Раздел vответственность органов и должностныхлиц местного самоуправления


Глава 28ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ИДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ§1. Ответственность органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления перед населением В новой редакции Федерального закона “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации”значительно усилен контроль за исполнением органами местногосамоуправления полномочий по решению вопросов этих органов за их неисполнение.Согласно ст. 70 Федерального закона “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября2003 г.) органы и должностные лица местного самоуправления всоответствии с федеральными законами несут ответственность перед:а) населением муниципального образования;б) государством;в) физическими и юридическими лицами.Такая иерархия установления ответственности органов и должностныхлиц местного самоуправления не случайна. Указание напервоочередность ответственности перед населением отражает сущностьместного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2ст. 3 Конституции РФ. Население является основным субъектом правместного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимоустановление эффективных видов ответственности органов идолжностных лиц местного самоуправления перед населением.Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов,членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления,основания наступления этой ответственности вопросов, в том числе основания и порядок отзыванаселением выборных должностных лиц местного самоуправления,досрочного прекращения полномочий выборных органов местногосамоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправленияопределяются уставами муниципальных образований в соответствии сФедеральным законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”.Население муниципального образования также вправе отозватьдепутатов, членов выборных органов и выборных должностных лицместного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации”. Отзыв выборных должностных лиц местного самоуправления,являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основываетсяна Конституции РФ (ч. 2 ст. 130). Общие положения, регламентирующиепроцедуру голосования об отзыве выборного лица местногосамоуправления, закреплены в ст. 24 §2. Ответственность органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления перед государством наступает в случаях:1) нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта


2) ненадлежащего осуществления органами местного самоуправления идолжностными лицами местного самоуправления переданных имотдельных государственных полномочий. При этом в Федеральном законе“Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации” (в ред. от 6 октября 2003 г.) сделана важная оговорка о том,что органы местного самоуправления несут ответственность заосуществление отдельных государственных полномочий только впределах муниципальным образованиям на эти цели материальныхресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20).Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 октября 1997 г.указал, что предусмотренная Федеральным законом “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации”возможность прекращения полномочий органа местного самоуправления ивыборного должностного лица местного самоуправления не противоречитКонституции РФ. Российская Федерация вправе предусмотретьадекватные меры ответственности органов местного самоуправления ивыборных должностных лиц местного самоуправления, в том числедосрочное прекращение полномочий данных органов и выборных лиц.Само по себе досрочное прекращение полномочий не можетрассматриваться как неправомерное власти в деятельность органов местного самоуправленияпри условии, что оно сопровождается назначением новых выборов и какразновидность ответственности соразмерно и значимости защищаемых интересов.По мнению Конституционного Суда РФ, положение о досрочномпрекращении полномочий — один из основных принципов, определяющихстатус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.Поэтому федеральный законодатель был вправе предусмотретьвозможность досрочного прекращения их полномочий в Федеральномзаконе “Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации”. Одновременно с этим Конституционный Суд РФотметил, что ряд общественных отношений, меры ответственности, остается неурегулированным. Поэтомузаконодатель субъекта Российской Федерации в этой части вправеосуществить собственное правовое регулирование в соответствии сКонституцией РФ и федеральным законом. В значительном числесубъектов Российской Федерации были приняты законы, с различнойстепенью детализации осуществляющие такое правовое регулирование.Федеральный закон “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” в ст. 73 и 74 предусматриваетособенности ответственности перед государством представительногооргана муниципального образования, а также главы муниципальногообразования и главы местной администрации.Полномочия представительного органа местного самоуправления могутбыть прекращены законом субъекта Российской Федерации. При этомдолжна быть соблюдена последовательность действий, установленнаяФедеральным законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”. Во-первых, соответствующийсуд должен установить, что представительным органом муниципальногообразования принят нормативный правовой акт, противоречащийКонституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральнымзаконам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации,уставу муниципального образования. Представительный органмуниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в[113]

Российской Федерации, устава муниципального образования.


Порядок принятия и вступления в силу законов субъектов РоссийскойФедерации установлен в Федеральном законе “Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации”. ВФедеральном законе “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” особо оговорено, чтополномочия представительного органа муниципального образованияпрекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РоссийскойФедерации о его роспуске.Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительногооргана муниципального образования может быть обжалован в судебномпорядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд долженрассмотреть жалобу и принять решение не позднее ее подачи.Ответственность главы муниципального образования или главы местнойадминистрации перед государством наступает в случаях:1) издания данным должностным лицом местного самоуправлениянормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ,федеральным конституционным законам, федеральным законам,конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, уставумуниципального образования, если такие противоречия установленысоответствующим судом. При этом ответственность перед государствомнаступает только в случае, если это должностное лицо в течение двухмесяцев со дня вступления в силу решения решением суда срока) не мер по исполнению решения суда;2) совершения данным должностным им правового акта, не носящего нормативного характера),влекущих нарушение прав и свобод и территориальной целостности, национальной безопасности,обороноспособности, единству правового и экономического пространстваРоссийской Федерации, нецелевое расходование субвенций изфедерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом.При этом ответственность перед государством наступает только в случае,если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мерпо исполнению решения суда.В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации издает правовой акт об муниципального образования или главы местной администрации.При этом Федеральным законом установлены пределы срока изданиятакого правового акта. Этот срок не может быть менее одного месяца содня принятия последнего решения суда, акта, а также не может превышать

силу решения суда либо в течение иного предусмотренного срока должен в пределах своих полномочий принять меры поисполнению решения суда, в том правовой акт. Если же представительный органмуниципального образования не принял таких мер по исполнениюрешения суда, то факт неисполнения решения суда также судом. Затем глава исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации в течение месяца после вступления в силу такогосудебного решения вносит в законодательный субъекта Российской Федерации проект закона о роспускепредставительного органа муниципального образования.


Федеральным законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” установлены судебныегарантии для главы муниципального образования или главы местнойадминистрации, в отношении которых высшим должностным руководителем высшего исполнительного органа государственной субъекта Российской Федерации был Глава муниципального образования или глава местнойадминистрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке втечение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральнымзаконом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия поней решения. Этот срок не такой жалобы.Важно отметить, что в соответствии с Федеральным законом “Об основныхгарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации” (п. 6 ст. 32) гражданин РоссийскойФедерации, замещавший должность главы муниципального от этой должности высшим должностным Федерации (руководителем высшего исполнительного власти субъекта Российской Федерации), не может бытьвыдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с даннымобстоятельством.В Федеральном законе “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” также предусматривается ивозможность временного исполнения полномочий органов местногосамоуправления органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации.Отдельные полномочия органов местного самоуправления могут бытьвременно возложены на органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации в случаях:а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайнойситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могутбыть сформированы;б) если вследствие решений, действий (бездействия) возникает просроченная задолженность муниципальныхобразований по исполнению своих долговых и (или) бюджетныхобязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетнымкодексом РФ, превышающая 30% образования в отчетном году, и (или) просроченнаязадолженность муниципальных образований по исполнению своихбюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных финансовом году, при условии выполнения бюджетныхобязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РоссийскойФедерации в отношении бюджетов в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенцийместным бюджетам органами местного самоуправления допускаетсяустановленное соответствующим судом нецелевое расходованиебюджетных средств либо нарушение Конституции иных нормативных правовых актов.Федеральным законом установлены ограничения на исполнениеотдельных полномочий органов местного самоуправления органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Так, не могутбыть временно возложены на органы государственной власти субъектов

вступления в силу этого решения суда.


принятие устава муниципального образования, внесение в него измененийи дополнений;установление структуры органов местного самоуправления;изменение границ территории муниципального образования.Решение о временном возложении на Российской Федерации соответствующих полномочийпринимается главой исполнительной власти соответствующего субъектаРоссийской Федерации. Основанием для обращение представительного органа местного самоуправленияили решение законодательного органа государственной Федерации, принимаемое квалифицированным большинством— не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.При этом Федеральный закон “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” устанавливает ряд требований,предъявляемых к постановлению главы исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации о временном возложении на органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации отдельныхполномочий органов местного самоуправления. Данное постановлениедолжно содержать:а) перечень возлагаемых на органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации отдельных полномочий органов местногосамоуправления, установленных федеральными законами;б) перечень органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и (или) должностных лиц, назначаемых органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, на которые(которых) возлагаются соответствующие полномочия органов местногосамоуправления, с распределением этих полномочий между ними;в) срок, на который на органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации возлагаются полномочия органов местногосамоуправления;г) источники и порядок финансирования деятельности соответствующихорганов государственной власти субъектов Российской Федерации повременному исполнению полномочий органов местного самоуправления.В случае, предусмотренном в ст. 75 Федерального закона “Об общихпринципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации” в муниципальном образовании вводится временнаяфинансовая администрация. Временная финансовая администрациявводится по ходатайству главы исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации и (или) представительного органа муниципальногообразования, главы муниципального образования решением арбитражногосуда соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральнымзаконом определен срок, на который может быть введена временнаяфинансовая администрация — до одного года.В Федеральном законе “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” сделана важная оговорка, всоответствии с которой временная финансовая администрация не можетвводиться по ходатайству главы исполнительной власти субъектаРоссийской Федерации в течение одного года со дня вступления вполномочия представительного органа муниципального образования.В целях восстановления платежеспособности муниципального

Российской Федерации следующие полномочия органов местногосамоуправления:


принимает меры по реструктуризации просроченной задолженностимуниципального образования;подготавливает изменения и дополнения в бюджет муниципальногообразования на текущий финансовый год, проект бюджетамуниципального образования на очередной финансовый год,представляет их в представительный орган муниципального образованияна рассмотрение и утверждение, а в случаях, предусмотренныхфедеральным законом, — власти субъекта Российской Федерации дляутверждения законом субъекта Российской Федерации;обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципальногообразования;осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом“Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации”.Если при реализации полномочий за счет предоставления субвенцийместным бюджетам органами местного самоуправления допускаетсяустановленное соответствующим судом нецелевое расходованиебюджетных средств либо нарушение Конституции иных нормативных правовых органами исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации отдельных полномочий органов местного самоуправленияпринимается высшим исполнительным органом государственной РФ с одновременным изъятием соответствующих субвенций.Федеральным законом “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” установлены судебныегарантии местного самоуправления в исполнении полномочий органов местного самоуправленияорганами государственной власти субъектов Российской Федерации.Решения органов государственной власти в судебном порядке. Федеральным законом определен такжесрок рассмотрения судом жалобы и принятия по дней со дня подачи такой жалобы. §3. Ответственность органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления перед физическимии юридическими лицами Согласно ст. 76 Федерального закона “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает впорядке, установленном федеральными законами. Основанием данноговида ответственности являются незаконные действия (бездействие)органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числеиздание незаконных правовых актов), в результате которых былпричинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам.Федеральное законодательство предусматривает возможностьпривлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовойответственности. Ответственность органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления перед физическими июридическими лицами наступает, прежде всего, в судебном порядке.Следует учитывать, что физические лица могут требовать за причинениевреда органами местного самоуправления также и компенсацию

образования временная финансовая администрация в соответствии сфедеральным законом:


Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность передфизическими и юридическими лицами несут органы местногосамоуправления. В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результатенезаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местногосамоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.Должностное лицо местного самоуправления несет ответственность передорганами местного самоуправления.Гражданским кодексом РФ (ст. 1069) установлено, что вред, причиненныйгражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействия) органов местного самоуправления либо их должностныхлиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону илииному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежитвозмещению. Вред возмещается за счет казны муниципальногообразования. В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексомили другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счетказны муниципального образования, от имени казны выступают, преждевсего, соответствующие финансовые органы.Следует также учитывать, что Федеральный закон “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации”предусматривает возможность судебного обжалования решений, прямого волеизъявления граждан, а бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления.Данные решения и действия суд в установленном законом порядке. Порядок такогообжалования урегулирован федеральным законодательством, посколькув соответствии с п. “о” ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так игражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство находятся в ведении Российской Федерации. Болеедетально порядок обжалования устанавливается соответственноГражданским процессуальным кодексом РФ либо Арбитражнымпроцессуальным кодексом РФ. §4. Контроль деятельности органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления В статье 77 Федерального закона “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” установлены общиеположения в сфере контроля деятельности органов и должностных лицместного самоуправления.1. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченныефедеральным законом органы осуществляют надзор за исполнениеморганами местного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления федеральных законов, законов субъектов РоссийскойФедерации, уставов муниципальных образований, муниципальныхправовых актов.Полномочия прокуратуры в сфере контроля за деятельностью органов идолжностных лиц местного самоуправления достаточно полно закрепленыв Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации”. В целяхобеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности,защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемыхзаконом интересов общества и государства прокуратура РоссийскойФедерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человекаи гражданина органами местного самоуправления, за исполнением законоворганами местного самоуправления, а также за соответствием законам

морального вреда в соответствии со ст. 151, 1099—1101 Гражданскогокодекса РФ.


Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местногосамоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенныхими представлений и протестов органами местного самоуправления.Прокурор при осуществлении возложенных на него функций обладаетшироким набором прав, к числу которых относятся:по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входитьна территории и в помещения органов местного самоуправления, иметьдоступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов всвязи с поступившей в органы закона;требовать от руководителей и других должностных лиц органов местногосамоуправления представления необходимых документов, материалов,статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснениявозникших вопросов; проведения проверок по поступившим материалам и обращениям, ревизий деятельностиподконтрольных или подведомственных им организаций;вызывать должностных лиц органов местного самоуправления дляобъяснений по поводу нарушений законов.Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащийзакону правовой акт в орган или должностному лицу местногосамоуправления, которые издали этот акт, либо в должностному лицу, либо обращается предусмотренном процессуальным законодательством РоссийскойФедерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднеечем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесенияпротеста на решение органа местного самоуправления — на При исключительных обстоятельствах, требующихнемедленного устранения нарушения закона, сокращенный срок рассмотрения данного протеста. Орезультатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительносообщено прокурору в письменной форме.Представление об устранении нарушений закона вносится заместителем в орган или должностному лицу местногосамоуправления, которые полномочны устранить допущенные и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со днявнесения представления должны быть приняты конкретные меры поустранению допущенных нарушений закона, их о результатах принятых мер должно быть сообщенопрокурору в письменной форме.Кроме того, в целях предупреждения о готовящихся противоправных деяниях прокурор или егозаместитель направляет в письменной форме должностным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона.В настоящее время в сфере контроля за деятельностью органов идолжностных лиц местного самоуправления роль органов прокуратурыявляется все более возрастающей. Более активное участие органовпрокуратуры субъектов Российской Федерации в этой сфере будетспособствовать устранению противоречий и конфликтов вовзаимоотношениях органов государственной власти и 2. Уполномоченные органы государственной власти ведут контроль заосуществлением органами местного самоуправления и должностными

издаваемых ими правовых актов.


В случае выявления нарушений органами местного самоуправления или должностнымилицами местного самоуправления отдельных государственных полномочийуполномоченные государственные органы вправе давать письменныепредписания по их устранению, обязательные для исполнения органамиместного самоуправления и должностными лицами местногосамоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы всудебном порядке.3. Органы местного самоуправления и их должностные лица, наделенныев соответствии с уставом муниципального образования контрольнымифункциями, осуществляют контроль за соответствием деятельностиорганов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления уставу муниципального образования и принятым всоответствии с ним нормативным правовым актам представительногооргана муниципального образования.В Федеральном законе “Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации” установлено, что висключительном ведении представительного органа муниципальногообразования находится контроль за исполнением органами идолжностными лицами местного самоуправления полномочий вопросов.Необходимо отметить, что усиление контрольных полномочий являетсяодним из важнейших приоритетов в муниципального образования. Конечно, при этом следуетучитывать, что формальное наличие у представительного органамуниципального образования контрольных полномочий далеко не всегдаозначает реальное их использование. Для того, чтобы контрольныймеханизм действовал четко и отлаженно, необходимо не тольконормативно закрепить процедуры осуществления контроля, хотя и этонаправление деятельности является чрезвычайно важным. Нужен такжекомплексный подход к этой проблеме, в том числе особое вниманиенеобходимо уделять обучению и подготовке кадров, финансовомуобеспечению. Требуется здесь также и консультационная помощьмуниципальным образованиям со стороны федеральных и региональныхорганов государственной власти и научных центров.Однако более детальная регламентация контрольных полномочийпредставительных органов в уставах муниципальных образований будетспособствовать повышению эффективности деятельности всего власти.Помимо представительного органа муниципального образованияконтрольные полномочия осуществляются и специализированнымконтрольным органом муниципального образования (контрольно-счетнойпалатой, ревизионной комиссией и др.). В статье 38 Федерального закона

лицами местного самоуправления переданных им отдельныхгосударственных полномочий, а также за использованиемпредоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовыхсредств. Общие положения об осуществлении такого контроляопределены в ст. 21 Федерального закона “Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации”.Детально же порядок осуществления органами государственной властиконтроля за осуществлением переданных полномочий и наименованиеконтрольных органов устанавливается федеральным законом либозаконом субъекта Российской Федерации, предусматривающим наделениеорганов местного самоуправления отдельными государственнымиполномочиями (о чем уже говорилось в гл. 26).


Акмалова А.А. Муниципальное право России. — М., 2002. — С. 14.См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950.См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. — С. 93.См.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. — М.: Юристъ,2001. — С. 51.См.: Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российскогоправа // Закон и право. — 2003. — С. 196.См.: Велихов Л. Основы городского хозяйства. В 2-х ч. Ч. II. — М. —Л., 1928. — С. 236.Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 2. — СПб., 1909. —С. 489.См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России.Учебник. Том 3. — М., 2003. — С. 514.См.: Лазаревский Н.И. Самоуправление. В кн.: Мелкая земскаяединица. — СПб., 1903. — С. 51.См.: Михайловский А.Г. Реформа городского самоуправления вРоссии. — СПб., 1908. — С. 40.См.: Безобразов В.П. Государство и общество: Управление исамоуправление и судебная власть. — СПб., 1882. — С. 1.См.: Безуглов А.А., Солдатов С.А. Указ. соч. — С. 515.См.: Акмалова А.А. Муниципальное право России: Учебник. — М.:ИКФ “Экмос”, 2002. — С. 36.[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] См.: Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы властизарубежных стран: правовые аспекты. — М.: Спарк, 2001. — С. 167.[15] См.: Постовой Н.В. Местное самоуправление. История, теория,практика. — М., 1995. — С. 8, 9.[16] См.: Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного — М., 2000. — С. 25, 26.[17] См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. — М.,2000. — С. 71, 72.[18] См.: Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. — М.,1999. — С. 102.

“Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации” установлено, что контрольный орган муниципальногообразования создается в целях контроля за исполнением местногобюджета, соблюдением установленного порядка подготовки ирассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, атакже в целях соблюдения установленного порядка управления ираспоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.Предусматриваются два варианта формирования контрольного органамуниципального образования: на муниципальных выборах либопредставительным органом муниципального образования в соответствии сего уставом. Органы местного самоуправления и должностные лицаместного самоуправления обязаны представлять в контрольный органмуниципального образования по его требованию необходимуюинформацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.Все результаты проверок, осуществляемых контрольным органоммуниципального образования, должны быть обязательно опубликованылибо обнародованы иным способом.


Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1993. — № 44. — Ст. 4188.Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.— 1993. — № 52. — Ст. 5071.См.: Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. — М., 1999. — С. 101, 111.В первоисточниках — “local authorities” (англ.) и “collectivites locales”(фр.).В первоисточниках — “decision-making bodies” (англ.) и “organes dedecision” (фр.)Представляется необходимым подчеркнуть: в Конституции РФустановлено, что местное самоуправление “осуществляется”, а не “можетосуществляться”, не “допустимо к осуществлению” и т.п.В результате такой практики по состоянию на 2003 г. совокупныеобязательства государства составили в Российской Федерации около 6,5трлн руб. при консолидированном бюджете Российской Федерации около3,7 трлн руб.В данном контексте представляется целесообразным упомянуть ответПрезидента РФ В.В.Путина при переписи 2002 г. на стандартный вопроспереписчика: “Чем занимается учреждение, где Вы работаете?” Президентответил: “Предоставлением услуг населению”.См. например, постановление Конституционного Суда РФ от 30апреля 1997 г. № 7-П по делу о проверке конституционности УказаПрезидента Российской Федерации от 2 марта 1996 г. № 315 “О порядкепереноса срока выборов в законодательные (представительные) органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации”, ЗаконаПермской области от 21 февраля 1996 г. “О проведении выборовЗаконодательного Собрания Пермской области” и ч. 2 ст. 5 ЗаконаВологодской области от 17 октября 1995 г. “О порядке ротации составадепутатов Законодательного Собрания Вологодской области”.См.: определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1997 г. №103-О (п. 2 мотивировочной части).Не понятно, почему изложенные ограничения избирательных праввоенно-служащих срочной службы не применены к выборам взаконодательные (представительные) органы государственной властисубъектов Российской Федерации. В местах дислокации крупныхвоинских частей реальна ситуация формирования избирательного округапо выборам депутата законодательного органа субъекта Федерации,значительная, а подчас и бoльшая часть избирателей срочной службы.Следует отметить, что нередка ситуация, когда адресант, получив неустраивающий его ответ, требует повторного рассмотрения обращения, несообщая какой-либо новой информации по существу вопроса, не приводяновых аргументов в пользу своих утверждений либо контраргументов вотношении оценок ситуации, изложенных в данном собственного мнения каждого из граждан, естественно, никем неоспаривается, однако в этом случае целесообразно обратить вниманиеадресанта, что из нормы Конституции России (ст. 33), гарантирующейправо обращения в органы государственной власти и местногосамоуправления, следует обязанность соответствующих органов властирассмотреть обращение и дать ответ по существу проблемы, но не следуетобязанность органов власти согласиться с изложенными в обращении[19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30]


Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. оботказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной ДумыЯрославской области.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1915.САПП РФ. —, 1993. — № 39. — Ст. 3614.СЗ РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 224.Местное самоуправление и органы местного самоуправления, как идолжностные лица муниципальных образований, не вправе устанавливатьсамостоятельно нормы, не установленные Конституцией РФ,законодательством Российской Федерации, законодательством субъектовРоссийской Федерации.“Местное самоуправление в Российской Федерации — формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях,установленных федеральными законами, — законами субъектовРоссийской Федерации, самостоятельное и под свою ответственностьрешение населением непосредственно и (или) вопросов местного значения, исходя из интересовнаселения с учетом исторических и иных местных традиций”.Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. — М., 1972. — С. 11.Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособностьгосударственного органа // Правоведение. — 1985. — № 4. — С. 45.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. —М., 1999. — С. 873.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. —М., 1999. — С. 858.Каск Л.И. Функция и структура государства. — Л., 1969. — С. 3.См.: Лазарев Б.М. Указ. раб. — С. 30—40.См.: Тихомиров Ю.А. Полномочия органов исполнительной власти //Исполнительная власть в Российской Федерации. — М., 1996. — С. 26—28.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 11. — Ст. 561.СЗ РФ. — 1997. — № 6. — Ст. 592; 2000. — № 35. — Ст. 3584.СЗ РФ. — 1996. — № 11. — Ст. 1026; 1999. — № 5. — Ст. 651.СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 3023.СЗ РФ. — 1997. — № 13. — Ст. 1539.[31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41][42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] СЗ РФ. — 1997. — № 40. — Ст. 4592; 1998 № 14. — Ст. 1597; 2000. —№ 35. — Ст. 3584.[50] СЗ РФ. — 1998. — № 29. — Ст. 3399.[51] СЗ РФ. — 1998. — № 29. — Ст. 3400; 2001. — № 46. — Ст. 4308; 2002.— № 7. — Ст. 629.[52] СЗ РФ. — 2000. — № 2. — Ст. 149.[53] СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.[54] СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4148.[55] СЗ РФ. — 2002. — № 10. — Ст. 1001; № 41. — Ст. 3983.[56]

оценками ситуации и (или) реализовать соответствующие предложения.СЗ РФ. — 2002. — № 32. — Ст. 3189.


СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 16. — Ст. 834.СЗ РФ. — 1995. — № 47. — Ст. 4473; 2002. — № 1. — Ст. 2.СЗ РФ. — 1998. — № 9. — Ст. 2069; 2002. — № 1. — Ст. 2.СЗ РФ. — 1996. — № 2. — Ст. 218.СЗ РФ. — 1995. — № 35. — Ст. 3505.СЗ РФ. — 2001. — № 11. — Ст. 1001.СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3697.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 6. — Ст. 290.СЗ РФ. — 1997. — № 18. — Ст. 2131; № 22. — Ст. 2568.СЗ РФ. — 2001. — № 48. — Ст. 4519.СЗ РФ. — 2002. — № 27. — Ст. 2701.СЗ РФ. — 1997. — № 22. — Ст. 2597.СЗ РФ. — 1999. — № 8. — Ст. 1028.СЗ РФ. — 1999. — № 33. — Ст. 4116.СЗ РФ. — 2001. — № 36. — Ст. 3568.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 30. — Ст. 1797.СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 46. — Ст. 2615.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 7. — С. 420—426.СЗ РФ. — 1995. — № 11. — Ст. 943.СЗ РФ. — 1995. — № 21. — Ст. 1928.СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2206; 2003. — № 2. — Ст. 167.Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1991. — № 27. — Ст. 920.[57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 28. — Ст. 1064.[83] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 33. — Ст. 1318.[84] СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.[85] СЗ РФ. — 1998. — № 26. — Ст. 3006.[86] СЗ РФ. — 1998. — № 2. — Ст. 219.[87] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 33. — Ст. 1913.[88] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 24. — 857.[89] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1990. — № 27.— Ст. 351.[90] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. — 1991.— № 21. — Ст. 699.[91] САПП РФ. — 1992. — № 25. — Ст. 2223.[92] СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 168.[93] СЗ РФ. — 1995. — № 32. — Ст. 3198.[94]

СЗ РФ. — 1995. — № 48. — Ст. 4563.


СЗ РФ. — 1995. — № 50. — Ст. 4872.СЗ РФ. — 1996. — № 26. — Ст. 3033; 2000. — № 33. — Ст. 3348.СЗ РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.СЗ РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4920; 2002. — № 30. — Ст. 3033; 2003.— № 1. — Ст. 13.САПП РФ. — 1993. — № 37. — Ст. 3449; 2000. — № 3. — Ст. 255.САПП РФ. — 1993. — № 45. — Ст. 4327.СЗ РФ. — 1995. — № 33. — Ст. 3349.СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2755.СЗ РФ. — 1997. — № 6. — Ст. 711.СЗ РФ. — 1999. — № 26. — Ст. 3177; 2001. — № 3. — Ст. 216.СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3649.СЗ РФ. — 2001. — № 23. — Ст. 2277.СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.Частью 2 ст. 132 Конституции РФ установлено, что органы местногосамоуправления могут наделяться законом отдельными государственнымиполномочиями с передачей необходимых для их осуществленияматериальных и финансовых средств. Реализация переданныхполномочий подконтрольна государству.СЗ РФ. — 1997 № 39. — Ст. 4464.Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправленияв ФРГ // Государство и право. — 1992. — № 10. — С. 97.Пункт 4 постановления Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002г. № 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положенийЗакона Красноярского края “О порядке отзыва депутатапредставительного органа местного самоуправления” и Закона Корякскогоавтономного округа “О порядке отзыва депутата представительногооргана местного самоуправления, выборного должностного лица местногосамоуправления в Корякском автономном округе” в связи с жалобамизаявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева” // СЗ РФ. — № 14. — Ст. 1374.СЗ РФ. — 1997. — № 42. — Ст. 4902.[95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: