Организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, возникающих внутри трудового коллектива в процессе совместной профессиональной деятельности.
Функции организационной культуры:
· охранная - основана на создании барьеров (запретов, ограничительных норм) от нежелательных внешних воздействий;
· интегрирующая - формирует чувство принадлежности к фирме, гордость за нее и объединяет людей в их повседневной деятельности;
· регулирующая - способствует поддержанию правил и норм поведения сотрудников как между собой, так и с внешним миром, что снижает возможность возникновения конфликтов и является гарантией стабильной деятельности;
· замещающая - способно к эффективному замещению формальных механизмов;
· адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации в целом с помощью участия в праздниках и изучения общих норм поведения;
· развивающая - забота о подготовке и образовании работников;
· ориентирующая - корректирует направление деятельности предприятия в соответствии с установленными;
|
|
· мотивационная - создает стимулы для работы организации;
· формирование имиджа - создает образ организации в глазах окружающих за счет отдельных элементов культуры.
Типология организационной культуры (типология Харрисона):
Первый тип - ролевая культура. Ее основная особенность заключается в наличии ролевой, четко обозначенной, например, должностной инструкцией, позиции для каждого.
Второй тип - культура, ориентированная на власть и силу. Центральной фигурой является руководитель организации (подразделения), он обладает формальной властью, которую реализует в полной мере, а также большим неформальным авторитетом. Организация такого типа сильно ориентирована на рост и развитие.
Третий тип — культура, ориентированная на задачу. В ней нет четко пораженной иерархии, основой деятельности является командный метод работы, когда группа заинтересованных людей объединяется для решения какой- и ибо проблемы. Ценится способность работать в команде и брать на себя ответственность за решение и результаты.
Четвертый тип - культура, ориентированная на людей. Во главу угла ставятся личные достижения человека, его личный профессионализм, компетентность и успех. Задача руководителя - повышать личную компетентность каждого члена организации.
Элементы организационной структуры: