Воинское звание военнослужащего, проходящего военную службу по контракту | Классный чин государственного служащего |
Генерал армии, адмирал флота; генерал-полковник, адмирал | Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса |
Генерал-лейтенант, вице-адмирал | Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Генерал-майор, контр-адмирал | Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса |
Полковник, капитан 1 ранга | Государственный советник Российской Федерации 2 класса |
Подполковник, капитан 2 ранга | Государственный советник Российской Федерации 3 класса |
Майор, капитан 3 ранга | Советник Российской Федерации 1 класса |
Капитан, капитан-лейтенант | Советник Российской Федерации 2 класса |
Старший лейтенант | Советник Российской Федерации 3 класса |
Лейтенант | Советник государственной службы 1 класса |
Младший лейтенант | Советник государственной службы 2 класса |
Старший прапорщик, старший мичман; прапорщик, мичман | Советник государственной службы 2 класса |
Старшина, главный корабельный старшина; старший сержант, главный старшина | Референт государственной службы 1 класса |
Сержант, старшина 1 статьи; младший сержант, старшина 2 статьи | Референт государственной службы 2 класса |
Ефрейтор, старший матрос; рядовой, матрос | Референт государственной службы 3 класса |
Первостепенное значение для обеспечения эффективности военной службы имеет комплектование ее личным составом. Оно представляет собой принятую государством и урегулированную законом систему мероприятий по обеспечению Вооруженных Сил, воинских формирований и органов кадрами военнослужащих. В настоящее время применяется смешанный способ комплектования, сочетающий обязательный призыв (в отличие от гражданской службы, где призыв отсутствует) с добровольным поступлением граждан на военную службу по контракту.
|
|
В настоящее время увеличен рост удельного веса контрактников до 70% от численности военнослужащих, включая офицерский состав. Это позволяет существенно повысить боеспособность соединений и частей постоянной готовности и уменьшить срок по призыву на 12 месяцев. Такое комплектование армии идет с 01.11.2008 г.
В то же время следует учитывать, что содержание солдата (сержанта) по контракту обходится государству во много раз дороже содержания военнослужащего по призыву.
За последнее десятилетие ряд факторов, в том числе политических, идеологических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние существующей системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований.
|
|
Так, порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 г., предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через пять лет после окончания вуза. Одновременно был расширен перечень оснований для их досрочного увольнения с военной службы. В результате значительные затраты на подготовку офицера перестали соответствовать сроку его последующей военной службы. Законодательно был расширен и перечень оснований для отсрочки граждан от призыва на военную службу.
В современных условиях возникла необходимость в профессионализации военной службы, прежде всего младшего командного состава. Пока младшие командиры (сержанты) представляют собой обычных призывников, отобранных в сержантскую школу вскоре после призыва.
Накопленный за десятилетия опыт показал, что многие служебные обязанности в войсках могут успешно выполнять и сугубо гражданские лица. Особенно актуальным этот вопрос стал в последнее время, когда возник дефицит офицерских кадров. Приказом Министра обороны Российской Федерации утвержден перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах, которые разрешается замещать гражданским персоналом. Это должности начальников (например, начальника клуба, начальника ансамбля, начальника аптеки) и различных специалистов (например, ведущий врач, фармацевт, тренер), которые без ущерба для боеготовности могут быть замещены военнослужащими, уволенными с военной службы, и другими гражданскими специалистами.
Для военной службы характерным является строгость организации ее прохождения. Все стороны военной службы, по сравнению со службой в гражданских структурах, регламентируются весьма подробно; определяется порядок служебной деятельности и поведения военнослужащих не только в служебное, но и во внеслужебное время.
Для военнослужащих устанавливаются форма одежды и знаки различия.
Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге. Факт ее принятия имеет не только моральное, но и юридическое значение. До принятия Военной присяги военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой или караульной службы) и задач в условиях вооруженных конфликтов; за таким военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника.
Важным новшеством является установление испытания при поступлении на военную службу по контракту в течение трех месяцев.
Федеральными законами, общевоинскими уставами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации определены должностные и специальные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения. Наиболее подробно устанавливаются обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военной время за постоянную боевую и мобилизационную готовность воинских формирований, успешное выполнение ими боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава, состояние и сохранность вооружения, военной техники и имущества, материальное, техническое, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение подчиненных.
В целях всесторонней и объективной оценки офицеров, прапорщиков (мичманов), определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования проводится аттестация. Офицеры, прапорщики, мичманы проходят ее не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже, чем через каждые пять лет прохождения военной службы, по окончании военных учреждений профессионального образования, адъюнктуры, военной докторантуры. Это относится и к офицерам, проходящим военную службу по призыву, при увольнении в запас или при заключении контракта.
|
|
В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении, т. е. рекомендации о выдвижении на более высокую воинскую должность, о направлении на учебу в военно-учебное заведение или на курсы, о перемещении на другую воинскую должность (командную, штабную, преподавательскую), о перемещении на низшую должность или увольнении с военной службы.
Законодательством установлен предельный возраст пребывания на военной службе применительно к воинским званиям и основания увольнения с военной службы.
Увольнение военнослужащих с военной службы производится: в запас, если военнослужащий не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья военно-врачебной комиссией признан негодным к военной службе; если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ее ограничения.
Особенностями отличается правовое положение (статус) военнослужащих. Этот статус отличается от правового положения государственных гражданских служащих. Данное отличие обусловлено функционально-целевым предназначением и условиями военной службы. Профессиональная служебная деятельность военнослужащих постоянно связана не только с критическими физическими и психологическими нагрузками, но и с реальным риском для жизни и здоровья, особенно при ведении боевых действий.
Права и обязанности военнослужащих, возникающие в связи с прохождением военной службы, в основном такие же, как и у государственных гражданских служащих. Однако они еще не приведены в определенную систему (пока не принят закон о военной службе), изложены как в федеральных законах, так и в общевоинских уставах и различных подзаконных актах. К тому же содержание некоторых прав и обязанностей военнослужащих не в полной мере совпадает с содержанием аналогичных прав и обязанностей гражданских служащих.
|
|
Право военнослужащих на должностной рост на конкурсной основе реализуется при замещении лишь некоторых воинских должностей, перечень которых определен приказом министра обороны РФ (например, профессорско-преподавательский состав, научные работники).
Первостепенное значение для военной службы имеет подготовка и переподготовка офицерских кадров.
Снижение уровня их материального положения, падение престижа военной службы привело к существенному увеличению масштабов увольнения офицеров с военной службы (в первую очередь с первичных должностей) и отчисления курсантов в процессе учебы. В последние годы ежегодная реальная убыль офицеров с военной службы существенно превышала расчетную норму естественной убыли, на основании которой устанавливалась численность набора в военно-учебные заведения и соответственно штатная численность обучающихся и преподавательского состава.
С целью решения этой проблемы Правительством РФ в 2002 г. принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.». Предусмотрено привести количественные и качественные параметры системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
В ходе реализации правительственной Программы решаются три основные задачи: создание условий для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах; улучшение качества подготовки офицеров, приведение уровня их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности; повышение эффективности управления военным образованием.
Сложившаяся в стране система военного образования пока не соответствует этим задачам. Комплектование офицерских должностей в 2003-2007 гг. из вузов Минобороны России составило только 59%.
В соответствии с правительственной программой к 2010 г. количество военно-учебных заведений Министерства обороны сократится до 61 и будет включать 16 военных академий, 3 военных университета и 42 военных училища и института. При этом возможности их по подготовке кадров будут значительно расширены (схема).
Решается также проблема оптимизации сети и численности военных кафедр. В настоящее время военные кафедры, на которых обучается более 170 тыс. студентов, действуют при 229 гражданских высших учебных заведениях. Такие объемы подготовки офицеров запаса существенно превышают потребности Вооруженных Сил, а уровень их военно-профессиональной готовности не отвечает требованиям войск и не соответствует затратам на содержание военных кафедр. В связи с этим подготовку офицеров запаса планируется продолжить в 68 гражданских вузах.
Схема. Динамика сокращения сети вузов Минобороны России в период 2006-2010 гг.
С целью недопущения снижения уровня укомплектованности армии и флота предполагается использовать ряд других источников их комплектования офицерами: поступление граждан, имеющих соответствующее образование, на военную службу в добровольном порядке по контракту; краткосрочные (срок обучения 10 месяцев) курсы по подготовке младших офицеров для комплектования первичных офицерских должностей; присвоение первых офицерских званий другим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, исполняющих служебные обязанности на офицерских должностях и имеющих необходимое образование. Эти и другие меры тесно связаны с перспективами перехода на систему комплектования вооруженных сил на профессиональной основе.
Для решения данной проблемы целесообразно предпринять ряд дополнительных мер: предусмотреть в действующем законодательстве увеличение минимальной и средней продолжительности военной службы офицеров; увеличение срока действия первого контракта, заключаемого с курсантами вузов; разработка механизма гражданско-правовой ответственности военнослужащих за невыполнение условий контракта; использование в качестве источника пополнения офицерского корпуса гражданской высшей школы путем государственного заказа на подготовку кадров за счет федерального бюджета.
В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а также положения, касающиеся соблюдения прав военнослужащего, прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных для военнослужащих, и порядок прохождения военной службы.
Альтернативная служба – вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемая гражданами России взамен воинской службы по призыву (Федеральный Закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в силовых структурах в 1,5 раза превышает срок службы по призыву и составляет 18 месяцев.
Таким образом, военная служба является профессиональной, осуществляемой на воинских должностях. Сложились две формы этой службы - по призыву и по контракту. Статус военнослужащих имеет особенности, связанные с правом ношения оружия, риском для жизни в процессе службы, повышенной ответственностью, обусловленную защитой государства.
7. Правоохранительная служба как вид государственной службы: особенности организации и прохождения.
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Правоохранительная служба является одной из форм осуществления функций государства посредством оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите субъективных прав участников правоотношений и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. Результатом правоохранительной деятельности является издание правоприменительных актов, служащих целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановлению нарушенных прав, привлечению к юридической ответственности лиц, совершивших противоправные деяния.
Отличительным признаком правоохранительной службы является обеспечение осуществления государственных функций особого рода, направленных на обеспечение общественного порядка, безопасности, законности, правопорядка, осуществление борьбы с преступностью.
Для правоохранительной службы характерны следующие отличительные от гражданской службы признаки: профессиональной обязанностью служащих этой категории являются защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов; охрана материальных ценностей, общественного порядка и правопорядка; наличие специальных дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, обусловленных спецификой должностных функций государственных правоохранительных служащих; эти служащие имеют особые условия поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведения аттестации и прекращения службы; наличие установленного в специальных административно-правовых нормативных актах особенного правового статуса служащих.
С принятием федерального закона о правоохранительной службе будет определен круг государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность и соответственно являющихся правоохранительными.
До принятия этого закона в федеральных законах и иных нормативных правовых актах понятие «правоохранительный орган» практически не использовалось, за исключением таможенных органов, названных правоохранительными в ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации. Наряду с ними, по нашему мнению, к правоохранительным органам следует отнести органы МВД, прокуратуры, юстиции, федеральной службы безопасности и др.
Характерным для государственных служащих, замещающих должности правоохранительной службы, является наличие специальных званий. Лица, имеющие такие звания, обязаны подчиняться особой (хотя и менее жесткой, чем у военнослужащих) служебной дисциплине, во многом определяющей специфику их правового положения. Такие звания, как и военнослужащим, присваиваются лицам, проходящим службу не только в самих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных структурах, но и в иных организациях, входящих в систему этих органов исполнительной власти.
Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» сотрудникам полиции присваиваются следующие специальные звания:
1) рядовой состав - рядовой полиции;
2) младший начальствующий состав - младший сержант полиции, сержант полиции, старший сержант полиции, старшина полиции, прапорщик полиции, старший прапорщик полиции;
3) средний начальствующий состав - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции, капитан полиции;
4) старший начальствующий состав - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции;
5) высший начальствующий состав - генерал-майор полиции, генерал-лейтенант полиции, генерал-полковник полиции, генерал полиции Российской Федерации.
Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова "в отставке". Сотрудник полиции может быть лишен специального звания в порядке, установленном федеральным законом.
Гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются следующие специальные звания (согласно Указу Президента РФ от 05.06.2003 № 613):
1) рядового состава - рядовой полиции;
2) младшего начальствующего состава: младший сержант полиции; сержант полиции; старший сержант полиции; старшина полиции; прапорщик полиции; старший прапорщик полиции;
3) среднего начальствующего состава: младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции;
4) старшего начальствующего состава: майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции;
5) высшего начальствующего состава: генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции Российской Федерации.
В системе Прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины (согласно Указу Президента РФ от 30.06.1997 № 659): младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции.
Актуальные проблемы правоохранительной службы целесообразно рассмотреть на примере МВД - одной из наиболее массовых и близких к населению служб.
К кадрам этой системы предъявляются требования: высокое правосознание; организаторские способности; работоспособность и физическая выносливость; умение действовать в нетипичных, экстремальных условиях; обладание чувством взаимовыручки и товарищества; способность к выполнению ограничений в правах; возраст при приеме на службу - от 18 до 35 лет; уровень образования - не ниже среднего.
Планом мероприятий МВД России по реализации Послания Президента РФ предусматривается внедрение в работу с кадрами современных психологических технологий, которые позволят выявлять мотивы службы в полиции с тем, чтобы исключить отбор сотрудников с корыстной мотивацией, склонных к нарушению законности и дисциплины, а также лиц с неустойчивой психикой.
В МВД регламентируются процессы присвоения, задержки, снижения, лишения специальных званий рядового и начальствующего состава, а также назначения на должности. Перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром внутренних дел РФ. Перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом РФ.
Замещение вакантных должностей рядового и начальствующего состава производится посредством назначения на должность и заключения на договорной основе индивидуальных контрактов.
Для оценки уровня профессиональной подготовки работников полиции используется аттестация, применяются основные методы изучения: анализ документов; беседы и опросы; наблюдение.
Представляет интерес решение МВД о том, что участковые уполномоченные раз в квартал должны отчитываться о своей работе перед жителями обслуживаемой территории. На обсуждение приглашаются представители органов местного самоуправления, общественных и жилищных организаций, работники суда, прокуратуры, руководители и сотрудников милицейских служб. Одобряемый населением участковый полицейский получает новые возможности служебного роста: по решению министра МВД, сотрудник, отслуживший пять лет в должности участкового, получает прибавку 50% к окладу; десять лет - 100%. Звания участковым присваиваются на ступень выше до майора, старшим участковым - на ступень выше до подполковника.
В настоящее время в органах внутренних дел наблюдается депрофессионализация работников, «вымывание» кадров среднего звена, уход многих профессионально состоятельных и перспективных работников. В течение последних 15 лет из этой системы ушло около миллиона сотрудников. В составе данного ведомства представителей оперативного состава со стажем десять и более лет осталось менее 20%, хотя нормой функционирования системы считается четыре пятых. Отсутствие достаточного количества опытных оперативников означает кризис оперативной работы.
Таким образом, наметились следующие тенденции кадрового развития: усиление стремления квалифицированных сотрудников искать другие организации; аккумуляция в правоохранительных органах наименее конкурентоспособных на рынке труда работников; расширение благоприятных условий для коррупции; снижение активности службы, что отрицательно сказывается на уровне общественной безопасности.
Представляет интерес формирование в России правовой системы подготовки и переподготовки кадров системы МВД. Она соответствует международным стандартам.
В систему образовательных учреждений МВД России входит 23 высших, 9 специальных средних учебных заведений, суворовские военные училища и колледжи, в которых обучается более 101 тыс. курсантов, слушателей и воспитанников. Научно-педагогический корпус составляет более 6,5 тыс. преподавателей, из которых более 3 тыс. имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.
Система профессиональной подготовки работников полиции включает ряд видов обучения: специальное первоначальное комплексное обучение для лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава, еще до того, как они приступят к самостоятельному выполнению служебных обязанностей; обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России в соответствии с государственными образовательными стандартами; повышение квалификации и переподготовка по конкретной специальности или должности, что осуществляется не реже одного раза в три года в институтах, на факультетах, курсах повышения квалификации; обучение в процессе оперативно-служебной деятельности.
В то же время в системе МВД России образовательные подсистемы- специальная первоначальная подготовка, среднее и высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование - еще не обеспечивают потребности правоохранительной системы в квалифицированных кадрах. Это связано, с одной стороны, с высокой текучестью профессиональных кадров, с другой - с недостаточной пропускной способностью образовательных учреждений МВД. В них еще не выстроена система непрерывной профессиональной подготовки, которая позволила бы каждому сотруднику выстроить свою карьеру.
Система профессиональной подготовки кадров МВД России не в полной мере обеспечивает потребности правоохранительной системы в квалификационных кадрах. Не удовлетворяют качество ее образовательных программ, оно не в полной мере соответствует современным требованиям подготовки работников полиции, особенно по охране правопорядка, усилению противодействия преступности и терроризму, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод граждан в условиях правового государства и гражданского общества.
Таким образом, правоохранительная служба является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях правоохранительной службы. Она направлена на обеспечение общественного порядка, безопасности, законности, правопорядка, борьбу с преступностью и отличается наличием специальных званий, более жесткой служебной дисциплиной.
8. Понятие и типология должностей государственной службы Российской Федерации.
1. Правовая характеристика должности гражданской службы
2. Категории, группы и реестры должностей гражданской службы
3. Должностной регламент и классные чины гражданской службы