Правовые режимы использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, продиктованы гражданско-правовой установкой, согласно которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Уточняя данное положение, законодатель указывает на право собственника отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Разрешено отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник может передавать имущество в доверительное управление. Таким образом, правовые режимы использования объектов муниципальной собственности могут быть самыми различными. Это зависит от целевого назначения имущества, иных факторов, способных повлиять на выбор способа применения муниципальной собственности. Понятно, что само муниципальное образование в лице органов местного самоуправления использует незначительную часть муниципальной собственности (здание местной администрации, транспортные средства, коммуникационные сети, находящиеся на балансе органа местного самоуправления). Иногда данную группу объектов ошибочно именуют муниципальной казной". Это зауженное представление, так как муниципальная казна включает в себя средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
|
|
Большая часть муниципальной собственности передается другим пользователям на следующих условиях: аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, передачи в залог.
Аренда — наиболее распространенный способ эксплуатации муниципальной собственности и одновременно наиболее эффективный. Предметом арендных отношений выступают объекты муниципального нежилого фонда (отдельно стоящие здания, сооружения, строения, части зданий и т. д.). Сторонами договора аренды являются арендодатели (местные администрации или комитеты по управлению имуществом) и арендаторы (юридические лица, индивидуальные предприниматели). Основаниями для передачи объекта в аренду являются: заключение городской (районной) комиссии по аренде; решение главы муниципального образования; результаты коммерческого конкурса на право аренды (коммерческого инвестиционного конкурса, аукциона на право аренды)2.
Договор аренды заключается, как правило, на срок от одного года до пяти лет. Существует несколько способов определения арендаторов: посредством коммерческого конкурса, коммерческого инвестиционного конкурса и аукциона.
|
|
Коммерческий конкурс дает возможность приобретателю права аренды участвовать в публичных торгах или закрытом тендере. Победителем становится соискатель, предложивший наивысшую цену приобретения права аренды сверх стартовой цены. Коммерческий конкурс предполагает возложение на претендента права аренды дополнительных, заранее определенных конкурсных условий (проведение капитального ремонта помещения, благоустройство прилегающей территории за счет средств арендатора и т. д.).
На коммерческий инвестиционный конкурс выставляются нежилые здания и сооружения с большой степенью износа, а основным конкурсным условием является капитальный ремонт и реконструкция здания.
Аукционы проводятся только на публичных торгах, победителем которых становится участник, предложивший наивысшую сверх определенной для аукциона стартовой ставки арендной платы.
Арендная плата зачисляется в доход местного бюджета, что обеспечивает во многих крупных муниципальных образованиях значительный рост поступлений (свыше 90%)'. Арендные отношения весьма выгодны муниципальному образованию, поскольку они позволяют сохранить муниципальную собственность и обеспечивают приток в бюджет «живых денег».
Органы местного самоуправления вправе предусмотреть льготы для арендаторов, которые предоставляются индивидуально, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности арендатора2.
Доверительное управление — относительно новый институт российского гражданского законодательства, согласно которому собственник вправе по своему усмотрению передать свое имущество юридическим лицам (за исключением унитарных' предприятий) и физическим лицам в целях более эффективного его использования'.
Доверительное управление имуществом как гражданско-правовой институт характеризуется рядом признаков: 1) при доверительном управлении не происходит перехода прав собственности от собственника к управляющему; 2) доверительное управление муниципального имущества основано на договоре между учредителем доверительного управления (муниципальное образование в лице администрации или комитета по управлению имуществом) и доверительным управляющим (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели);
3) при доверительном управлении управляющий действует исключительно в интересах собственника (муниципального образования). При этом указания собственника-учредителя относительно совершения тех или иных юридических и фактических действий обязательны для управляющего, хотя в целом управляющий самостоятельно формирует политику осуществления доверительного управления; 4) отчуждение имущества во время доверительного управления не допускается; 5) управляющий ежегодно отчитывается о своей деятельности по управлению переданным имуществом с указанием доходов от доверительного управления.
Имущество, передаваемое в доверительное управление, входит в состав муниципальной казны. Оно не должно быть закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями. Доверительное управление муниципальным имуществом согласно договору осуществляется в интересах учредителя (муниципального образования). Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации. Решение о передаче имущества в доверительное управление принимается местной администрацией или комитетом по управлению имуществом. Передача объектов муниципального имущества возможна также в результате продажи права заключения договора по коммерческому конкурсу.
Все денежные средства, полученные от использования имущества, переданного в доверительное управление (за вычетом обоснованных расходов), перечисляются в бюджет муниципального образования.
|
|
Залог является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329 Гражданского кодекса РФ). Залог возникает в силу договора. Его сторонами являются залогодатель (местная администрация, комитет по управлению имуществом — при залоге муниципального имущества, составляющего местную казну; муниципальные унитарные предприятия, которым муниципальное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения) и залогодержатель (юридические и физические лица).
Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество, а также имущественные права (ст. 336 Гражданского кодекса РФ). Предметом залога не могут быть объекты муниципальной собственности, которые изъяты из оборота; принадлежат муниципальным учреждениям на праве оперативного управления; подлежат обязательной приватизации либо приватизация которых запрещена'.
Залог, как правило, осуществляет комитет по управлению имуществом на основании акта главы муниципального образования (главы местной администрации) о заключении договора, обязательства которого обеспечиваются залогом. Правовой акт главы должен содержать сведения о существе, цене, сроках и сторонах заключаемого договора, а также об индивидуальных признаках закладываемого имущества. Если залог осуществляет муниципальное предприятие, необходимо согласие комитета по управлению имуществом. Такое согласие оформляется решением комитета, принимаемым с участием финансово-бюджетного управления и отраслевого подразделения местной администрации, которому подведомственно муниципальное предприятие — залогодатель.
Комитет по управлению имуществом ведет реестр залоговых сделок с муниципальным имуществом. Залогодатель обязан вести книгу записи залогов, в которую должен внести запись о виде, предмете залога, объеме обеспеченного залогом имущества.
|
|
Средства, полученные от договора залога, поступают в бюджет муниципального образования.
Право хозяйственного ведения представляет собой еще один режим использования муниципального имущества. Он распространяется на имущество, закрепляемое за муниципальными унитарными предприятиями. Унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом (ст. 294 Гражданского кодекса РФ). Органы местного самоуправления собственными нормативными актами регламентируют порядок предоставления муниципального имущества в хозяйственное ведение, порядок владения, пользования и распоряжения таким имуществом'.
Имущество, закрепляемое на праве хозяйственного ведения, может представлять собой оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также здания, сооружения и нежилые помещения. Муниципальное унитарное предприятие не вправе продавать и передавать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование или взаймы, отдавать в залог и вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, распоряжаться иным способом переданным ему недвижимым имуществом.
Муниципальное предприятие несет ответственность за сохранность и использование имущества.
Использование объектов муниципальной собственности на праве оперативного управления осуществляется путем их закрепления за муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями. В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: имущество, закрепленное за учреждениями собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств выделенных ему по смете; доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество. Учреждение лишено права распоряжения имуществом первого вида. Имуществом второго вида, если оно имеется, учреждение распоряжается самостоятельно (ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении передаваемого в оперативное управление имущества, является местная администрация в лице комитетов по управлению имуществом. В свою очередь муниципальное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности, переданными в оперативное управление.
Имущество может быть движимым (оборудование, транспортные средства, инвентарь и иные материальные ценности) и недвижимым (здания, сооружения, нежилые помещения). Порядок передачи имущества в оперативное управление регламентируется органами местного самоуправления'.
Общим правилом является то, что имущество учреждения находится в муниципальной собственности и это отражается на его балансе. Комитет по управлению имуществом вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления. Комитет вправе принимать обязательные для исполнения решения в отношении закрепленного за учреждением имущества, устанавливающие порядок и условия владения, пользования и распоряжения данным имуществом.
Муниципальное учреждение несет ответственность за сохранность и надлежащее использование имущества.
Все перечисленные режимы объединяет общая черта: они не связаны с переходом права собственности, а потому муниципальные образования охотно их используют. Причем наиболее распространенной является аренда объектов муниципальной собственности, которая обеспечивает увеличение объемов поступлений от арендной платы в бюджет муниципального образования.
Вопрос о способах и направлениях формирования муниципальной собственности в литературе является дискуссионным. По мнению одних авторов, существуют следующие направления: передача хозяйственно-экономических объектов из государственной собственности в муниципальную; формирование унитарных предприятий и управление ими; приватизация и акционирование объектов муниципальной собственности; иные формы приобретения объектов муниципальной собственности (главным образом содержащиеся в нормах Гражданского кодекса РФ)'.
Другие авторы называют способами создания муниципальной собственности: взимание налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет; приобретение имущества на основании гражданско-правовых договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки; разграничение государственной собственности в России на федеральную, государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность; передача собственности региона в муниципальную собственность; при разграничении собственности муниципальных образований, когда одно из них входит в состав другого; при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований; получение продукции, доходов в результате использования муниципальной собственности; иные основания'.
Будет правильным охарактеризовать наиболее заметные способы образования муниципальной собственности.
Разграничение государственной собственности на федеральную, региональную и муниципальную, произошедшее в 1991—1992 гг., является самым первым и наиболее крупным шагом к созданию муниципальной собственности как самостоятельного вида собственности вообще. Начало этого процесса положил Закон 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Его положения были развиты в постановлении Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и в распоряжении Президента РФ «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности».
Постановлением Верховного Совета РФ был утвержден следующий перечень объектов муниципальной собственности:
жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении местных администраций; жилищно-эксплуатационные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; оптово-складские мощности.
Распоряжением Президента РФ был решен вопрос о порядке составления и утверждения объектов, закрепляемых за муниципальными образованиями. Передача муниципального имущества оформлялась решением регионального законодательного органа. Муниципальное имущество подлежало пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, ведение которого возлагалось на комитеты по управлению имуществом муниципальных образований.
В сущности, постановление Верховного Совета РФ 1991 г. и распоряжение Президента РФ 1992 г. явились нормативной основой первоначального этапа формирования муниципальной собственности, вызванного разграничением собственности Российской Федерации на федеральную, региональную и муниципальную составляющие.
Другим направлением создания муниципальных имущественных ресурсов стала передача объектов федеральной и региональной собственности в муниципальную собственность. Этот процесс во многом регулировался указом Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий»', постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»2. Передаче в муниципальную собственность подлежали приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия социально-культурного и коммунально-бытового назначения. В связи с этим процесс пополнения муниципальной собственности в значительной степени интенсифицировался, что в свою очередь увеличило затраты местных бюджетов на содержание новых объектов муниципальной собственности., В орбиту передаваемого имущества попал ведомственный жилищный фонд, находящийся порой в крайне запущенном состоянии. Способ формирования муниципальной собственности посредством передачи объектов находит применение и в настоящее время, хотя уже и не столь широкое. Более того, наблюдается постепенное прекращение этой деятельности, о чем свидетельствует динамика передачи имущества в муниципальную собственность на примере Екатеринбурга.
В 1999 г. в ее состав было принято 423 жилых дома. В 2000 г. — 223, показатели 2001 и 2002 гг. составили соответственно 397 и 82 объекта. Снижение показателей объясняется тем, что, во-первых, основной объем жилищного фонда был принят в муниципальную собственность в период приватизации и, во-вторых, передача жилья от государственных предприятий представляет собой сложную многоэтапную процедуру, затягивающуюся порой на долгое время.
Закон 1995 г. установил, что порядок передачи федеральной собственности в муниципальную регулируется только законодательными актами. Региональная собственность, необходимая муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения, переходила к ним по велению органов власти субъектов Федерации. Возникающие споры регулировались с помощью согласительных процедур или в судебном порядке.
Наделение самоуправляющейся территории собственностью происходило и в результате перераспределения собственности. Если в границах территории муниципального образования имелись другие муниципальные образования, то предметы их ведения, объекты муниципальной собственности, доходы местных бюджетов должны были разграничиваться законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований — уставом города.