Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:
1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34);
2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35).
При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:
1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;
2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 ФЗ «О государственной гражданской службе».
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
В течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
15. Система оценки и оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации
Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и правовыми гарантиями. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделана попытка сформулировать и должным образом зафиксировать данные гарантии в гл. 10 и 11.
Согласно ст. 50 оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.
К дополнительным выплатам относятся:
13)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах от 10 до 30 % за стаж от 5 до 15 лет;
14)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 % этого оклада;
15)ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
16)премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
17)ежемесячное денежное поощрение;
18)единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцировано указами Президента РФ.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной и субъектов Федерации гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным и субъектов Федерации бюджетом на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В ст. 51 дается описание фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1.) оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
10)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
11)ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
12)ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
13)премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
16. Служебное поведение государственного гражданского служащего.
Требования к служебному поведению гражданского служащего:
15)исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
16)исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
17)осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;
18)не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
19)не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
20)соблюдать ограничения, установленные настоящим федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
21)соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность [решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
22)не совершать проступки, порочащие его честь и достоинство;
23)проявлять корректность в обращении с гражданами;
24) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
25) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
26) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
27) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
28) соблюдать установленные правила публичных выступлений и представления служебной информации.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
17. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров государственной гражданской службы.
Подготовка кадров государственных служащих осуществляется в системе профессионального образования, которая состоит из ряда подсистем: учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования; государственных образовательных стандартов; учебных планов и программ; органов управления системой научного, организационного и методического обеспечения процесса обучения. Целью подготовки является приобретение специальных знаний, необходимых для осуществления профессиональной служебной деятельности в органах государственной власти и управления.
Качественные изменения в современном обществе и государстве вызывают необходимость непрерывного профессионального образования государственных служащих, последовательного освоения программ все более высоких уровней обучения. Эта задача реализуется в системе дополнительного профессионального образования государственных служащих, которая направлена на обогащение профессиональных знаний, умений и навыков, подготовку к освоению новых специализаций, видов профессиональной служебной деятельности, более сложных квалификационных требований.
Дополнительное профессиональное образование государственных служащих осуществляется в течение всего периода прохождения государственной службы. Определены три основных вида этой формы обучения: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; стажировка.
Повышение квалификации кадров государственной службы представляет собой обучение с целью обновления, углубления и пополнения знаний в сфере профессиональной служебной деятельности. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течение всего периода прохождения государственной службы.
В настоящее время применяются три вида повышения квалификации: краткосрочное (от 18 до 72 часов) тематическое обучение по месту основной работы служащего; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов); длительное (свыше 500 часов) обучение по профилю служебной деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации.
Переподготовка государственных служащих осуществляется на базе высшего и среднего профессионального образования с целью получения дополнительных знаний, умений и навыков для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, получения в связи с этим новой специальности или квалификации, второго высшего или среднего профессионального образования. По результатам переподготовки (освоения программ профессиональной переподготовки, на 500 и более часов обучения) служащие получают диплом государственного образца, предоставляющий право вести профессиональную деятельность в определенной сфере.
Стажировка государственных служащих рассматривается в двух значениях: 1)как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования; 2) как часть их профессиональной переподготовки или повышения квалификации, что отражается в соответствующем разделе учебного плана. Целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки или профессиональной деятельности, изучение передового опыта, приобретение умений и навыков, необходимых для исполнения занимаемой или более высокой должности.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего.
Сохраняет свое значение самообразование государственных служащих.
Таким образом, в России сформирована система профессионального развития государственных служащих, которая позволяет осуществлять их подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку с целью более профессионального решения задач государственного управления.
18. Понятие и виды управления государственной службой Российской Федерации.
1. Социальные законы и законы гражданской службы
2. Объективнее законы информационного управления гражданской службы
3. Объективные законы организационного управления гражданской службы
Гражданская служба как необходимый элемент государственного управления не является случайной деятельностью случайных личностей, а носит необходимый характер и потому регулируется своими специфическими объективными законами.
В литературе понятие «закон» обычно используется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективными называют законы природы, всего реального мира, действующими независимо от воли и сознания людей. А субъективными - государственные (правовые) законы, которые обычно вводятся и действуют по воле государственных органов, различных социальных общностей, государства в целом.
Социальный закон есть существенная, устойчивая, повторяющаяся и внутренне присущая взаимодействующим человеческим общностям форма управления их деятельностью.
Вне и независимо от деятельности людей существование социальных законов невозможно. Причем в состав социальной деятельности обязательно входит сознание.
В литературе объективными называют законы, которые действуют независимо от воли и сознания людей.
Объективные законы можно выделить через анализ взаимодействия социальных субъектов и социальных объектов.
Основное свойство социальных субъектов заключается в их системообразующей функции, т.е. способности создавать в процессе взаимодействия особые социальные системы (например, врачи создают систему здравоохранения, учителя - систему образования и т.д.). В качестве своеобразной основы, особого фундамента этих систем выступают социальные объекты. Законы деятельности социальных объектов независимы от воли и сознания не данных объектов - больных, учеников, подчиненных и др. Они независимы от воли и сознания противоположных им общностей - социальных субъектов, т.е. врачей, учителей, руководителей.
Объективный характер социальных законов в конечном счете связан как с тем, что они действуют независимо от воли и сознания социальных субъектов, так и с тем (и это главное), что свойственны объекту, являются законами его формирования и развития.
Например, в процессе лечения больных субъектом выступают врачи, а объектом - пациенты. Понятно, что в данном случае для врачей объективный характер имеют законы поведения больных. Если же взять сферу духовной деятельности, например систему образования, где субъектом выступают учителя, а объектом - ученики, то, естественно, для учителей объективный характер имеют духовные законы усвоения преподаваемого материала этой ученической массой.
Следовательно, свойство объективности каких-либо законов устанавливается только в отношении вполне определенных субъектов. В мире нет законов, которые бы во всех случаях имели объективный характер.
Таким образом, социальные законы, будучи законами объективными, реально, на деле выступают как законы социальной деятельности людей. Вследствие этого, проявляясь через социальную деятельность индивидов и общественных групп, эти законы всегда носят характер законов-тенденций, имеют вероятностную природу.
Объективные законы гражданской службы отличаются двумя особенностями. Во-первых, законы гражданской службы упорядочивают непосредственно нормативную деятельность людей. А во-вторых, по направленности своего воздействия на социальные процессы, на развитие социальных субъектов и социальных объектов имеют вначале положительный, а затем (впоследствии) отрицательный, негативный характер. Если социальные законы, порождаемые деятельностью какой-либо социальной подсистемы, обычно направлены на укрепление данной подсистемы, то законы гражданской службы, напротив, в конечном счете направлены на разрушение управленческой подсистемы, в рамках которой они возникли.
Данная особенность объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, управляемая подсистема, как правило, не остается в статическом состоянии. Она постоянно развивается. Вслед должна постоянно самообновляться и управляющая подсистема. Но последняя имеет склонность отставать в своем развитии от управляемой подсистемы и в результате, начинает тормозить ее самообновление. Во-вторых, управляющая подсистема, однажды возникнув под влиянием управляемой подсистемы, приобретает в дальнейшем свою внутреннюю логику развития, которая достаточно часто не отражает логику развития управляемой подсистемы. Это обстоятельство также приводит к возникновению в ней тормозящего негативного эффекта.