Хозяин кабинета, согласно этикета руководителя, сидя за рабочим столом, отвечает на приветствие посетителя и приглашает его сесть перед своим столом. Время приема, характер общения и его итоги определяет хозяин кабинета.
Неофициальная форма общения
Характеризуется равенством прав на порядок обмена информацией. Здесь время встречи зависит от взаимной договоренности обеих сторон. При входе посетителя, хозяин кабинета отвечает на его приветствие, выходит из-за стола и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив него.
Приглашать партнеров или сотрудников на деловое совещание желательно путем рассылки письменных приглашений. Простое оповещение через секретаря по телефону допустимо лишь для очень коротких, сугубо формальных собраний. Письменное приглашение помогает сделать совещание максимально результативным: оно дает возможность заранее выработать позиции по данной проблеме, продумать аргументы в пользу своего мнения.
В письменном приглашении указывается продолжительность мероприятия (это позволяет приглашаемым скоординировать свой деловой распорядок) и состав участников (это дает возможность заранее подготовиться к дискуссии с тем или иным оппонентом). Если количество участников делового совещания превышает 6 человек, то порядок рассадки устанавливается при помощи специальных карточек. Во избежание конфликтов важно соблюдать следующие правила: • Не должны сидеть друг против друга соперники, конкуренты, представители враждующих группировок. Людей, находящихся в плохих отношениях следует рассаживать как можно дальше друг от друга. • Скученность — серьезный фактор возникновения конфликтов. Поэтому участникам совещания не стоит сидеть плечом к плечу; стол должен быть большим, помещение — просторным. Руководителю лучше находиться в центре и иметь возможность смотреть в глаза, если не всем, то хотя бы большей части участников. Сидя в торце длинного узкого стола, руководителю трудно контролировать сидящих на противоположном конце. Открывать совещание следует точно в назначенное время, не дожидаясь опаздывающих. Начинать лучше с приятной информации, положительной оценки, чтобы задать соответствующий эмоциональный тон.
При проведении деловых совещаний критика необходима и полезна, когда налицо явные упущения, злоупотребления, серьезные ошибки. Критиковать бывает полезно и в профилактических целях — когда неудач и провалов еще нет, но в работе намечаются опасные тенденции. Главная задача критики — выработка оптимального решения, а не поиск врага в собственном коллективе. Нельзя подвергать критике личность провинившегося в целом — только конкретную ошибку, конкретный недостаток деятельности. При этом критикующий обязательно должен выразить уверенность в том, что коллега, допустивший промах, исправит его. Критиковать можно только квалифицированно, аргументировано, объясняя, как можно избежать повторения подобных ошибок. Подводя, итоги совещания и формулируя решение, руководитель должен с благодарностью упомянуть об аргументах проигравшей группы или сотрудника, отметив, что они помогли выработать правильное решение.
Руководитель должен относится ко всем сотрудникам ровно и беспристрастно, вне зависимости от симпатий или антипатий. В случае возникновения вопросов и инициатив, необходимо обеспечить свободный доступ к главному менеджеру для обсуждения любых проблем и критики от руководства. Начальник организации вправе самостоятельно принимать ответственные решения, требовать их исполнения и делегировать свои обязанности подчиненным. Если руководитель желает наладить работу сотрудников, ему нужно постоянно требовать выполнения актуальных поставленных задач. Другое правило – это использование ненормативной лексики в присутствии подчиненных. К сожалению, не все обладают хорошим воспитанием. Применение крепких выражений некоторыми расценивается, как приобретение авторитета. Спешим разуверить – это не так. Человек, позволяющий себе говорить в офисе матерные слова не достоин никакого уважения. Это относится в одинаковой мере к начальствующему составу и к исполняющим обязанности сотрудникам. Следующее правило этикета для руководителя – это непримиримость к лестным замечаниям и комплементам. Нет лучшего способа управлять человеком и усыпить его бдительность, чем использование лести. Порой бывает трудно отличить проявление уважения и восхваление человеческих достоинств от неприкрытой и грубой лести. Такого рода разговоры и реплики, опытный руководитель всегда пресекает.