Теоретические вопросы статуса муниципального образования как юридического лица

Муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с физическими и юридическими лицами. К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Это означает, что муниципальное образование обладает статусом юридического лица. При этом ни муниципальные образования, ни органы местного самоуправления не включены в главу 4 части 1-й ГК РФ, которая названа «Юридические лица». С одной стороны муниципальные образования равные участники гражданских правоотношений, с другой стороны они не объявлены юридическими лицами, а только приравнены к ним. Признаки юридического лица в сравнении с признаками муниципального образования: 1. Юрлицом является организация. Муниципальное образование так же является организацией, она создает свои организационные структуры, принимает устав 2. Юрлицо может иметь в собственности обособленное имущество. Муниципальное образование имеет имущество и местный бюджет 3. Юрлицо отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом. Муниципальное образование само не несет такой ответственности, а возлагает ее на органы местного самоуправления. Данный признак не свойственен муниципальному образованию как юрлицу 4. Юрлицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права. Право собственника муниципальной собственности осуществляет население с помощью референдума и сходов 5. Юрлицо является истцом и ответчиком в суде. Муниципальное образование здесь действует через органы местного самоуправления. Данный признак не свойственен муниципальному образованию как юрлицу.

Следовательно, не все признаки хозяйствующего субъекта совпадают с признаками муниципального образования.

Определение юрлица относительно муниципального образования: юрлицом признается муниципальное образование, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет, органы местного самоуправления, приобретающее и осуществляющее через органы местного самоуправления: имущественные права, несущее по своим обязательствам ответственность своим имуществом, несущее обязанности, выступающее истцом и ответчиком в суде.

ГК РФ не относит органы местного самоуправления к юрлицам в прямом смысле. При этом они обладают многими их признаками.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в п.9 ст. 35 установил, что представительный орган местного самоуправления является юридическим лицом.

45.Понятие стстемы местного самоуправлен. Местн.самоуправл.- форма осуществлен.народом своей власти, обеспечивающая в пред.,установлен.Конст.РФ,фед.зак.,законами субъектов РФ,самостоятельное и под свою ответствен.решение населением непосредствен.или через органы местн.самоуправл.вопросов местн. значен. исходя из интересов населения с учетом историч.и др.местн.традиц. Одним из важнейш.условий выделен.муницип.права в самостоят.отрасль,явл. наличие элементов системы местн.самоуправлен.,организация и деятельн. которых регулируется нормами муницип.права.Сист.местн.самоупр.включ. входящие в него элементы. Сист.местн.самоуправл. -совокупность форм прямого волеизъявл.граждан на местном уровне и органов местного самоуправл.,существующих в рамках муницип.образован.,посредствам кот. обеспечивается реш.вопросов местного значения,местной жизни.Она основыв.на демократич.принц.,строится с учетом роли и функций местн. самоуправл.в обществе и гос-ве.,а также исторических и местных традиц.и определяется населением самостоят.Местн.самоупр.образует един.сист.лишь в рамках соответств.муницип.образования,а сист.местн.самоуправл.,сложивш в одном муницип.образован.,совершенно независима от аналогичной сист.в др.муницип.образован.

46.Муниципальный заказ. Муниц.заказ выступ.одним из направлен.расходования ср-в местных бюджетов. Муницип.заказ- совокупность заключенных муницип.контрактов на поставку товаров,производство работ,оказан.услуг за счет средств соответств.бюджета.Основа его –гражданско-правов.договор,кот.заключ. органы местн.самоупр.с различн.хозяйств.субъектами по определен. Законодательно установленной процедуре за счет средств местного бюджета. Муницип.образов.вправе принимать собствен.нормативн.правовые акты, регулирующ.порядок и условия заключения и исполнения муницип. контрактов их исполнит.органом.Органы местн.самоупр.и уполномоч.ими муницип.учрежден.могут выступ.заказчиками на поставки товаров,выполн. работ и оказ.услуг,связан.с реш.вопросов местн.значен.и осуществл. отдельн. гос.полномоч.Муницип.заказ оплачив.за счет ср-в местн.бюдж.Муницип. контракты размещ.на конкурсн.основе,если иное не установлено в законе. Формиров.заказа:составление сводного проекта потребностей муницип. образов.(номенклат.;объем)Размещение заказа:заключ.муницип.контрактов. Исполнение заказа:осуществление контроля за ходом исполн.контрактов.

47. Понятие Муницип права (МП) как отрасли права. МП РФ – совок норм публичн и частн права, регулирующих обществ отн-я, складывающиеся в сист мест самоупр-я (МСУ). Объем и нормы публичного права преобладают над нормами частного права. В совокупность норм МП включены нормы финансового, налогового, экологического, земельного и иных отраслей права. МП-самостоятельная отрасль права. Отношения, определенные Конституцией РФ в системе местного самоуправления, регулируются нормами МП. Нормы МП возникли на базе отраслей гражданского, земельного, экологического и т.д. права. Ближе всего МП стоит к конституционному и административному праву, но не является их составляющей.

Местное самоуправление отделено от государственной власти (ст. 12 Конституции РФ) и имеет систему своих отношений, регулируемые законами о местном самоуправлении, референдумами, выборами органов и должностных лиц, финансовыми основами местного самоуправления и т.д

МП имеет след признаки отрасли права: 1) Определение понятия МП им свои особ-ти, выраженные в комплексности отрасли; 2) Предмет МП включает особ группу обществ отн-й, харак только д мест публ власти(МПВ). 3) Свой, комплесный метод правового урегул-я; 4) Принципы, присущ только ПВ; 5) Систему, предлагающ разделение МП, в завис от групп институтов, на общую и особенную части; 6)Научную дисциплину, харак д МП; 7) Функции с присущими особенностями МПВ; 8) Институты, кот харак-зуются самостоят-ю и конструируются на основе властеотношений и норм разл отраслей права; 9)Источники МП, облад-щие самостоя-ю и особенностями, харак-ми д МПВ. МП – самостоят отрасль права, т.к. в теории права если отрасль облад всеми необх-ми признаками, то это самостоят отрасль.

48. Общая характеристика бюджетного процесса (БП). БП – регламентированнная нормами процессуал бюдж права деят-ть органов мест самоупр-я (МСУ) по сост-ю, утверждению и исполнен-ю местн бюджета (МБ), а также контролю и отчету о его исполнении. Нормы законодат и иных нормативн правовых актов предпис-ют правила применен материал норм о бюджете. Осн нармативным актом явл Бюджетн кодекс РФ. Правовыми актами на ур-не муницип обра-ий явл их уставы и положения о БП. БП делится на 3 осн стадии: 1)орг-ция БП и сост-е проекта бюдж; 2)рассмотрение и утверждение Б; 3)исполнение Б. 1)Реш-е о начале работы по сост Б приним исполнит орган(ИО) МСУ за 6 мес до нач след финанс года. На его основании фин орган(ФО) орг-зует разработку проекта МБ. Д этого он собир предл-я от всех служб хозяйст и бюдж сферы по осн показателям МБ, согласовывает их и сот проект Б по доходам и расходам. 2) ФО представляет проект Б – ИО-ну МСУ. ИО согласует показатели статей Б с отраслевыми хоз и бюдж орг-ями, затем обсужд на заседании. После глава ИО готовит послание+проект Б – направляет на рассм представит органу МСУ. 3)Б МСУ исполняется на осн принципа единства кассы, т.е.зачисл всех поступ ср-в на единый бюдж счет, расходы с един Б счета. ФО увед-ет всех бюдж-получателей не позд 17 дн со дня утвержд-я Б, сост лимиты финансир-я на месяц. В ходе исполнения Б м.б. введен секвестр Б-а, т.е. сокращение расходов. Контроль за исполнен Б осущ представит орган МСУ. Он образует контрол-счетную палату. ИО осущ контроль через свой ФО + м вкючаться мун налог службы, создан кот предусморено ФЗ «О фин основах МСУ в РФ» Отчеты по итогам квартала, полугодия, 9 мес, истекш года. Обсуждается на засед ИО, затем представит органа. Данные об отчете д.б. опубл в СМИ.

49. Организация исполнения местных бюджетов (МБ). Б МСУ исполняется на осн принципа единства кассы, т.е.зачисл всех поступ ср-в на единый бюдж счет, а также направлен-е предумс расходов с един Б счета. Исполнит орган (ИО) орг-зует исполнение Б в соотв с бюдж классификацией на основе росписи Б-ных расходов сост-емой согл объему и срокам финансир-ния расходов, утвержденных нормативн правовым актом о Б на очередной фин год. Роспись Б-ных расх-в сост-ся финанс органом (ФО), входящим в сист ИО МСУ, в теч 10 дн после утвержден Б и направляется в ИО и представит орган, и его счетн палату (если есть). ФО увед-ет всех бюдж-получателей не позд 17 дн со дня утвержд-я Б, сост лимиты финансир-я на месяц. В ходе исполнения Б м.б. введен секвестр Б-а, т.е. сокращение расходов. Контроль за исполнен Б осущ представит орган МСУ. Он образует контрол-счетную палату. ИО осущ контроль через свой ФО + м включаться мун налог службы, создание кот предусморено ФЗ «О фин основах МСУ в РФ» В целях контроля орг-зуются отчеты по итогам квартала, полугодия, 9 мес, истекш года. Отчет об исполнен Б сост на осн данных, представляемых Б-ми учреждениями, предп-ями и орг в сроки, установл ИО МСУ по един форме.Обсуждается на засед ИО, затем представит органа. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативн правовой акт, утверждающий отчет. Данные об отчете д.б. опубл в СМИ.

50. Понятие основ местн самоуправления (МСУ). Основы МСУ предс собой совок отн-й, склад-щихся в рез орг-ции и осуществления МСУ. По сути дела это основы (отношения), присущие мест публ власти (МПВ), т.е. властеотношения. Основы МСУ им двоякое значение: 1) Как составн эл-ты МСУ они предс собой совок обществ отн-й, склад-щихся в рез орг-зации и осуществлен МПВ. 2) С позиции харак-ки сущности Муниц права(МП) они явл составн эл-том понятия «институт МП». (Институт МП – совок норм + отношения, кот регулир эти нормы). М выделить след группы отн-ий: 1)Соц основа – возн в рез деят-ти жителей как соц общности; Человек, социал общность явл первоосновой МСУ (Н.С.Бондарь) история общин, кот объединялись, созд территории, границы. 2) Организацион основа – возн по поводу статуса и деят-ти органов и выборных должностных лиц МСУ.; 3) Территориал осн – в связи с установлен территориал устройства, как одной из основ МСУ и признаков ПВ. Обозн локальный характер (где применялись нормы).; 4) Экономич осн – в связи с экономич деят-ю органов МСУ; 5)Финанс осн – фин деят-ть органов МСУ.; 6)Правовая – возн по пов формир нормативн базы МСУ; 7)Теоретич основы – возн по пов формир теории о МСУ и т.д. Равитие 1-3 связ с развитием экономики, включающей произв-во, собств-ность,а позднее и фин ресурсы. 4,5 – сост фундамент мун власти, от них завис сост самой ПВ, ее реал способность решать задачи местн значения, а также создавать усл-я д достойной жизни чел. Основы МСУ нах в тесн связи между собой.

51. Полномочия органов по планированию комплексного социально-экономического развития подведомственной территории. Согл ст. 16, к полномочиям органов местн самоупр-я (МСУ) по реш вопросов местн знач отн принятие и орг-ция выполнения планов и программ комплексного соц-экономич развития муницип образ-я (МО) Принятие и орг-ция выполнения планов и программ комплексного социал-экономич развития МО нах в исключит компетенции представит органаМО (п.4 ч.10 ст.35). Гос органом, кот осущ межотраслевую координацию и функционал регулир-е в сфере гос статистики явл Фед служба гос статистики. Офиц статистич методология, утверждаемая Фед службой гос статистики, явл обязат д фед органов исполнит власти, органов гос власти субъектов РФ и МСУ, юр лиц, их филиалов и представительств, граждан, осущ предпринимат деят-ть без образован юр лица, при проведении гос статистич наблюдений. Д наиболее важных?? социал-экономич развития и функционир-я МО в структуре местн администрации м.б. образована коллегия, кот возгл глава адм-ции или глава МО. Коллегия явл совещат органом при главе МО и дей-ет на осн его постановл-я. Важн?? - на засед коллегии, в кот м прин уч-е представители общественности, гос и коммерч орг-ций. Реш-я коллегии носят рекомендат хар-р. Прогноз соц-экономич развития и прогноз сводного фин баланса тер-рии МО на очередной фин год явля осн-ой сост бюджета. В наст вр - Конгресс МО-ий РФ, кот объедин 43 ассоциации (союза) МО РФ. Образ на осн принципа добровол-ти объедин-я МО-ий. Конгресс явл некоммерч орг в форме ассоциации. Конгрессу было реком-но регуляр представлять инф о деят-ти МО в Правит РФ. Ср-ва в размере не мен 10% от затрат на производств строит-во сверх предусм перечисл-ся предп-ми и (или) объектами в распорях органов МСУ на соц-экономич развитие соотв тер.

52. Объекты муниципал собственности(МС). Формирование МС осущ путем разграничения собствен-ти, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в рез купли-продажи, дарения, наследства и т.д. Процесс формир-я МС во многом завис от 1) разграничен собств-ти между РФ, субъектами РФ и муницип образованиями. Попытка в нач 90-х гг: Постановление Верховн Совета РФ от 27 дек 1991: «О разграничен гос собств-ти в РФ на федерал соб-ть, гос соб-ть республик в сост РФ, краев, областей, автономной обл, автономн округов, г.Москвы и Сантк-Пет и МС». В соотв с приложением №3 к этому Постанавл в сост МС подлежат передаче объекты государства, распол на тер городских и районных Советов. Это жилищн и нежил фонд, жилищно-эксплуатацион и ремонтно-строит предп, объекты инженерной инфрастрактуры и т.д. В сост МС передавались объекты, находившиеся в соб-ти субъектов РФ и расп на тер соотв городов: предп розн торговли, обществ питания и бытового обслуж-я населения; учреж-я и объекты здравоохр-я, народн образования, культуры, спорта. Оч важно урегулир-е процесса передачи гос соб-ти в сост МС. Порядок передачи предусм в ряде нормативн актов федерал ур-ня и субъектов РФ. Постановление от 27.12.91: передача осущ решением представит органов гов власти субъектов РФ на основании предложений преставит органов МСУ. В 1992г. Постановлением През-та РФ утв Положение об опр-нии пообъектного состава фед, гос и мун соб-ти. Одним из важнейш способов формир МС явл 2)создание этой соб-ти путем строит-ва производственных объектов, приносящих прибыль. (п.4 ст.51 ФЗ «Об общ принципах орг МСУ» - в праве создавать.) Оч важно д создан экономич основы. К сож, в России набл неравномер развитие производств мощностей. Перечень имущества, кот м входить в сост МС, уст в ст.50 ФЗ «Об общ принципах МСУ» 2003г. Он не разграничен между поселениями разных уровней. Он лишь отнесен к сист МСУ в общем в виде материал основы. 3)Приватизация МС – важнейш эл-т, кот обеспеч укреплен экономич основы МСУ в условиях рын экономики (ст.29 – правила).

53. Муниципальная служба. МС -проф деят-ть, кот осуществл на пост основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной.Муницип должность - должность предусмотренная Уставом МО в соотв с Законом субъекта РФ с установленными полномочиями на решение вопросов мест значения и ответств-тью за осуществл этих полномочий, а также должность в орг МСУ, образуемом в соотв с Уставом МО, с установленными кругом обязан-й по исполнению, обеспечению полномочий данного органа МСУ и ответств-тью за исполнение этих обязан-тей.Статус МС-щего, условия и порядок прохожд муницип службы и управления такой службой определ-ся Уставом МО в соотв с Законом субъекта РФ и ФЗ.Время работы на должностях в органах МСУ засчитывается в стаж для определения льгот и гарантий в соотв с законами РФ о гос службе. Принципы: 1. верховенство Конституции РФ, ФЗ, Законов субъекта РФ над иными НПА, должност инструкциями при исполнении МС должност обязанностей и обеспечения прав МС.2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредств действия3. Самостоят-ть органов МСУ в пределах их полномочий 4. Профессионализм и компетентность МС5. Ответств-ть МС за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должност обяз-тей6. равный доступ граждан к МС в соотв с их способностями и професс подготовкой7. единство основных требований, предъявляемых к МС в РФ, учет историч и иных местных традиций8. правовая и соц защищенность муницип служащих9. внепартийность МС.

54. Местный референдум. Референдум –прямое волеизъявление граждан путем голосования по различ вопросам обществ жизни. ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (ч. 1 ст.1) определ МР.Порядок назначения и проведения МР, принятия и изменения решений по его результатами устанавл. Уставами муницип права в соотв с Законами субъектов РФ. Решения, принятые на МР, не нуждаются в утверждении к-л органами гос власти или органами СМУ, т.е. это есть непосредственное решение населением наиб важных вопросов. Участвуют граждане с 18 лет, постоянно проживающ на территории, обладающие активным избират правом. Не имеют права участвовать лица, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда. Признаки МР: 1)непосредств осуществление власти гражданами муницип органов в соотв с КРФ ч. 1 ст. 3.2)в МР принимают участие граждане, постоянно проживающие на территории данного МО;3)МР -голосование граждан по вопросам местного значения, отнесенные законод-вом к компетенции МСУ. Виды МР: 1)Обязательные – МР, решение кот имеет обязат характер для всех субъектов муниципально-правовых отнош-й; 2)консультативные – МР решения по кот не носят обязат характера, их результаты м учитываться органами МСУ при принятии соотв решений и нормат-прав актов.

55. Наука муниципального права. Под наукой МП следует понимать: совокупность знаний о природе, понятии, истории, системе норм и институтов МП, способе их воздей-я на обществ отношения, складывающ в сфере МСУ, о местной публич власти, формах и способах ее осуществл-я, о муницип службе, о теориях МСУ и практике их реализации. МП-состав часть юриспруденции. Наука МП относится к числу отраслевых наук. Ее предмет-изучение МП как отрасли права. Она исследует, изучает специфич обществе отношения, регулируемые нормами МП, содержание и виды самих этих норм, мех-мы их реализации и т.п. Исходя из содержания предмета МП как отрасли права, особен-й составляющих его обществ отношений, определяется характер и спектр основных теоретич проблем и задач соврем российской науки МП. Проблемы: понятие местного (муниципального) самоуправления: соотношение его с госуд управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деят-ти МО; проблемы территор основ МСУ; полномочия и предметы ведения МО и разграничение их с органами гос власти; характер и формы взаимоотношений муницип органов с гос органами; реальные гарантии МСУ, защиты его самостоят-ти, надежности, достаточной финансово-материальной обеспеченности; и, наконец, это изучение, обобщение практики деят-ти МСУ как в России, так и за рубежом.1. МП связано с МСУ, поэтому его можно трактовать как право МСУ, местное право. 2. МП - комплексная отрасль права, кот включает как собств правовые нормы, регулирующие отношения в сфере МСУ, так и нормы др отраслей права, регулирующих отношений в данной сфере, но на локальном уровне. 3. нормы МП регулируют специфич круг обществ отнош-й, связ с орг-й и функцион-м МСУ в городских и сельских поселениях.

56. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция МСУ - установл нормами конституций, законов, подзакон актов совокупность прав, обяза-й и предметов ведения граждан муницип образования, органов МСУ, должностных лиц МСУ для осуществления функций и задач МСУ. Элементы К: 1)права и обязанности, полномочия,с помощью кот реализ-ся функции и задачи МСУ. Права и обязанности в основном находятся во взаимозавис-ти. В соотвс КРФ, Федер законом «Об общих принципах организации МСУ в РФ» все субъекты, осуществляющ МСУ, наделены правами и обязан-ми. В ст. 1 Закона за населением закреплено право самост-но решать вопросы местн значения и обязан-ть совершать эти действия под свою ответств-ть. Представит орган МСУ, в соответствии со ст. 35 этого же Закона, имеет право утверждать бюджет. Он обязан это сделать в силу того, что без бюджета невозможно функцион-ние местных учреждений, а также осуществл-е функ­ций и решение задач мест значения. 2)предметы веде­ния. Термин «предмет» -то, что м находиться в отнош или обладать к-л свойством. Изучение законодат-ва о МСУ в России 18-20вв дает основание сделать вывод о том, что предметы ве­дения -сфера деят-ти МСУ. Законода­тельно сферы деят-ти МСУ б установлены в «Городовом положении», утвержд указом императрицы Екатерины II в 1785 г. В назван­ном нормативном правовом акте определялись сферы деят-ти городов как муниципобразований, сходов граждан, проживающ в городах, выборных органов МСУ. Определенные сферы деят-ти закре­пились за Городским магистратом, являющимся исполнит органом и Городским головой. Сферы деят-ти б закреплены за кажд субъектом правоотнош-й в сис-ме городского самоуправления.

57. Местные финансы в финансовой системе Российской Федерации. МФ – совокуп-ть денеж- средств на террит-и МО, состоят из: 1) консолидиров местн бюджет (инвестиц ср-ва, фин ресурсы, участие предприятий) 2) бюджет 3) фонды. Применяются принципы межбюджет отношений, так как местн бюджет связан с федеральн бюджетом – составляются различные программы (строит-во мостов, дорог, школ). Если в местн бюджете средств не хватает, то идут вливания из федеральн бюджета. Финан основа МСУ –совок-ть регулир нормами права обществ отнош-й, складыв-ся в связи с формир-ем и расход-ем местных фин ресурсов, определением их структуры, осуществл-ем бюджетно-финан и финан-кредитной деят-ти органов МСУ и должностных лиц МСУ. Субъекты фин отношений - физич и юридич лица, объект - финан средства, бюджетно-финансовая и финан-кредит деят-ть. Финансов основу МСУ составляют отношения, складывающиеся по поводу создания финан ресурсов МСУ и управления ими. Фин ресурсы муницип образ-я с-совокупность отношений, складывающ по поводу местного бюджета, внебюдж фондов, финан ресурсов муницип предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муницип собственности, ценных бумаг и т.д. Очень важным является то, что финан ресурсы всегда должны сопоставляться с объемом компетенции МСУ. Эффект-ть МСУ во многом зависит от состояния бюджета органов МСУ, являющегося важнейшим рычагом, обеспечивающ надлежащее управление территорией. В усл-х кризиса произв-ва, убыточности отдельных сфер местн хоз-ва местные бюджеты подвержены тенденции нарастания задолженности, кот стремительно набирает темпы. Правов регул-ние отнош-й в сфере мест финансов Отношения, складывающиеся в сфере местных финансов, регул-ся в РФ правовыми нормами, содерж в общих и спец нормат актах, принимаемых на: 1) федерал ур; 2)субъектами Российской Федерации; 3)органами МСУ. В значит части МО приняты нормативные правовые акты по местным налогам, являющ источниками доходов местных бюджетов.

58. Народная правотворческая инициатива. ПИ -предусмотренная Уставом муницип образования право населения выносить на рассмотрение органов МСУ проекты правовых актов по вопросам местного значения.Органы и долж лица МСУ обязаны принимать решения с учетом обществ мнения и интересов населения МО.Проекты НПА, выносимые на рассмотрение органов МСУ подлежат обязат рассмотрению на открыт заседании органов МСУ с участием представителей населения, а результаты рассмотрения офиц опубликованию (ФЗ «Об общих принципах организации МСУ РФ»).Право на ПИ дает возможность всем соцгруппам населения принимать непосредств участие в решение местных вопросов.Муницип образования сомостоят определяют, применять ли такую форму непосредств демократии, или устанавливать соответствующ процедуру рассмотрения, вносимых населением проектов НПА. Уставы МО наделяют правом на ПИ органы обществ самоуправления, обществ объед-ния, трудовые коллективы, граждан, собравших подписи в уст порядке.Проект представляется вместе с заявлением инициатора с обоснованием необход-ти такого НПА.Если инициатором выступают общ объединения, трудовые коллективы, и органы территор обществ самоуправления, то к заявлению прилагается Протокол или Постановление соответств собрания.Орган МСУ обязан зарегистрировать док-ты и выдать справку их сдаче.В сроки (устанавливаются различные, но, как правило, не превышают 1 мес), установл законом или уставом МО, соответствующий орган МСУ обязан включ данный вопрос в повестку дня и обсудить его.Программы по благоустройству терр-рий, охране окруж среды, по охране обществ порядка.

59. Рассмотрение и утверждения бюджетов. Рассматривает и утверждает МБ представительный орган МСУ. Исполнительный орган вносит проект МБ на очередной фин год. Представительный орган МСУ в опр срок рассматривает решение о МБ. Одновременно с проектом МБ предоставляются необходимые док-ты и материалы. Рассмотрение проекта нач. не позднее чем за месяц до начала фин года (фин год - с 1 января по 31 декабря). Представит орган МСУ самостоятельно разрабатывает положение о бюджетном процессе МО (процедура также закреплена в регламенте представит органа МСУ). Предварительно проект МБ рассматривает комитет по бюджету представит органа МСУ, он же дает заключение. Проект МБ обсуждается на заседание ПО МСУ и принимается соответствующ решение. Если МБ не утвержден до 1 января планируемого фин года, то фин средства МО до утверждения МБ расходуются по соответствующим статьям МБ истекшего фин года ежемесячно в размере 1/12 суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

60. Общая характеристика «Городового Положения» 1785 г. В 1785 г. б приняты Жалов грамота городам и Городовое по­ложение, объединившие в себе производств и территор принципы становления самоуправления в городах. Муницип ре­форма, произведенная Екатериной II так как она не усовершенств старые учреждения, а по­ставила на их место совершенно новые, коренным образом отличавш от существовавших. ГП -правовой документ, в кот использован систем подход к орг-ции управл-я обще-вом. Однако муниципа революция 1785 г. б заранее обречена, потому что совершена б сверху, кабинетным путем, исходя из теорети­ч соображений. Кроме того, на практике идея не получила поддерж­ки в самих городах. В Положении 1785 г. нет места определениям и научным дефинициям, но есть сущность, кот явл глав условием становления и развития самоуправл-я. Речь идет о собственности, о свободном развитии производства и свободе инициативы граждан, составляющих основу местного самоуправления. Статья 2 ГП 1785 г. устанавливает, что городу при­надлежит навечно недвижимая и движ собственность: земля, сады, поля, пастьбы, луга, реки, леса, рощи, кустарники, пустыри, водяные и ве­тряные мельницы. Принятие ГП 1785 г. преследовало далеко идущие цели. Правительство предпринимало меры по становлению и развитию производств сферы и различных промыслов, кот на всех этапах развития общества были определяющими. В Указе о введении в действие ГП прямо зафикси­рована цель развития производств сферы, к кот должны бстремиться жители городов. В Указе содержался призыв ко всем гражда­нам о развитии производств и промыслов- кроме самих граждан никто не сможет сделать страну процветающей. Анализ ГП 1785 г. показал, что все его нормы б нацелены на развитие мелкого и среднего произв-ва, на создание как м большего числа собственников в городах, на подъем инициативы людей, от кот зависело все. Ст. 24 Положения отменяла паспортный режим. Ввоз и вывоз производст­венных товаров, сельхозпродукции, рукоделий был беспрепятств для всех граждан сельской и городской местности. Развитие производств самоуправления осуществлялось по ви­дам ремесел. Органы и формы осуществления МСУ согласно ГП приобретают более соверш, структуриро­в хар-р: гильдии имели свое внутр самоуправление, цехи и ремесленные уп­равы - свое. На Ур-не города в кач-ве органа МСУ избира­лись городская общая Дума и городская шестигласная Дума. Исполни­т власть - Городской магистрат, выполнявшреше­ния городской Думы. К формам проявления МСУ м отнести вы­боры в общ городскую Думу. Кроме того, согласно ст. 11 Ремесленного положения все ремесл управы избирали ежегодно ремесленного Гла­ву, кот представлял их интересы в городской шестигласной Думе. Выборное начало органов самоуправления и долж лиц на производстве и в масштабах города –одна из глав форм проявл-я самоуправл-я по Положению 1785 г.

61. Формы непосредственной представительной демократии в системе МСУ. МСУ обеспечивает соединение и взаимодействие прямой демократии с демократией представительной. МСУ осущ гражданами путем референдума, выборов, с пом-ю других форм прямого волеизъявления. Данные институты демократии призваны обеспечить тесную связь населения с органами и долж лицами МСУ. Это гарантир-ся выборностью органов МСУ. Выборные органы МСУ – обязат атрибут МО. Закон устанавливает приоритет представит органов в нормативном регулировании по предметам ведения МО (устанавливает исключит полномочия). Приоритет обеспеч-ся правом осуществлять контроль над органами и должн лицами МСУ – эффектив контроль. Форма контроля прописана в Уставе МО: 1. Отчеты выборных лиц перед населением. 2 Выражение недоверия населению выборным лицам и т.д. Формы прямой демократии: выборы, местный референдум, собрания граждан. Обращение граждан, правотворч инициатива населения. Данный принцип предполагает гарантированность равного права граждан на осуществления МСУ как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, веры, языка и т.д.

К формам осуществления местного само­управления относятся:

1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов мест­ного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граж­дан в органы местного самоуправления;

2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица;

3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

62.Проблема соотношения местного самоуправления и государства. Существуют 2 концепции соотношения МСУ с госвластью:-англосаксонская – по ней МСУ освобождается от гос функций;-европейская –МСУ включено в реализацию гос функций.КРФ устанавливает, что органы МСУ не входят в систему органов госуд власти, в пределах своих полномочий самостоятельны и наделяются правом самостоят управл-я мун-й собствен-тью, утверждение и исполнение МБ, установление местных налогов и сборов. Самост-ть МО возможна, только если формир-ние муниц бюджета осущ-ся за счет собств дохода, тогда МО независимо от гос-ва (своя произв-я инфраструктура, бытовой сектор, торговля). Но анализ показывает, что это не так - пополнения в МБ есть за счет фед-го бюджета и бюджетов субъектов РФ. Предоставление МО фин средств определяет пределы самостоят-ти МСУ. Установление института МСУ зависит от воли гос-ва, т.к. полномочия МСУ устанавливается органами гос власти путем установления законов. Невозможно провести точного разграничения местных вопросов и гос-х. Все это обусловливает участие органов МСУ в осуществление решений гос органов (содействие по выполнению задач и ф-й на местном уровне), в свою очередь гос-во оказывает всестороннюю поддержку МСУ (создает правовые, организ, фин условия). Многие норм-правов акты содержат прямые предписания в адрес гос органов, требующие тесного взаимодействия обоих сторон. Главная проблема при осуществлении реформ МСУ – найти оптим вариант между централизацией и дец-й власти, адекватный реальным условиям жизни и задачам перед МСУ.

63. Правовой статус главы муниципального образования. В соотв с Уставом МО: 1. м б предусмотрдолжность главы МО-выборного лица, возглавляющего деят-ть по осуществл-ю МСУ. 2. срок полномочия Сами полномочия, права, обязан-ти и гарантия глав МО определяются законами субъектов. Статус главы характер-ся признаками: выборное должностное лицо, возглавляет деят-ть по осуществлению МСУ, наделяется компетенцией по решению вопросов местного значения, м входить в состав представит органа и председательствовать на его собраниях, подотчетен населению и представит органу. Глава относится к категории муницип служащих т.к. должность выборная. Они не вправе: занимать госдолжность, получать подарки, связанные с исполнением их обязан-й, заниматься предпринимат-вом лично или ч/з доверенных лиц, бастовать. Глава не м б задержан, подвергнут обыску, аресту, привлечен к уголов ответств-ти без согласия прокурора. Ему гарантир-ся условия беспрепятствен осуществления своих полномочий, защита прав, чести и достоинства а также соц гарантии (ФЗ). Досроч прекращение полномочий: письменное заявление, утрата гражданства, вступление в силу обвинит органа, выражение недоверия жителями, осуществл-е иной деят-ти не связанной с прямыми обязанностями, смерть.

64. Функции муниципального права. - основ на­правления правового воздействия, определяющие значение права в регу­лир-нии обществ отношений. В сис-ме муницип права 2 крупные группы функций: общую и специальную. Общая: 1 ) экономич (право устанавливает муницип форму собст­вти, бюджетно-финансовую систему муницип образования; упорядоч эконом отнош-я органов МСУ с хозяйствующ субъектами); 2) организац-политич (право устанавливает формы осущ-я местной публ власти, порядок формир-я органов МСУ и института должност лиц; определяет способы орг-ии управл-я на территории; определяет статус субъектов му­ницип отношений и пределы их компетенции); 3) организац-идеологич (формирует идеологию осуществ­л местной публ власти, а также прав культуру субъектов муницип отношений; прививает навыки к формир-ю гражд общества и прав гос-ва); 4)коммуникатив (обеспечивает связь между субъектом и объектом муницип управления). Специальная: регулятивная и охранительная. Регулятивная ф первична, т.к. муницип право призвано содействовать развитию и соверш-нию соц-экономич, управленч и организац отнош-й. Регулятив ф оказывает фактич воздействие на все функции общ хар-ра. В сис-ме муницип права она формирует самоуправленческие нача­ла и предоставляет субъектам муницип отношений реальные воз­можности для самоорганизации и саморегулир-я. Охранит функция предполагает и устанавливает основн на­правления воздействия на обеспеч гарантий местной публ влас­ти (экономич, политич, соц, судебной защиты субъектов муницип отношений). Охранит функция вторична потому, что она призвана обеспечи­вать регулятив функцию. Функция муницип права базируется на функ­циях общ теории права, равно как и функции др отраслей права, имея свои отличит особен-ти, заключающиеся в специфике мест­ной публ власти и способах ее формир-я и осущ-ния.

65. Нормы муниципального права -общеобязат правило поведения, установл госуд-м, а такжемеждунар сообществом, к кот присоединилось гос-во, жителями муници­п образ-я, органами и должност лицами МСУ, обеспеч соответственно субъектами принуждения.Муницип-правовые нормы содержатся в основном в норматив актах разной юридич силы, издаваемых на различ уровнях с использ-ем различ форм их принятия. Классификация норм: 1. По группам обществ отношений (нормы, затрагивающие территор, экономич, финанс, организац, соц и т.д. основы МСУ).2. По хар-ру предписаний: дозволяющие (участие граждан в выборах в органы МСУ), обязывающие (Конституция обязывает на кажд территории создать органы МСУ), запрещающие (глава мун образования не м заниматься предпринимат деят-ю). 3. По юридической силе (международ, федеральн, субъектов, МО). 4. По масштабу действия: общефедеральные, локальные (Пример ФЗ РФ «О закрытом администрат-территор образовании» 1992г. 5. По предназначению: материальные, процессуальные, принадлежащие только МП. Институт МП -взаимосвязан группа однородных норм права, предназнач для регулирования однородной группы обществотношений, складывающихся в системе местной публичной власти. Нормы привязыв-ся к естественно сложившимся отнош-ям, кот основы МСУ. Классификация институтов МП права: 1) по группам норм и обществ отношений, складывающихся при осуществлении местной публич власти.2) институты МП м делить на 2 части исходя из степени их принадлежности к МП: они м принадлежать только МП (институты непосредственной и представительной демократии) или м б сформированы из групп норм и отношений др отраслей права (финанс, гражд, коммерч, предпринимат др).МП объединяет 2 крупные группы институтов - собственный и смежный, что создает необходусловия местной публичной власти для осуществл-я его функций и компетенции.

66. Проблемы концепции местного самоуправления в России на современном этапе, пути их решения. Организац-территор проблемы. Согласно действующ закону о МСУ, муницип образования- все городские и сельские поселения независимо от числен-ти жителей. Несмотря на то, что первич формир-е территор и организацструктур МСУ в основном завершено, организац проблемы нельзя считать полностью решенными. Установление территорий муницип образований нередко б продиктовано политич целями без учета не только мнения населения, но и принципа максимально эфф исполнения функций, реализуемых на уровне МСУ. Федер и регион законод-во не ставит организац препятствий высокой концентрации власти в одних руках, определяя, что вопрос подконтрольности выборных лиц регулируется в уставе муницип образования, принимаемом населением непосредственно или представит органом. А в результате извращается сама природа МСУ. На уровне субъектов Федерации необход определить границы муницип образований. Должен б установлен к-то переходной период. По правилам, закреплен Федер законом, законами субъектов Федерации, в течение 2-3 лет следует провести выборы и установить понятную, соответств новому закону и Конституции систему МСУ, чтобы не б глубокой разницы между одним субъектом РФ и др. Финансово-экономич проблемы Создание финансово-экономич основ МСУ -приорит задача на предстоящий период. МСУ не м б самостоят в решении возложенных на него задач без наличия собств финансо и материальн ресурсов. Собств ресурсы -внутрен ресурсы муницип образования, гарантированно передаваемые государств ресурсы. 3 основ проблемы: 1)Отсутствие в больш-ве муницип образований закрепл на долговрем основе доходных источников местных бюджетов, кот обеспечили бы основ поступления в бюджеты и возможность планир-я, прогнозир-я и управл-я соц-экономич развитием. 2)Нерешенность вопроса о разгранич расходов, подлежащих покрытию за счет государств и местных бюджетов, неурегулированность в должной мере межбюдж отношений, отсутствие единых методик выравнивания доходной обеспеч-ти, процедур расчета и передачи средств в местные бюджеты на осуществл-е отдельных госуд полномочий, компенсаций увеличивающихся расходов и недополучаемых доходов, возникающих в рез-те решений органов госуд власти. 3)Незавершенность процесса формир-я муницип собств-ти. Формир-е муницип собств-ти городов районного значения, районов в городах, поселков, сельских округов, иных муницип образований идет с большими трудностями. Кроме того, в течение продолжит времени не решается вопрос о передаче в муницип собств-ть земли. Научно-методич проблемы В связи с разрывом историч эволюции МСУ в России б фактически утрачена научная школа. Существует ряд трудов муницип деятелей 19- н 20вв, 1)они недостаточно известны широкому кругу сегодняшних представителей органов МСУ, 2) за прош время произошли существ изменения в госуд устройстве России, в политич, экономич и соц сферах жизни росс общества. Новая муницип школа в России только еще формир-ся. Но она еще не успевает за потребностью реальной практики организации и деят-ти МСУ. Кадровые проблемы По существующ оценкам кол-во муницип служащих- 500 тысяч человек, из них профильное образование в сфере госуд и муницип управления 1-3%. Неудовлетворит применительно к новым условиям м считать содержание ведущейся образовате деят-ти при подготовке, переподготовке и повышении квалиф-ции кадров для органов МСУ, так как действующая система гос образоват стандартов по специальности "Гос и муницип управление" б разработана до начала реформы МСУ и не м учесть тех профес требований, кот предъявляются к муниципслужащим в настоящ время. Отдельная проблема -обучение выборных лиц МСУ. В целом система кадр обеспечения МСУ до сих пор не сложилась. Соц-политич проблемы От местной власти население ожидает либо решения всех проблем, либо считает ее недееспособ, если эти проблемы ею не решаются. Конституц разделение публ власти по уровням, кажд из кот имеет самостоят круг обяз-й и собств ответств-ть перед населением не нашло отражения в обществ сознании. Поэтому для создания соц базы МСУ необходимо формир-е соответств политич и правов культуры человека и общества. Вопрос стоит о переходе к принцип иным методам взаимодействия между федеральн, региональн и муницип органами власти. Для разрешения соц-политич проблем становления МСУ необходимы изменения в политич и правов сознании всех групп общества.

67. Финансовая основа МСУ: понятие, структура, проблемы, пути решения.- совокуп-ть правовых норм закрепляющих и регулирующих общ отношения, связанные с формир-ем и использ-ем местных бюджетов и иных финансов в интересах населения МО. Состав: 1)местн бюджеты и иные фин ресурсы. Формир-е и исполнения местных финансов основыв на принципах самостоят-ти, гос фин поддержки и гласности. Право собственника осуществл-ся от имени населения МО органами МСУ или непосредственно населением (в соответствии с Уставом МО). Гарантируя МСУ, гос-во обязано создавать необход фин условия для развития МСУ. Принципы фин политики демократич гос-ва (установила Европ Хартия МСУ): 1. органы МСУ имеют право на обладание достаточными собств фин средствами, кот они м свободно распоряжаться. 2. Фин средства должны б соразмерны предоставленными им законом полномочиям. 3. защита более слабых органов МСУ требует ввода процедур фин выравнивания или эквивалента мер, предназнач для корректировки рез-в неравномер распределения, источников финансир-я местных органов и лежащих на них расходов. Органы гос власти РФ и ее субъекты обязаны содействовать развитию фин основ МСУ: 1. Регулируют порядок передачи объектов гос собств-ти в муницип собств-ть, 2. Передают МСУ матер-финан средства, необходдля осуществления полномочий. 3. Разрабатывают и устанавливают минимальные гос стандарты. 4. Регулируют отношение между фед и местными бюджетами, между бюджетами субъектов и местными. 5. Обеспечивают сбалансиров-ть мин местн бюджетов на основе нормативов. 6. Обеспечивают гарантии фин самостоят-ти МСУ. 7. Участвуют в решении местных задач в рамках фед и регион целевых программ.

68. Разработка прогноза социально - экономического развития территории и соответствующего местного самоуправления. Бюджет МО формируется на основе прогноза социально-экономич развития МО образования, кот органы МСУ должны подготовить и представить для рассмотрения депутатов местных советов (для МО с числом жителей, обладающих избират правом, более 100 человек) или схода граждан (для МОс числом жителей, обладающих избират правом, менее 100 человек). Комплексная программа соц-экономич развития МО - документ, включ в себя концепцию, стратегич, долгосроч, среднесроч и годовой планы соц-экономич развития МО, план основных шагов по реализации плановых решений, порядок и сроки актуализации планов – это прогнозно-плановый документ, формулирующ и увязывающ по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегич приоритетов МО, а также текущ деят-ть его экономич и соц секторов, обеспечивающую сбалансир-ное, устойч развитие муницип района, городск округа, городск и сельского поселения. С тратегич план соц-экономич развития муницип района, городского округа - краткий планово-прогнозный документ, включ в себя: 1)стратегич цели и задачи по обеспеч конкурентоспос-ти МО в основных областях в сферах экономич и соц жизни на прогнозир период; 2)соглашения, формализующие обществсогласие и стратегич партнерство гражд сообщества, бизнеса и власти в части реализации приорит функций МО на весь плановый период независимо от процессов ротации во властных структ-х МО; 3)систему мер, проектов, выполнение кот должно обеспечить создание благопр условий для реализации приорит функций МО; 4)сценарии развития инвестиц и инновац проектов, этапы реализации проектов и ресурсы, необход для достижения сформулиров-х в концепции стратегич целей и задач. П лан соц-экономич развития муницип района, городского округа, городск, сельск поселения - плановый документ, определяющпоказатели развития конкрет видов экономич деят-ти и соц жизни МО по планируемым этапам, описывающ механизмы реализации кажд из плановых этапов их конкрет участников и необход для достижения запланиров целей и задач ресурсы. 3 вида планов: 1)краткосроч (текущий, годовой) план - совпадающ по срокам с бюджет годом; 2)среднесроч план, совпадающсо сроком действия полномочий представит органа МО; 3)долгосроч план - составляемый на срок полномочий не менее 2 созывов органов представит власти. При составлении прогноза учитываются все формы собственности МО. Нужно просчитать доходную часть бюджета на следующий год по всем хозяйствующ субъектам. Далее считается расходная часть бюджета. Накладывается существующий бюджет на реальную ситуацию. В кажд бюджете есть бюджет развития. Просчитываются все цифры, полученную инфо обрабатывает курутор данного МО. Созывается комиссия по плановому бюджету, которая ищет резервы, рассматривает сит-ю со всех т зр. По различным отраслям. Из бюджета выделяются ресурсы на поддержку малого/среднего предприним-ва. Сколько отраслей, столько разделов на них предусмотрено в бюджете. Комиссия смотрит на мощности МО, какие м б зайдествованы при строительстве, планах развития территории, привлекаются соответств организации, кот сами заинтерес в минимизации налогоооблаж-я. Идет накладывание анализа всех направлений на бюджет.

69. Понятие и система гарантий. Виды гарантий. Гарантии МСУ-система условий и средств, обеспечивающ реальные возм для реализации граж_ми их прав на МСУ. Система гарантий МСУ вкл в себя: Общие и Спец гарантии 1): Политич, Эконом, Соц, Духовно-культ ценности и устои, кот служат предпосылками развития МСУ в РФ (обеспеч устойчивость и стабильность, создают возмож-ти для реализ компетенции органов МСУ). Полит гарантии –совокуп-ть общест полит институтов, обеспечивающ МСУ возм существовать и развиваться в существ-м режиме. Экон гарантии –наличие мун собственности и собственных фин рес-в. Соц гарантии –развитие мун соц структуры, формир-ние соц групп, с опред соц-эк интересами и потребностями. Духовно-культурн гар –общая система дух ценностей и ориентации в общ-ве, уровень култьтуры и правосозн, степень осознания обществом в целом, органами гос власти и их должност лицами значения МСУ как важнейшей ценности демократич, политико-правовкультуры обще-ва. 2)Спец гарантии –совок-сть правовых норм и инст-в, обеспеч-х возм-сть реализ-и прав МСУ, их правовой защиты от нарушений. Их суть – требования: 1. запрет на огранич прав МСУ,2. обязательность рассмотрения обращения органов и долж лиц МСУ органами гос власти, предпр-ми и организац-ми, 3. гос защита юр силы актов МСУ, 4. Судеб защита прав МСУ, 5. Прокурорский надзор и иные внесуд ср-ва гос. защиты прав МСУ. 3) Гарантии, обеспечение организацию самост-ть МСУ: МСУ не входит в систему органов гос власти, структура огранов МСУ опр-ся населением самосто-но, образование МСУ и кадровая политика в ведении МО, огранич-сть гос контроля над МСУ, предметы ведения МСУ закреплены законодат-но, МО вправе иметь собств-ю символику. 4 )Гарантии, обеспеч фин-эконом самост-ть: 1.гарантируется конституц правом самостоятельно формировать и утверждать, и исполнять МБ МСУ, 2. Право выпускать мун займы, лотереи, кредиты (пол-ть и выд-ть), создавать муницип банки и иные ФинКред учр-ния. 3. МСУ самост-но управляют муниц собств-ю 5) Судебная защита, как юр гарантия МСУ: 1. МСУ гарантируется право на судебную защиту, граждане, органы, и должн лица, проживающие на территории МО в праве пред-ть в суд иски о признании недействит нарушающих права актов гос власти. 6) Гарантии членов выборных органов и долж лиц МСУ: 1. создание условий для осущес-я своих полномочий, 2. защита прав, чести и достоинства, 3. определ-е полномочий на срок не менее 2 лет, 4. закреплен и ограничен правового статуса, 5. запрет (иммунитет) на задержан на территории МО (арест, обыск), 6. наличие спец гарантий, связ-х с пребыванием лиц на других долж-тях. Доп гарантии установлив-ся на уровне законов субъектов РФ, МО 7) Доп соц гарантии для граждан, прожив в закрытых админ-территориальн образованиях (ЗАТО): 1. повыш уровень бюджета, льготы по оплате труда, соц защита, гос страхование, гар занятости. (ФЗ, Акты прав-ва РФ), решение вопросов с переселением и обеспеч жильем граждан, утративших производств или служебн связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: