления страны полностью отказались от планирования. В тот период начались процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности.