Организационная культура: понятие, функции, формирование, развитие

Организационная культура - это система ценностей, символов, образ­цов поведения и убеждений, возникающих внутри трудового коллектива в про­цессе совместной профессиональной деятельности.

Функции организационной культуры:

· охранная - основана на создании барьеров (запретов, ограничительных норм) от нежелательных внешних воздействий;

· интегрирующая - формирует чувство принадлежности к фирме, гор­дость за нее и объединяет людей в их повседневной деятельности;

· регулирующая - способствует поддержанию правил и норм поведения сотрудников как между собой, так и с внешним миром, что снижает возмож­ность возникновения конфликтов и является гарантией стабильной деятельно­сти;

· замещающая - способно к эффективному замещению формальных механизмов;

· адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к органи­зации в целом с помощью участия в праздниках и изучения общих норм пове­дения;

· развивающая - забота о подготовке и образовании работников;

· ориентирующая - корректирует направление деятельности предпри­ятия в соответствии с установленными;

· мотивационная - создает стимулы для работы организации;

· формирование имиджа - создает образ организации в глазах окружаю­щих за счет отдельных элементов культуры.

Типология организационной культуры (типология Харрисона):

Первый тип - ролевая культура. Ее основная особенность заключается в наличии ролевой, четко обозначенной, например, должностной инструкцией, позиции для каждого.

Второй тип - культура, ориентированная на власть и силу. Центральной фигурой является руководитель организации (подразделения), он обладает формальной властью, которую реа­лизует в полной мере, а также большим неформальным авторитетом. Организация такого типа сильно ориентирована на рост и развитие.

Третий тип — культура, ориентированная на задачу. В ней нет четко пораженной иерархии, основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой- и ибо проблемы. Ценится способность работать в команде и брать на себя ответственность за решение и результаты.

Четвертый тип - культура, ориентированная на людей. Во главу угла ставятся личные достижения человека, его личный профессионализм, компетентность и успех. Задача руководителя - повышать личную компетентность каждого члена организации.

Элементы организационной структуры:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: