Глубинные ощущения

§ Чувствительность от внутренних органов

§ Мышечная чувствительность

§ Вестибулярная чувствительность

§ Головокружение (симптом)

Законы ощущений.

1. Все ощущения обладают порогом ощущения. Выделяют три порога ощущения:

- нижний абсолютный нижний порог ощущения, минимальная величина раздражителя, вызывает едва заметное ощущение; у человека очень низкие пороги ощущений; например адаптированный к темноте глаз воспринимает семь квантов света, если бы глаз был более чувствителен, мы могли бы видеть химические процессы, происходящие в наших глазах;

- верхний абсолютный порог – максимальная величина раздражителя, ещё вызывающего ощущения данной модальности (далее человек чувствует боль и происходит повреждение органов чувств); необходимо воздерживаться от сильных раздражителей;

- дифференциальный порог – минимальные различия между двумя раздражителями, вызывает едва заметное различие ощущений; ощущение меняется не пропорционально силе раздражителя; сила ощущения растёт гораздо медленнее, чем величина физического раздражителя (например, одновременный укол двумя иголками на определённом расстоянии, воспринимается, как один).

2. Адаптация – это приспособленность органов чувств к внешним условиям; в зависимости от жизненной важности ощущений, адаптация разных видов ощущений будет протекать по-разному; наиболее сильная адаптация наблюдается обонятельных и тактильных ощущений (палочки отвечают за ночное зрение, колбочки за дневное), значительно меньшая – слуховых и кодовых, минимальная – к органическим ощущениям.

Восприятие.

Это отражение в целом предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие не является суммой ощущений. В каждом акте восприятия присутствует несколько видов ощущений, среди которых основным является ощущение движения (также зрительные, кожные). Помимо этих ощущений в актах восприятия присутствует память, мышление и воображение.

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного дей-ствия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным действиям, последние – к опознавательным. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос: есть листимул. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

В основу классификации восприятия положены следующие критерии:

− ведущий анализатор в восприятии;

− цель восприятия;

− степень организации;

− направленность восприятия;

− форма отражения.

В соответствии с тем, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия.

В зависимости от цели бывает преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет слушание лекции, просмотр футбольного матча и т.д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (трудовую операцию, выполнение учебного задания и т.п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

По степени организации восприятие может быть организованным и неорганизованным.

Организованное восприятие – это преднамеренное восприятие предметов или явлений окружающего мира, особенно этот вид восприятия проявляется при наблюдении.

Неорганизованное восприятие – это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

По направленности восприятие бывает внешне направленным и внутренне направленным.

Внешне направленное восприятие – это восприятие предметов и явлений внешнего мира, а внутренне направленное – восприятие собственных мыслей и чувств.

По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

− восприятие предметов, пространства;

− восприятие времени;

− восприятие движений;

− восприятие человека человеком.

Выделяют следующие свойства восприятия:

Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета .(Не является врожденным)

Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).

Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, либо человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, пониманием сущности предметов.

Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Кроме того, некоторыми авторами выделяются следующие свойства восприятия:

− быстрота восприятия характеризуется временем, необходимым для выполнения той или иной операции восприятия;

− точность определяется правильностью возникающего образа;

ясность восприятия характеризуется тем, насколько различимы отдельные мелкие детали объекта;

объем восприятия определяется количеством объектов, которые может охватить человек в течение одной фиксации взора или короткого предъявления объекта.

Явления ошибочного восприятия называют иллюзией восприятия.

− иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;

− соотношение «части» и «целого»;

− иллюзии, обусловленные контрастом;

− переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными;

− кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечения с другими линиями;

− переоценка величин острых углов.

Причины, вызывающие иллюзии, недостаточно ясны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: